Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2014 по делу n А46-12412/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

03 апреля 2014 года

                                                      Дело №   А46-12412/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  27 марта 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  03 апреля 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Зайцевой И.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1049/2014) Бюджетного образовательного учреждения г. Омска «Гимназия № 147» на решение Арбитражного суда Омской области от 23.01.2014 по делу № А46-12412/2013 (судья Голобородько Н.А.)

по заявлению Бюджетного образовательного учреждения г. Омска «Гимназия № 147» (ИНН 5505022446, ОГРН 1025501177547)

к 1) Территориальному отделу надзорной деятельности Ленинского административного округа города Омска управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области; 2) Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области

об оспаривании постановления № 412/413/414 от 20.09.2013,

при участии в судебном заседании представителей: 

от Бюджетного образовательного учреждения г. Омска «Гимназия № 147» - Архицкая Ксения Валерьевна (паспорт, по доверенности б/н от 02.10.2013 сроком действия один год);

от  Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, территориального отдела надзорной деятельности Ленинского административного округа города Омска управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области – Егоров Тарас Андреевич (удостоверение, по доверенности № 167 от 06.11.2013 сроком действия до 31.12.2014),

 

установил:

 

Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Гимназия № 147» (далее – заявитель, Учреждение, БОУ «Гимназия № 147») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области в лице отдела надзорной деятельности Ленинского административного округа г. Омска (далее – административный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления № 412/413/414 от 20.09.2013 о назначении БОУ «Гимназия № 147» административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Омской области от 23.01.2014 по делу № А46-12412/2013 в удовлетворении заявленных требований оказано в полном объеме.

Судебный акт мотивирован наличием оснований для привлечения Учреждения к административной ответственности.

Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что административным органом в постановлении не исследовался вопрос о наличии вины Учреждения. Здание гимназии принято в эксплуатацию без нарушений норм и правил пожарной безопасности, величина пожарного риска соответствует нормативной, что подтверждается заключением по независимой оценке пожарного риска.

От Отдела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.

Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции  отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель административного органа поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

На основании распоряжения главного государственного инспектора Ленинского административного округа г. Омска по пожарному надзору Вербенко Д.А. № 393 от 06.09.2013, государственным инспектором Ленинского административного округа г. Омска по пожарному надзору Егоровым Т.А., проведена внеплановая, выездная проверка БОУ «Гимназия № 147», осуществляющего свою деятельность на объекте, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Добролюбова, 22, с целью контроля исполнения предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 297/1/1-6 от 31.10.2012.

В ходе проведения проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, что зафиксировано в акте проверки № 393 от 06.09.2013:

-не выполнены ограждения наружных лестниц и площадок высотой от уровня тротуара более 0,45 м при входах в здание (второй эвакуационный выход) (п. 8.1.3 СП 1.13130.2009);

-выходы на чердак (кровлю) не выполнены через противопожарные люки 2-го типа с размером 0,6x0,8м (ч. 1 ст. 151 ФЗ; п. 8.4* СНиП21-01-97*);

-не отделены лестничные клетки от поэтажных коридоров дверями с приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах (начальная школа) (п. 4.2.7 СП 1.13130.2009);

-ширина эвакуационных выходов в свету выполнена менее 0,8 м (фактически сан. узлы на 1 этаже и в начальной школе - 0,6м) (п. 4.2.5 СП 1.13130 2009).

Присутствовавшая при проведении проверки директор учреждения Погорелова В.И., ознакомившись с актом проверки, выразила свое несогласие, указав, что Учреждение имеет положительное заключение независимой оценки пожарного риска.

06.09.2013 государственным инспектором Ленинского административного округа г. Омска по пожарному надзору Егоровым Т.А. с участием законного представителя БОУ «Гимназия № 147» - директора учреждения Погореловой В.И. в отношении БОУ «Гимназия № 147» составлены протоколы №№ 412, 413, 414 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения вышеуказанных протоколов об административном правонарушении и материалов проверки в отношении заявителя заместителем главного государственного инспектора Ленинского административного округа г. Омска по пожарному надзору Сергиенко А.Е. 20.09.2013 вынесено постановление № 412/413/414 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, в соответствии с которым БОУ «Гимназия № 147» привлечено к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Постановлением от 20.09.2013 № 412/413/414 установлено, что заявителем нарушены требования пожарной безопасности: Правил противопожарного режима Российской федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 25.04.2012 № 390, ст. 90 п. 7 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ п. 7, 23, 42 , 478 ППР в РФ, п. «к», «п» ППР в РФ, (ст. 90 п. 7 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. № 123 ФЗ»), (п. 4.3.4 Свод правил 1.131.30.2009) (ст. 4, 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123, п. 4.2.7 СП 1.13130.2009); (ч.ч. 1, 3, ст. 6, ст. 89 Федерального закона № 123-ФЗ; п. 8.1,3 СП1.13130.2009), а именно:

- руководитель организации не обеспечил наличие планов эвакуации людей при пожаре соответствующих ГОСТ Р 12.2.143-2009 (п. 7 ППР РФ);

- допускается хранение под лестничными маршами вещей и других горючих материалов (пп. «к», «п» 23 ППР в РФ);

- допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (в подвальном помещении, в раздевалке бассейна, в тамбуре, в раздевалке спортивного зала, в холле второго этажа) (п. 42 ППР в РФ);

-руководитель организации не обеспечил наличие огнетушителей (в кабинете биологии) (п. 478 ПНР в РФ утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390);

- ступени лестницы из подвального помещения на путях эвакуации выполнены с различной высотой (фактически 17 см, 12 см, 10 см) (п. 4.3.4 Свод правил 1.131.30.2009);

- в лестничной клетке отсутствует дверь с приспособлением для самозакрывания с уплотнением в притворе, отделяющая лестничную клетку от коридора на втором этаже второго блока (ст. 4, 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123, п.4.2.7 СП 1.13130.2009).

Полагая, что постановление административного органа № 412/413/414 от 20.09.2013 не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы БОУ «Гимназия № 147», последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.

23.01.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Учреждением в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.

По положениям статьи 2 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Бремя ответственности за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

БОУ «Гимназия № 147» является правообладателем здания, расположенного по адресу: Омск, ул. Добролюбова, 22, в связи с чем Учреждение является лицом,

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2014 по делу n А75-7347/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Удовлетворить ходатайство (заявление) (АПК)  »
Читайте также