Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2014 по делу n А75-3981/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

17 марта 2014 года

                                                     Дело № А75-3981/2013

                                                                       

Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2014 года.

Восьмой арбитражный  апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Глухих А.Н.,

судей Верёвкина А.В., Зиновьевой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Кундос Ю.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-106/2014) Администрации городского поселения Советский на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 ноября 2013 года по делу № А75-3981/2013 (судья Козицкая И.А.), принятое по иску ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СЕВЕРАВТОТРАНС» (628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 104, ОГРН 1028600508155) к Администрации городского поселения Советский (628242, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Советский район, г. Советский, 50 лет Пионерии, 11б, ОГРН 1068622000050) о взыскании 6 359 674 рублей 69 копеек,

при участии в судебном заседании:

от Администрации городского поселения Советский – представитель не явился, извещена;

от ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СЕВЕРАВТОТРАНС» – представитель Левченко И.А.  (паспорт, доверенность б/н от 15.10.2013 сроком действия один год);

установил:

 

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СЕВЕРАВТОТРАНС» (далее – ООО «СЕВЕРАВТОТРАНС», истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Администрации городского поселения Советский (далее – ответчик) о взыскании 6 359 674 руб. 69 коп. убытков.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.11.2013 по делу № А75-3981/2013 исковые требования удовлетворены. С Администрации городского поселения Советский в пользу ООО «СЕВЕРАВТОТРАНС» взыскано 6 359 674 руб. 69 коп. убытков, 54 798 руб. 37 коп. расходов по уплаченной государственной пошлине.

Возражая против принятого судебного акта, Администрация городского поселения Советский обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.11.2013 по делу № А75-3981/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

 В обоснование апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

От ООО «СЕВЕРАВТОТРАНС» в порядке статьи 81 АПК РФ поступили письменные пояснения по делу, в которых истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Ответчик, надлежащим образом извещённый в порядке статьи 123 АПК РФ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, не находит оснований для его отмены или изменения исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, 05.09.2012 между Администрацией городского поселения Советский (организатор) и ООО «Северавтотранс» (исполнитель) заключён договор (в редакции протокола разногласий), предметом которого является возмещение исполнителю недополученных доходов в связи с осуществлением пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования.

Согласно пункту 1.3. договора от 05.09.2012 исполнитель принимает на себя обязательства по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по установленным маршрутам (приложение № 1).

Согласно пункту 2.2.4 договора (в редакции протокола разногласий) организатор обязуется возместить исполнителю недополученные доходы, возникшие как разница между фактическими доходами, полученными исполнителем от реализации билетов по тарифам, установленным исполнителем и расходами исполнителя по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по утвержденной производственной программе.

Исполнитель ежемесячно представляет организатору до 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, отчет о фактическом выполнении рейсов и пробеге автобусов, предусмотренных планом на маршруте, по форме согласно приложениям 4,5 к договору с приложением счета-фактуры и акта приемки выполненных работ и ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом - отчет и фактических расходах и полученных доходах по пассажирским перевозкам на обслуживаемых маршрутах по форме, согласно приложению № 6 к настоящему договору.

В соответствии с пунктом 3.3. договора (в редакции протокола разногласий) по окончании отчетного периода организатор на основании расчетов исполнителя в течение месяца после предоставления отчетности, производит перечисление субсидии на возмещение фактически сложившихся недополученных доходов на счет исполнителя, открытый в кредитных организациях.

Как указывает истец, сумма расходов, подлежащих субсидированию в 4 квартале 2012 года, составляет 12 844 691 руб. 25 коп.

Ответчик возместил истцу убытки от выполненных перевозок в 4 квартале 2012 году путем перечисления субсидии в общей сумме 6 484 933 руб. 56 коп.

Размер недополученной субсидии с учетом фактически понесенных затрат в 4 квартале 2012 года составил 6 359 674 руб. 69 коп.

Поскольку ответчиком сумма возмещена не в полном объёме, истец обратился  в суд с  настоящим иском о взыскании с Администрации городского поселения Советский 6 359 674 руб. 69 коп. убытков.

Поддерживая выводы суда первой инстанции, удовлетворившего исковые требования, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Статья 16 ГК РФ устанавливает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

На основании статей 1064 и 1069 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Поскольку возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.

В силу статей 15, 1064, 1069 ГК РФ лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (вреда), должно доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличия причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также реальный размер убытков.

Причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).

В отсутствие хотя бы одного из указанных условий обязанность лица возместить причиненный вред не возникает.

Таким образом, с учётом специфики настоящего спора, истец должен доказать наличие у ответчика обязанности производить выплату субсидий за оказание услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом, факт оказания истцом соответствующих услуг, факт неисполнения должным образом ответчиком обязанности по выплате данной субсидии, а также её размер.

Наличие у ответчика обязанности производить выплаты субсидий за оказание транспортных услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом подтверждается следующим.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В силу статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В абзаце 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг согласно подпункту 3 пункту 2 указанной статьи предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Постановлением Администрации городского поселения Советский от 17.12.2009 № 310 утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования по городским маршрутам регулярного сообщения на территории городского поселения Советский (далее -Порядок).

Порядок устанавливает регламент предоставления субсидии из бюджета городского поселения Советский юридическим лицам, прошедшим конкурсный отбор на право заключения договора на предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов в связи с осуществлением пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского поселения Советский. Расчет субсидии в целях возмещения недополученных доходов осуществляется как разница между фактическими доходами, полученными исполнителем от реализации билетов по установленным тарифам и расходами исполнителями по осуществлению пассажирских перевозок по утвержденной производственной программе (пункт 4 Порядка).

Бюджетные обязательства по выплате субсидии возникают после заключения с исполнителем договора о предоставлении субсидии (пункт 6 Порядка).

Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 настоящей статьи Кодекса.

Ответчик является главным распорядителем бюджетных средств, распределяющим бюджетные ассигнования в виде субсидий на организацию пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории городского поселения Советский в 2012 году.

Изложенное свидетельствует о наличии у ответчика обязанности производить выплату субсидий за оказание транспортных услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом.

Факт оказания данных услуг в 4 квартале 2012 года истцом подтверждается материалами дела.

Истцом размер расходов в связи с оказание данных услуг, подлежащих субсидированию, определен в размере 12 844 608 руб. 25 коп.

Ответчиком оплата субсидии за оказание транспортных услуг по перевозке пассажиров общественным

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2014 по делу n А46-15628/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также