Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по делу n А75-3952/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 02 октября 2008 года Дело № А75-3952/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2008 года. Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2008 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кливера Е.П. судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4338/2008) открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» (далее – ОАО «Сургутнефтегаз»; Общество) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 25.07.2008 по делу № А75-3952/2008 (судья Дубинина Т.Н.), принятое по заявлению ОАО «Сургутнефтегаз» к Сургутскому управлению охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее – административный орган; Управление), о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 30.05.2008 № 324, при участии в судебном заседании: от ОАО «Сургутнефтегаз» − Москалюка В.С. по доверенности от 02.07.2008 № 1399-Д (личность удостоверена паспортом гражданина РФ 6704 070282, выданным ГОМ -1 УВД г. Сургута ХМАО Тюменской области 22.07.2003); Драндусова А.В. по доверенности от 02.07.2008 № 1398-Д (личность удостоверена паспортом гражданина РФ 6708 805889, выданным отделом УФМС России по ХМАО – Югре в г. Сургуте 27.05.2008); Кривобокова Ф.И. по доверенности от 01.01.2008 № 12-Д, действительной до 31.12.2008 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ 6702 915720, выданным ГОМ- 1 УВД г. Сургута и района ХМАО Тюменской области 16.01.2003); от Сургутского управления охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры – представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, УСТАНОВИЛ:
ОАО «Сургутнефтегаз» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Сургутскому управлению охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 30.05.2008 № 324, о привлечении Общества к административной ответственности за нарушение части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в сумме 40 000 рублей Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 25.07.2008 в удовлетворении требования Общества отказано. В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что невключение в государственный водный реестр водного объекта не свидетельствует о его отсутствии как такового, поскольку целью государственного водного реестра является информационное обеспечение комплексного, целевого использования водных объектов. Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного указал, что Обществом было допущено попадание нефтесодержащей жидкости в такой водный объект как болото. Суд первой инстанции также отметил, что оспариваемое постановление административного органа вынесено в срок, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа указал, что состав административного правонарушения по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодатель не связывает с фактическим наступлением вредных последствий для водных объектов. Кроме того, арбитражный суд первой инстанции отметил, что ОАО «Сургутнефтегаз» не были приняты достаточные меры по обслуживанию нефтепровода, что повлекло за собой наличие в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В апелляционной жалобе ОАО «Сургутнефтегаз» просит решение суда отменить, требование юридического лица о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного округа удовлетворить. По убеждению подателя апелляционной жалобы, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют и заинтересованным лицом не подтверждено, что ОАО «Сургутнефтегаз» было допущено загрязнение такого водного объекта как болото. В постановление об административном правонарушении от 30.05.2008 № 324 и протоколе об административном (экологическом) правонарушении от 22.05.2008 не указаны документы, которые подтвердили бы отнесение участка, на котором произошел отказ нефтегазопровода и разлив нефтесодержащей жидкости, к водным объектам, его включение в государственный водный реестр. ОАО «Сургутнефтегаз» указывает, что заключение химической экспертизы от 26.05.2008 получено с нарушением требований действующего законодательства и не может подтверждать факт загрязнения. Общество также указало, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено с нарушением сроков, установленных статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Сургутское управление охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в письменном отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Административный орган сослался на то, что факт отнесения участка, на котором произошел разлив нефтесодержащей жидкости, к водному объекту подтверждается имеющимися в деле документальными доказательствами. Заинтересованное лицо отметило, что состав административного правонарушения по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не связан с фактическим наступлением вредных последствий для водных объектов, в связи с чем, довод заявителя о нарушении государственных стандартов при отборе проб не имеет правового значения. Кроме того, Управление указало на отсутствие нарушения сроков проведения административного расследования, предусмотренных статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В ходе рассмотрения настоящего дела в порядке апелляционного производства от Сургутского управления охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. В связи с заявленным ходатайством судебное заседание проведено в отсутствие представителя заинтересованного лица. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей ОАО «Сургутнефтегаз», суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. 28.01.2008 от ОАО «Сургутнефтегаз» поступило сообщение о разливе нефти в районе куста 615 Восточно-Елового месторождения в результате разгерметизации нефтегазопровода «Нефтегазопровод к. – т.вр.к.617-ДНС» d-219х8мм. Сотрудником Сургутского управления охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры был проведен осмотр, в ходе которого установлено, что место инцидента (некатегорийного отказа) расположено около промысловой дороги в низине болота, в районе куста 615 Восточно-Елового месторождения. Указанное обстоятельство зафиксировано в протоколе осмотра от 31.01.2008. Определением от 24.03.2008 № 73/08-А возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Сургутнефтегаз» по факту совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, а также эффективных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, выразившиеся в загрязнении нефтесодержащей жидкостью участка болота в коридоре трубопроводов в результате разгерметизации нефтегазопровода «Нефтегазопровод к. – т.вр.к.617-ДНС» d-219х8мм. Определением от 24.03.2008 от ОАО «Сургутнефтегаз» истребована информация (сведения), необходимая для разрешения дела об административном правонарушении с указанием представления соответствующих документов. Решением от 24.04.2008 № 10 продлены сроки рассмотрения административного расследования, возбужденного определением от 24.03.2008 № 73/08-А, на основании части 5 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с целью получения информации по вынесенному определению об истребовании сведений. 19.05.2008 проведено обследование места инцидента (некатегорийный отказ) на нефтегазопроводе «Нефтегазопровод к. – т.вр.к.617-ДНС» d-219х8мм в районе куста 615 на Восточно-Еловом месторождении произошедшего 28.01.2008. В ходе осмотра установлено, что место инцидента (некатегорийного отказа) расположено около промысловой дороги в низине болота, в районе куста 615 Восточно-Елового месторождения, участок болота залитый нефтесодержащей жидкостью и площадь водной поверхности болота покрытая радужной пленкой нефтепродуктов составляет ориентировочно 200 квадратных метров. В результате разгерметизации нефтегазопровода «Нефтегазопровод к. – т.вр.к.617-ДНС» d-219х8мм произошло загрязнение болота нефтепродуктами в районе куста 615 на Восточно-Еловом месторождении, что является нарушением статьи 57 Водного кодекса Российской Федерации. Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе об административном (экологическом) правонарушении от 22.05.2008. В ходе осмотра был проведен отбор проб природной поверхностной воды болота у места инцидента (некатегорийный отказ) на нефтегазопроводе «Нефтегазопровод к. – т.вр.к.617-ДНС» d-219х8мм в районе куста 615 на Восточно-Еловом месторождении. Согласно результатов количественной химической экспертизы СО ФГУП «ЦЛАТИ по УрФО» по ХМАО, протоколы КХА № 206, № 207 – содержание нефтепродуктов в воде болота превышают фоновые показатели в 5,4 раза и в 34,5 раза, а содержание хлоридов в 53 и 59 раза, соответственно, превышает предельно-допустимые концентрации вредных веществ. Сургутское управление охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, рассмотрев протокол об административном (экологическом) правонарушении от 22.05.2008, вынесло постановление по делу об административном правонарушении от 30.05.2008 № 324 о привлечении ОАО «Сургутнефтегаз» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в сумме 40 000 рублей. Полагая, что вышеуказанное постановление административного органа нарушает права и законные интересы ОАО «Сургутнефтегаз», последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием. 25.07.2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа принял обжалуемое решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего. В соответствии с частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением является нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение. Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. В порядке статьи 2 Водного кодекса Российской Федерации нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать данному Кодексу. Пунктом 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом и другими федеральными законами. В силу пункта 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Пунктом 4 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации болота отнесены к поверхностным водным объектам. В соответствии с частью 1 статьи 57 Водного кодекса Российской Федерации загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами запрещаются. Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют, что ОАО «Сургутнефтегаз» было допущено загрязнение болота, что подтверждается сообщением Общества от 28.01.2008 о разливе нефти с указанием места разлива нефти и нефтепродуктов (район куста 615 Восточно-Елового месторождения), площади разлива (ориентировочно 566 квадратных метра), причин разлива нефти и нефтепродуктов (инцидент (некатегорийный отказ)), назначения и вида использования территории (акватории) – земли государственного лесного фонда, болото, коридор трубопроводов. Довод подателя апелляционной жалобы со ссылкой на часть 3 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации о том, что ни в протоколе об административном (экологическом) правонарушении, ни в оспариваемом постановлении административного органа не указано, что болото включено в государственный водный реестр, а потому оно не относится к водным объектам, отклоняется по следующим основаниям. Частью 3 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации определено, что государственный водный реестр создается Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по делу n А70-2022/12-2008. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|