Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2010 по делу n А46-6716/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

14 октября 2010 года

                                                       Дело №   А46-6716/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2010 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кливера Е.П.,

судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Леоновой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7822/2010) инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (далее – ИФНС России по САО г. Омска; Инспекция; налоговый орган; заинтересованное лицо)

на решение Арбитражного суда Омской области от 04.08.2010 по делу № А46-6716/2010 (судья Третинник М.А.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Держава» (далее – ООО «Держава»; Общество; заявитель)

к ИФНС России по САО г. Омска,

о признании недействительным решения от 29.01.2010 № 02-33/00807 ДСП,

о признании недействительным требования по состоянию на 06.05.2010 № 5835,

при участии в судебном заседании:

от ООО «Держава» − Сизых О.М. по доверенности от 24.05.2010, сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);

от ИФНС России по САО г. Омска – Вадимовой И.А. по доверенности от 21.01.2010 № 15-56/00684, действительной до 31.12.2010 (удостоверение № 340106 действительно до 31.12.2014); Евстигнеевой С.А. по доверенности от 12.01.2010 № 15/00070-6, действительной до 31.12.2010 (удостоверение № 640987 действительно до 31.12.2014); Гулейчук О.В. по доверенности от 07.06.2010 № 15-56/10548, действительной до 07.06.2011 (удостоверение № 640715 действительно до 31.12.2014); Выдыш О.Е. по доверенности от 16.10.2009, действительной до 09.10.2010 (удостоверение № 640666 действительно до 31.12.2014),

установил:

 

ООО «Держава» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к ИФНС России по САО г. Омска о признании недействительным:

- решения от 29.01.2010 № 02-33/00807 ДСП;

- требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06.05.2010 № 5835.

Решением Арбитражного суда Омской области от 04.08.2010 заявленные Обществом требования удовлетворены.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался, в частности на то, что представленные ООО «Держава» документы подтверждают осуществление им хозяйственной деятельности и наличие у него права на налоговые вычеты.

Суд первой инстанции отметил, что представленные налогоплательщиком документы подтверждают реальность хозяйственных операций.

Суд первой инстанции также не усмотрел в действиях Общества состава налогового правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе ИФНС России по САО г. Омска просит решение Арбитражного суда Омской области от 04.08.2010 по делу № А46-6716/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт – об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Податель жалобы указывает на наличие в действиях ООО «Держава» признаков недобросовестности.

Инспекция считает, что Обществом не подтверждено реальное осуществление операций по покупке нефтепродуктов у своих контрагентов, указывает на то, что ООО «Держава», ООО «Восток», ООО «Гарантия», ООО «КК Держава» действовали согласованно и создали цепочку взаиморасчетов между контрагентами, итогом деятельности которой явилось необоснованное получение ООО «Держава» налоговой выгоды и возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета.

ИФНС России по САО г. Омска не согласна с тем, что судом первой инстанции в качестве доказательств приняты показания Авдеева Е.В.

Налоговый орган указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка доводам о транзитном характере движения денежных средств по расчетным счетам организаций, участвующих в сделке.

Инспекция также не согласна с выводом суда об отсутствии в действиях Общества состава налогового правонарушения по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

ООО «Держава» в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании участвующие в деле лица поддержали свои доводы по мотивам, изложенным выше.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв, заслушав участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

ИФНС по САО г. Омска проведена выездная налоговая проверка в отношении ООО «Держава» на предмет соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2006 по 31.12.2008, о чем составлен акт № 02-33/041430 от 10.12.2009.

29.01.2010 налоговым органом по результатам проверки было вынесено решение № 02-33/00807 ДСП, которым Общество привлечено к налоговой ответственности:

- по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в виде штрафа в общей сумме 6 512 027 руб.;

- по статье 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 212 500 руб.

Кроме того, налогоплательщику предложено уплатить налог на добавленную стоимость и налог на прибыль в общей сумме 32 560 132 руб. и пени за просрочку их уплаты в сумме 6 827 088,89 руб.

На основании указанного решения Обществу было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06.05.2010 № 5835.

Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области, по результатам которой вынесено решение № 16-17/05931 от 28.04.2010 об отказе в удовлетворении жалобы налогоплательщика и оставлении решения ИФНС по САО г. Омска без изменения.

Полагая, что вышеупомянутое решение ИФНС России по САО г. Омска и требование налогового органа являются недействительными и нарушают права и интересы ООО «Держава», последнее обратилась в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.

04.08.2010 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.

I. Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

ООО «Держава» в силу статьи 143 НК РФ в спорный период являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.

Пунктом 1 статьи 146 НК РФ определено, что объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 173 НК РФ устанавливает, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 166 НК РФ предусмотрен порядок исчисления налога на добавленную стоимость, исходя из которого сумма налога при определении налоговой базы на основании статей 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Вычетам подлежат, в частности, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (пункт 2 статьи 171 НК РФ).

Исходя из статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, названных в пунктах 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, документами, дающими право на налоговые вычеты, являются в совокупности счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) в соответствии с порядком, установленным пунктами 5, 6 статьи 169 НК РФ, и первичные документы, подтверждающие принятие товара на учет.

Одновременное соблюдение налогоплательщиком названных условий является необходимым и достаточным для предоставления ему права уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.

В соответствии со статьями 171, 172 НК РФ обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), так как именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиком.

В соответствии со статьей 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 названной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. На основании пункта 6 счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Требования к оформлению счетов-фактур относятся не только к наличию соответствующих реквизитов, но и к достоверности сведений, которые в них содержатся.

ООО «Держава» в соответствии со статьей 246 НК РФ в спорном периоде являлось плательщиком налога на прибыль.

Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.

Статья 252 НК РФ устанавливает, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ при реализации имущества и (или) имущественных прав, указанных в настоящей статье, налогоплательщик также вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества. При этом при реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений статьи 320 настоящего Кодекса.

Из буквального толкования положений пункта 1 статьи 252 НК РФ следует, что обязанность по доказыванию экономической обоснованности произведенных расходов и их взаимосвязи с деятельностью, направленной на получение дохода, законодателем возложена на налогоплательщика.

Требования к оформлению организациями документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций, установлены статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которой все хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать указанные в пункте 2 данной статьи обязательные

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2010 по делу n А75-3854/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также