Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2010 по делу n А81-1212/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 12 октября 2010 года Дело № А81-1212/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2010 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шиндлер Н.А. судей Сидоренко О.А., Золотовой Л.А. при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моисеенко Н.С. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5657/2010) Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.05.2010 по делу № А81-1212/2009 (судья Лисянский Д.П.), по заявлению закрытого акционерного общества «Ныдинское» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании решения от 24.09.2008 № 37 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения при участии в судебном заседании представителей: от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа – Сачук Л.В. по доверенности от 19.07.2010 № 03-06/15211 сроком действия 1 год; от закрытого акционерного общества «Ныдинское» – Кирилова Н.А. по доверенности от 18.08.2010 № 2/10 сроком действия до 31.12.2010; установил: закрытое акционерное общество «Ныдинское» (далее по тексту – ЗАО «Ныдинское», Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту – ИФНС России по г.Надыму ЯНАО, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 24.09.2008 № 37 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налогов (налог на имущество, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование) в сумме 11 993 769 руб., пеней в сумме 1 740 610 руб. 11 коп. и штрафов в сумме 1 861 425 руб. 40 коп. Решением от 26.06.2009 по данному делу № А81-1212/2009 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа требования ЗАО «Ныдинское» удовлетворил частично, признал недействительным решение Инспекции от 24.09.2008 № 37 в части: штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход в размере 234 052 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату сумм единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 14 403 руб. 20 коп.; доначисления налога на имущество организаций в сумме 3 328 053 руб., начисления пени по налогу на имущество организаций в размере 589 765 руб. 37 коп. и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на имущество организаций в виде штрафа в размере 665 610 руб. 60 коп.; доначисления налога на прибыль организаций в сумме 1 883 541 руб., начисления пени по налогу на прибыль организаций в размере 605 369 руб. 43 коп. и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль организаций в виде штрафа в размере 376 708 руб. 20 коп.; доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 1 188 771 руб., начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 31 191 руб. 81 коп. и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 237 754 руб. 20 коп.; доначисления единого социального налога в сумме 3 426 637 руб., начисления пени по единому социальному налогу в сумме 385 981 руб. 67 коп. и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату единого социального налога в виде штрафа в размере 208 369 руб.; доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в сумме 2 166 767 руб., начисления пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в сумме 115 516 руб. 55 коп.; начисления пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 12 785 руб. 18 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.06.2009 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Инспекции – без удовлетворения. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 15.02.2010 решение от 26.06.2009 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 12.10.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А81-1212/2009 отменил в части признания недействительным решения Инспекции от 24.09.2008 № 37 относительно доначисления налога на прибыль (пени, санкций): - по эпизоду, связанному с включением налоговым органом в доходы налогоплательщика сумм, полученных в качестве погашения убытков в связи с изъятием земельных участков; - по эпизоду, связанному с включением налоговым органом во внереализационные доходы субсидий из бюджетов на сумму 19 603 478 руб. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа. В остальной части принятые по настоящему делу судебные акты оставлены без изменения. Отменяя судебные акты суда первой и апелляционной инстанций в указанной части, суд кассационной инстанции в частности указал, что, признавая неправомерным доначисление налога в связи с изъятием земельных участков для государственных (муниципальных) нужд, то есть, в связи с наступлением обстоятельств, не зависящих от волеизъявления Общества, суды в нарушение требований статей 162, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указали, на основании каких доказательств, представленных сторонами в материалы настоящего дела, они пришли к выводу об указанных ими основаниях изъятия, – для государственных (муниципальных) нужд, в связи с наступлением обстоятельств, не зависящих от волеизъявления Общества. По эпизоду, связанному с включением налоговым органом во внереализационные доходы субсидий из бюджетов, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что в нарушение требований суды, делая вывод о наличии в материалах дела доказательств целевого финансирования, предоставляющего в порядке статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации право исключить спорную сумму денежных средств из налогооблагаемой базы, не указали: во-первых, конкретную правовую норму, которой в рассматриваемом случае следует руководствоваться при определении природы поступивших денежных средств (пунктом 14 части 1 статьи 251 или пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации); во-вторых, не дали оценку как налогоплательщику, так и поступившим денежным средствам на предмет их соответствия критериям, изложенным в указанных нормах Налогового кодекса РФ; в-третьих, не указали конкретные доказательства, представленные сторонами в материалы дела и подтверждающие соответствие налогоплательщика и (или) спорных сумм конкретным критериям соответствующей нормы Налогового кодекса Российской Федерации При новом рассмотрении дела в указанной части Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа Обществом были представлены дополнительные доказательства, а именно: распоряжения Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа об изъятии земельных участков, находящихся в пользовании ЗАО «Ныдинское», а также сводный регистр налогового учета с отражением расходов на субсидируемые виды деятельности, договор на обслуживание и содержание государственного жилищного фонда, смета доходов и расходов бюджета по ЗАО «Ныдинское» на 2005 год, анализ исполнения сметы доходов и расходов по принятым бюджетным обязательствам за 2005 год, отчеты о расходовании бюджетных средств. Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.05.2010 при новом рассмотрении дела № А81-1212/2009 в части, направленной судом кассационной инстанции на новое рассмотрение, требования Общества удовлетворены, решение ИФНС России по г.Надыму ЯНАО от 24.09.2008 № 37 признано недействительным в части: доначисления налога на прибыль организаций в сумме 1 883 541 руб., начисления пени по налогу на прибыль организаций в сумме 605 369 руб. 43 коп. и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль организаций в виде штрафа в сумме 376 708 руб. 20 коп. При принятии решения суд первой инстанции исходил из следующего. По эпизоду доначисления налога на прибыль организаций за 2005 год в связи с включением Инспекцией в доходы Общества 11 483 484 руб., полученных Обществом в качестве возмещения убытков в связи с изъятием земельных участков, суд первой инстанции указал, что убытки в виде упущенной выгоды возникли у Общества в результате изъятия земель сельскохозяйственного назначения для государственных и муниципальных нужд, а именно для строительства и эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса согласно специальным актам Ямало-Ненецкого автономного округа и Надымского района: распоряжениям Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.11.2003 № 1069-р, от 24.08.2004 № 777-р, от 24.12.2004 № 1451-р, распоряжениям Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.07.2005 № 37-РА, от 27.10.2005 № 277-РА, в связи с чем в силу положений статей 247, 248, 250, 271, 317 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 279-283 Гражданского кодекса Российской Федерации, возникновение убытков у Общества произошло в результате прекращения права владения и пользования земельными участками по специальным основаниям и не зависело от волеизъявления налогоплательщика; данные убытки включаются в выкупную цену, в связи с чем спорные денежные средства, полученные Обществом в виде компенсации убытков в связи с изъятием земельного участка, правомерно не включены Обществом в качестве внереализационных доходов при расчете налога на прибыль. То обстоятельство, что денежные средства в возмещение убытков и упущенной выгоды выплачивались Обществу ООО «Уренгойгазпром», ООО «Ямбурггаздобыча» и иными предприятиями, в пользу которых изымались земельные участки, в соответствии с позицией суда не нарушает порядок возмещения убытков при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. По второму эпизоду – начисления налога на прибыль в связи с включением Инспекцией во внереализационные доходы полученных Обществом субсидий из бюджетов в общей сумме 19 603 478 руб. на возмещение убытков по жилищно-коммунальному хозяйству, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные денежные средства, поступившие Обществу через Департамент агропромышленного комплекса и Департамент финансов, являются целевыми поступлениями из бюджета, в связи с чем в силу пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Инспекции, денежные средства, полученные налогоплательщиком в виде компенсации убытков (упущенной выгоды), в связи с изъятием земельных участков, на основании положений статей 250, 317 Налогового кодекса Российской Федерации правомерно учтены в качестве внереализационных расходов при расчете налога на прибыль; представленные в материалы дела распоряжения Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа не подтверждают, что целью изъятия земельных участков являлось использование их для государственных и муниципальных нужд, копии этих распоряжений не являются надлежащими; фактически земельные участки были изъяты у Общества и выделены коммерческим организациям, которые и возмещали потери Общества. По второму эпизоду налоговый орган считает, что полученные Обществом денежные средства не могут расцениваться ни в качестве средств целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации), ни в качестве целевых поступлений из бюджета (пункт 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации), поскольку целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы в моменту получении средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов. В данном случае, наличие указанных обстоятельств не доказано, Общество не приобретало каких-либо товаров (работ, услуг) для оплаты которых ему необходимы целевые бюджетные средства, а наоборот, само оказывало услуги и производило товары, на поддержку которых выделены денежные средства. Общество в соответствии с представленным суду апелляционной инстанции отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению. Общество поддерживает выводы суда первой инстанции, считает, что в материалах дела имеются все доказательства, подтверждающие выводы суда. В заседании суда апелляционной инстанции представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции; пояснил, что суд первой инстанции не выполнил указания суда кассационной инстанции. Представитель Общества поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил отказать в ее удовлетворении, решение суда – оставить без изменения. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей Общества и Инспекции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства. Должностными лицами Инспекции на основании решения начальника Инспекции от 31.03.2008 № 22 в период с 31.03.2008 по 29.05.2008 была проведена выездная налоговая проверка ЗАО «Ныдинское» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов: налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, единого налога на вмененный доход, налога на добавленную стоимость, водного налога, земельного налога, единого Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2010 по делу n А70-4355/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|