Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2010 по делу n А81-7572/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/аВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 19 августа 2010 года Дело № А81-7572/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2010 года. Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Зориной О.В. судей Гладышевой Е.В., Семеновой Т.П. при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Мокшиной С.В. рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4098/2010) муниципального унитарного предприятия «Муравленковские коммунальные системы» муниципального образования город Муравленко на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 марта 2010 года, принятое по делу № А81-7572/2009 (судья Лисянский Д.П.) по иску первого заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа к муниципальному унитарному предприятию «Муравленковские коммунальные системы» муниципального образования города Муравленко, Отделу внутренних дел по городу Муравленко о признании недействительными абзацев 2, 3, 4 пункта 3.3.2, дефис 2 абзаца 1 пункта 3.3.3, пункта 3.3.4, первого предложения абзаца 2, первого предложения абзаца 4 пункта 6.2 муниципального контракта № 45-09/ку на отопление, водоснабжение и канализацию, заключенного 01 января 2009 года МУП «Муравленковские коммунальные системы» муниципального образования город Муравленко и Отделом внутренних дел по города Муравленко, установил:
Первый заместитель прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее — прокурор, истец) в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Муравленковские коммунальные системы» муниципального образования города Муравленко (далее — МУП «МКС», податель жалобы, ответчик), Отделу внутренних дел по городу Муравленко (далее — ОВД по г.Муравленко, соответчик) о признании недействительными абзацев 2, 3, 4 пункта 3.3.2., дефис 2 абзаца 1 пункта 3.3.3., пункта 3.3.4., первое предложение абзаца 2, первое предложение абзаца 4 пункта 6.2. контракта № 45-09/ку на отопление, водоснабжение и канализацию, заключенного 01.01.2009 МУП «МКС» и ОВД по г. Муравленко. В обоснование своих требований Прокурор указывает, что абзацы 2, 3, 4 пункта 3.3.2., дефис 2 абзаца 1 пункта 3.3.3., пункт 3.3.4., первое предложение абзаца 2, первое предложение абзаца 4 пункта 6.2. контракта № 45-09/ку от 01.01.2009 на отопление, водоснабжение и канализацию, не соответствуют статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Указу Президента РФ от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» и Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», что в соответствии со статьей 168 ГК РФ влечет недействительность сделки в оспариваемой части в силу ее ничтожности. Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.03.2010 по делу № А81-7572/2009 исковые требования удовлетворены: абзацы 2, 3, 4 пункта 3.3.2., дефис 2 абзаца 1 пункта 3.3.3., пункт 3.3.4., первое предложение абзаца 2, первое предложение абзаца 4 пункта 6.2. контракта № 45-09/ку на отопление, водоснабжение и канализацию, заключенного 01.01.2009 МУП «МКС» и ОВД по г. Муравленко, признаны недействительными. С МУП «МКС» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1000 руб. Не соглашаясь с принятым судебным актом, ответчик в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, указывая в обоснование жалобы на следующие обстоятельства. По мнению подателя жалобы, абзацы 2, 4 пункта 6.2. муниципального контракта № 45-09/к.у. от 01.01.2009 соответствуют действующему законодательству, а ссылка суда на Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» является необоснованной, поскольку наличие мер тарифного регулирования не препятствует установлению сторонами неустойки за неисполнение договорных обязательств в порядке статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Абзацы 2, 3, 4 пункта 3.3.2 и пункт 3.3.3 названного муниципального контракта также не противоречат закону в связи с тем, что к отношениям сторон не может быть применен Указ Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» как акт, не содержащий норм гражданского права и не являющийся федеральным законом, на основании которого могут быть ограничены гражданские права, что противоречит пункту 2 статьи 1 ГК РФ. Более того, истцом не доказано, что объекты, снабжаемые по спорному контракту, относятся к объектам, обеспечивающим безопасность государства, учитывая, что действиями, нарушающими безопасность государства, считаются ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов учреждениям, в которых предусмотрена военная служба, а не приравненная к ней служба. Помимо прочего, ответчик полагает не соответствующим обстоятельствам дела вывод суда первой инстанции о пролонгации муниципального контракта № 45-09/к.у. от 01.01.2009. Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. От МУП «МКС» поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя. При таких обстоятельствах апелляционная жалоба на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрена в отсутствие сторон. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции, считает, что решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 марта 2010 года по делу № А81-7572/2009 подлежит частичной отмене. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между МУП «МКС» (энергоснабжающая организация) и ОВД по г. Муравленко (абонент) заключен муниципальный контракт № 45-09/ку от 01.01.2009 на отопление, водоснабжение и канализацию, предметом которого являлось поставка МУП «МКС» абоненту энергоресурсов (тепловой энергии) и оказание услуг по водоснабжению и канализации, а также принятие и оплата абонентом энергоресурсов и услуг. По условиям абзацев 2, 3, 4 пункта 3.3.2. контракта энергоснабжающая организация имеет право прекратить или ограничить отпуск холодной и горячей воды и (или) прием сточных вод через 1 сутки после направления предварительного уведомления абонента, органам местного самоуправления, местной службе Госсанэпидемнадзора, территориальному подразделению государственной противопожарной службы в следующих случаях: - резкое ухудшение качества воды в источнике питьевого водоснабжения; - получение предписания или решения местных служб госсанэпидемнадзора; - самовольное пользование системами коммунального водоснабжения и канализации; - попадание не разрешенных к сбросу сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации, причинивших ущерб этой системе или приведших к аварии; - устранение последствий аварии на системах коммунального водоснабжения и канализации; - аварийное или неудовлетворительное состояние водопроводных и (или) канализационных сетей абонента; - проведение работ по присоединению новых абонентов в сроки, согласованные с указанными организациями; - проведение планово-предупредительного ремонта. Помимо перечисленного основанием для прекращения или ограничения отпуска горячей и холодной воды и (или) приема сточных вод может являться неуплата абонентом за полученную воду и (или) сброшенные сточные воды при неоднократном нарушении сроков оплаты отпущенной воды и (или) сточных вод (неуплата за два расчетных периода, установленных договором). При этом энергоснабжающая организация действует в последовательности, установленной п. 83 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства от 12.02.1999 № 167. В указанный в соответствующем предупреждении срок абонент обязан погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, меры по обеспечению безопасности людей, по охране окружающей среды и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи воды и (или) сточных вод. В соответствии с дефисом 2 абзаца 1 пункта 3.3.3. контракта энергоснабжающая организация вправе произвести перерыв в подаче, прекращении или ограничении подачи тепловой энергии без согласия абонента, но с обязательным предварительным предупреждением в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии за два периода оплаты, установленных контрактом № 45-09/ку от 01.01.2009. В пункте 3.3.4. контракта стороны согласовали, что при повышении абонентом среднесуточной температуры обратной сетевой воды более чем на 5% против графика, энергоснабжающая организация при условии соблюдения среднесуточной температуры подающей сетевой воды вправе снизить отпуск или полностью прекратить подачу тепловой энергии. Ответственность сторон предусмотрена пунктом 6 контракта. Согласно первому предложению абзаца 2 пункта 6.2. контракта за самовольное подключение систем отопления и подключению их до приборов учета абонент оплачивает энергоснабжающей организации штраф, включающий 5-ти кратную стоимость тепловой энергии по действующему тарифу, потребляемую этими счетами. В случае обнаружения утечек из тепловой сети абонент обязан оплатить энергоснабжающей организации штраф за весь установленный период утечки, включающий 5-ти кратную стоимость тепловой энергии по действующему тарифу из расчета объема сетевой воды, зафиксированного приборами учета энергоснабжающей организации или произведенного энергоснабжающей организации расчета (первое предложение абзаца 4 пункта 6.2. контракта). Полагая, что перечисленные условия муниципального контракта № 45-09/ку от 01.01.2009 противоречат статье 426 ГК РФ, Указу Президента РФ от 23.11.1995г. № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства», Постановлению Правительства РФ от 29.05.2002 № 364 «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета органов, обеспечивающих безопасность государства» и Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском. 1. По вопросу о несоответствии положений контракта Указу Президента РФ от 23.11.1995г. № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства». Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в обжалуемом решении, относительно недействительности положений абзацев 2, 3, 4 пункта 3.3.2, дефиса 2 абзаца 1 пункта 3.3.3. и пункта 3.3.4 муниципального контракта. Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Как следует из пункта 2 статьи 548 ГК РФ, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. По правилам статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором. Условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В соответствии с пунктом 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. Таким образом, приведенные выше нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не исключают, наряду с положениями закона, возможности регулирования отношений, связанных с тепло- и водоснабжением, иными правовыми актами, в том числе и указами Президента Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению возражения подателя жалобы относительно невозможности применения к спорным отношения сторон Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» (далее - Указ). Так, названным Указом определены особые условия отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды) потребителям, обеспечивающим безопасность государства. На основании пунктов 1, 2 Указа ограничение или прекращение отпуска топливно - энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считается действиями, нарушающими безопасность государства. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2002 № 364 «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета органов, обеспечивающих безопасность государства» установлены особые условия подачи тепловой энергии, которые в обязательном порядке включаются в договоры энергоснабжения с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями - потребителями топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства (воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2010 по делу n А75-58/2010. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|