Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010 по делу n А75-291/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

27 мая 2010 года

                                                         Дело №   А75-291/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  20 мая 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  27 мая 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Лотова А.Н.,

судей  Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеенко Н.С.,  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2886/2010) Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.02.2010 по делу № А75-291/2010 (судья Загоруйко Н.Б.), принятое по заявлению Потребительского Жилищно-накопительного кооператива «Новострой» к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе об оспаривании постановления о назначении административного наказания,

при участии  в судебном заседании  представителей:

            от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе - не явился, извещен;

            от Потребительского Жилищно-накопительного кооператива «Новострой» - не явился, извещен;

установил:

Потребительский жилищно - накопительный кооператив «Новострой» (далее по тексту - ПЖНК «Новострой», Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее по тексту - РО ФСФР России в УрФО, Отделение, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 62-09-237/пн от 17.08.2009 о назначении административного наказания за административное правонарушение в виде штрафа в размере 500 000 руб.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.02.2010 по делу № А75-291/2010 заявленные Кооперативом требования удовлетворены.

Суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление Отделения № 62-09-237/пн от 17.08.2009 о привлечении Кооператива к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях   за совершение административного правонарушения, выразившегося в невыполнении в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа и назначении ему административного наказания в виде штрафа в сумме 500 000 руб.

В решении суд первой инстанции указал, что материалами дела подтверждается факт совершения Кооперативом административного правонарушения,  предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако, установив, что оспариваемое постановление принято административным органом с пропуском срока, установленного статьей 4.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой  инстанции пришел к выводу о том, что постановление является незаконным и подлежит  отмене.      При этом, суд первой инстанции  исходил из того, что в данном случае начало течения срока давности привлечения к административной ответственности должно исчисляться с 17.06.2009, так как последний день исполнения  Кооперативом  предписания  об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 14.05.2009 - 16.06.2009, в то время как оспариваемое постановление вынесено 17.08.2009, то есть  нарушение срока давности привлечения к административной ответственности составило один день.  Кроме того, судом первой инстанции было установлено нарушение административным органом процедуры привлечения  к административной ответственности, выразившееся в неизвещении Кооператива о дате и времени рассмотрения материалов дела об административном правонарушении.

Не согласившись с указанным судебным актом, административный орган  обратился в Восьмой арбитражный апелляционный  суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.02.2010 по делу № А75-291/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных - ПЖНК «Новострой».

В обоснование апелляционной жалобы Отделение указало, что, во-первых, судом первой инстанции неверно исчислен срок давности, установленный статьей 4.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, так как    данный срок должен исчисляться с 17.06.2009 (день, следующий за днем, совершения правонарушения), оспариваемое постановление вынесено 17.08.2009, то есть в пределах  двухмесячного срока, установленного статьей 4.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. Во-вторых, податель апелляционной жалобы считает, что является не верным вывод суда о неизвещении Кооператива о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, так как в материалах дела имеются все извещения, подтверждающие уведомление Кооператива о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

Административный орган  и Кооператив, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не представлены. Заявителем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о дате судебного заседания.

Суд апелляционной инстанции, изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.

При осуществлении контроля за выполнением требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах РО ФСФР России в УрФО было установлено, что Кооперативом, в нарушение подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ, «О жилищных накопительных кооперативах», Приказа ФСФР России от 17.02.2006 № 06-17/пз-н,  не представил  в РО ФСФР России в УрФО ежеквартальную отчетность о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости его деятельности за 4 квартал  2008 года.

Для устранения указанного нарушения РО ФСФР России в УрФО выдало Кооперативу предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 14.05.2009   № 62-09-СК-/084759, в соответствие с которым Кооперативу предписывалось представить ежеквартальный отчет  о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости его деятельности за 4 квартал  2008 года.

Данное предписание должно быть исполнено в срок до 16.06.2009 включительно.

Предписание получено Кооперативом 26.05.2009, что подтверждается копией уведомления о вручении почтового отправления  (л.д. 56).

В установленный срок Кооператив  не исполнил предписание РО ФСФР России в УрФО от 14.05.2009   № 62-09-СК-/084759.

22.07.2009  уполномоченным должностным лицом РО ФСФР России в УрФО был составлен протокол об административном правонарушении № 62-09-421/пр-ап, о наличии в действиях Кооператива признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью  9 статьи  19.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и иных материалов дела заместителем руководителя РО ФСФР России в УрФО вынесено постановление от 17.08.2009  № 62-09-237/пн о привлечении Общества к административной ответственности на основании части  9 статьи 19.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях   в виде штрафа в размере 500 000 руб.

Кооператив, полагая, что указанное постановление не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы,  обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры  с настоящим заявлением.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.02.2010 по делу № А75-291/2010 заявленные Кооперативом требования удовлетворены.

Означенное решение обжалуется административным органом  в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266,  268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции,  не находит   оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с частью  1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317 «Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является федеральная служба по финансовым рынкам.

Согласно пункту 5.3.7 данного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.

Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.

Объективной стороной указанного правонарушения является неисполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом. Для правильного определения наличия события вменяемого административного правонарушения необходимым условием является законность выданного административным органом предписания.

В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» контроль за деятельностью кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений, а также за соблюдением кооперативом требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и его территориальными органами.

Из подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» следует, что кооператив обязан ежеквартально представлять отчетность о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости его деятельности и иных требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков;

Приказом ФС ФР России от 17.02.2006 № 06-17/пз-н (в ред. Приказа ФС ФР России от 03.10.2006 № 06-112/пз-н) утвержден Порядок представления жилищными накопительными кооперативами ежеквартальной отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости (далее - Порядок)

Порядком установлены состав, сроки и процедура представления ежеквартальной отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости жилищными накопительными кооперативами, а также иными организациями, привлекающими и использующими денежные средства.

В соответствии с пунктом 2 Порядка ежеквартальный отчет представляется в соответствующий территориальный орган ФСФР России по месту нахождения Кооператива, по формам, прилагаемым к настоящему Порядку и состоящим из:

- формы 1 «Общие сведения о жилищном накопительном

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010 по делу n А70-7846/2007. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также