Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2010 по делу n ВУЮРЕПУТАЦИЮ.. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 02 апреля 2010 года А75-9456/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2010 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Киричёк Ю.Н., судей Рыжикова О.Ю., Кливера Е.П., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-986/2010) Инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.12.2009 по делу № А75-9456/2009 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании к Инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры, Управлению Федеральной налоговой службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югра об оспаривании действий, выразившихся в отказе в осуществлении списания безденежной к взысканию задолженности, при участии в судебном заседании представителей: от Инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры – Кочкин Н.Н. по доверенности от 21.01.2010 сроком действия 3 года; от открытого акционерного общества «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании – Исламова Г.М. по доверенности № 10/07 от 14.05.2007 сроком действия по 14.05.2010; от Управления Федеральной налоговой службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югра - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом; установил:
открытое акционерное общество «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании (далее - ОАО «Томскнефть» ВНК, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – ИФНС России по Сургутскому району ХМАО – Югры, инспекция, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – УФНС России по ХМАО – Югре) о признании незаконными действий ответчиков, выразившихся в отказе в осуществлении списания безнадежной к взысканию задолженности по платежам за добычу углеводородного сырья в сумме 1 211 757 руб., в том числе платежа 929 935 руб., пени - 248 223 руб., штрафа - 33599 руб. и платежа за добычу подземных вод в сумме 65 877 руб., в том числе платежа - 46 517 руб., пени 19 360 руб. и о возложении обязанности на налоговый орган принять решение о списании безнадежной к взысканию задолженности по указанным платежам, пени и штрафам. Заявитель до принятия по делу итогового судебного акта в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказался от заявленных требований к УФНС России по ХМАО – Югре. Решением от 08.12.2009 по делу А75-9456/2009 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры удовлетворил заявленные Обществом требования. Производство по делу в части требований ОАО «Томскнефть» ВНК к УФНС России по ХМАО – Югре прекращено, в связи с отказом Общества от указанных требований. При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что в настоящий момент на лицевом счете ОАО «Томскнефть» ВНК числится задолженность по платежам за добычу углеводородного сырья и платежам за добычу подземных вод, и, несмотря на вступившее в законную силу решение суда, установившее факт исполнения обществом обязанности по уплате обязательных платежей, налоговый орган предпринимал действия по принудительному взысканию задолженности по указанным платежам, в связи с чем Инспекция в силу положений пункта 3 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации обязана принять решение о признании соответствующих сумм задолженности безнадежными к взысканию и списать их. При этом отсутствие установленного Правительством Российской Федерации порядка списания не препятствует налоговому органу исключить из данных лицевого счета Общества безнадежные ко взысканию суммы платежей за добычу углеводородного сырья и платежей за добычу подземных вод и тем самым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика. В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм процессуального и материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества. По мнению подателя жалобы, при рассмотрении дела судом первой инстанции не установлено право Общества на обращение в арбитражный суд по данному спору в соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации и статьей 137 Налогового кодекса Российской федерации. Данный довод мотивирован тем, что заявление Общества, касающееся некорректного ведения лицевого счета не связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, Налоговый кодекс Российской Федерации не регламентирует порядок ведения лицевых счетов налоговым органом, следовательно, их данные не могут быть обжалованы в судебном порядке. Кроме того лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение положений ведомственных документов. Поэтому не отражение в лицевом счете налоговых платежей само по себе не ущемляет права налогоплательщика, так как не может служить основанием для принятия каких-либо принудительных мер в отношении обязательств налогоплательщика. В отношении спорных сумм Инспекцией каких либо принудительных мер по их взысканию не принимается. Инспекция в апелляционной жалобе указывает на то, в соответствии с пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации урегулирован только порядок признания безнадежной к взысканию и списании задолженности по федеральным налогам и сборам в случае ликвидации организации. Законодательством о налогах и сборах не урегулирован порядок признания безнадежной к взысканию и списания сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в случае, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы, равно как и не установлено ответственного органа, для принятия решения о признании рассматриваемой задолженности безнадежной к взысканию и списанию. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель ОАО «Томскнефть» ВНК в устном выступлении в заседании суда апелляционной инстанции и в заблаговременно представленном отзыве отклонил доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Суд апелляционной инстанции в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя УФНС России по ХМАО – Югре, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявившего ходатайство об его отложении. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей налогового органа и ОАО «Томскнефть» ВНК, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. 17.05.1999 со счета ОАО «Томскнефть» ВНК по платежным поручениям № 205 на сумму 1 211 757 рублей, № 206 на сумму 65 877 рублей в коммерческом банке ОАО «Банк «МЕНТАТЕП» были списаны денежные средства в качестве уплаты платежей за добычу углеводородного сырья и подземных вод, пени и штрафов. 18.05.1999 у ОАО «Банк «МЕНАТЕП» была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, Приказом Центрального Банка России №ОД-312 от 28.05.2002 года ОАО «Банк МЕНАТЕП» исключен из книги государственной регистрации кредитных организаций. 16.07.1999 Общество поставило в известность Инспекцию о том, что на основании платежных поручений №205 на сумму 1 211 757 руб. и №206 на сумму 65 877 руб. с расчетного счета Общества в банке ОАО «Банк «МЕНАТЕП» 17.05.1999 были списаны денежные средства в погашение задолженности по соответствующим платежам, и просило Инспекцию считать обязанность по уплате данных платежей исполненной (л.д.41). Согласно письму от 18.10.1999 исх. №240-5429 Общество 05.10.1999 повторно обратилось в адрес руководителя Инспекции с просьбой о внесении изменений в лицевые карточки Общества - об уменьшении недоимки Общества на суммы, уплаченные 17.05.1999 с расчетного счета в ОАО «Банк «МЕНАТЕП» по платежным поручениям №205 и №206. Инспекция требования Общества оставила без удовлетворения, и продолжала числить задолженность Общества как недоимку, в то время как в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налоговых платежей, пени и штрафов была Обществом добровольно исполнена путем предъявления в банк платежных поручений на уплату соответствующих платежей. Указанное послужило основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании незаконным бездействия руководителя Инспекции по учету перечисленных денежных сумм по платежным поручениям № 205 и № 206 от 17.05.1999 в уплату налогов, пени, штрафов в общей сумме 1277634 руб. и обязании обеспечить отражение в карточках лицевых счетов Общества сумм, указанных в платежных поручениях Общества от 17.05.1999 №205 и №206. Решением Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа от 22.06.2000 по делу № А-75-983-А/00 признал незаконными действия должностного лица Инспекции, выразившиеся в отказе в проведении операций в лицевом счете Общества по учету уплаты в соответствующие бюджеты налогов, пени и штрафов, перечисленных 17.05.1999 по платежным поручениям №205 в сумме 1 211 757 руб. и №206 в сумме 65 877 руб., и обязал налоговый орган произвести операции в лицевом счете Общества по учету уплаты а соответствующие бюджеты налогов, пени, штрафов, перечисленных 17.05.1999 по платежным поручениям № 205 в сумме 1211757 руб., № 206 в сумме 65877 руб. Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.10.2000 по делу №Ф04/2536-521/А75-2000 решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 22.06.2000 было изменено и резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: «Признать незаконным бездействие руководителя Инспекции МНС РФ по Сургутскому району в отношении платежных поручений ОАО «Томскнефть» ВПК от 17.05.1999г. №205-206, выразившееся в неотражении в оперативно-бухгалтерском учете налогового органа сумм, указанных в данных платежных документах». Инспекция исполнила решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 22.06.2000 после вступления его в силу и провела платежные поручения №205 и №206 от 17.05.1999 в уплату платежей за добычу углеводородного сырья и подземных вод в общей сумме 1 277 634 руб. (1211757 руб. + 65 877 руб.). Позднее Инспекция вынесла решения №318 и №319 от 28.08.2003, № 672 от 17.11.2003 о взыскании налога, сбора и пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, в связи с неисполнением требований об уплате налогов и пени от 18.07.2003№499 и №500, от 08.10.2003 №2240, от 12.09.2003 №1479, от 13.10.2003. № 2244, от 09.11.2003 №2341, которыми взыскивались те же самые платежи и пени, уплаченные платежными поручениями №205 и №206 от 17.05.1999. В этой связи Общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском о признании указанных ненормативных актов Инспекции недействительными. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 19.02.2004 по делу №А-75-2967-А/03-213-А/04, вступившим в законную силу, решения Инспекции о взыскании с Общества налогов и пени №318, №319 от 28.08.2003, №672 от 17.11.2003, а также Требования об уплате налогов и пени №499, №500 от 18.07.2003, №1479 от 12.09.2003, №2240 от 08.10.2003, №2244 от 13.10.2003, №2341 от 09.11.2003 признаны недействительными. Аналогичные судебные споры между Обществом и налоговыми органами были разрешены в пользу Общества (см. постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа 15.12.2003 по делу №Ф04/6275-917/А67-2003). Общество неоднократно обращалось в Инспекцию с просьбой о принятии решения о списании задолженности по платежам, пени и штрафам, списанным с расчетного счета Общества 17.05.1999 по платежным поручениям №205 и №206, о чем свидетельствуют исходящие письма №42-881 от 09.12.2004, №42-395 от 18.07.2005, №42-614 от 26.09.2005, №42-690 от 07.09.2006, №42-448 от 12.05.2008 имеющиеся в материалах дела. Инспекция письмом от 29.05.2008 исх. №03-27/3542 в ответ на письмо Общества №42-448 от 12.05.2008 сообщила, что списание недоимки по налоговым платежам производится в порядке, установленном Правительством РФ от 12.02.2001 №100, которым не предусмотрено оснований для списания имеющейся недоимки Общества по платежам за добычу углеводородного сырья и платежам за добычу подземных вод, кроме того данные платежи в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2002 №51-ФЗ относятся к неналоговым платежам, а законодательством не предусмотрен порядок списания задолженности по неналоговым платежам (л.д. 65-66). Общество обращалось в Инспекцию с заявлениями от 16.03.2009 исх. №42-186, от 30.03.2009 исх. №42-225 о принятии решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по платежам за добычу углеводородного сырья (в сумме 1 211 757 руб., в т.ч. платеж - 929 935 руб., пени - 248 223 руб., штраф - 33 599 руб.) и платежам за добычу подземных вод (в сумме 65 877 руб., в т.ч. платеж - 46 517 руб., пени- 19 360 руб.) (л.д. 24-25). В ответ на данные заявления Инспекция письмом от 08.04.2009 исх. №09-29/2679 отказала в принятии решения о признании безнадежными к взысканию и списании указанных платежей, ссылаясь на отсутствие изменений в Постановлении Правительства РФ от 12.02.2001 №100, которым установлен порядок списания безнадежной к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам. Не Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2010 по делу n А46-13830/2009. Постановление апелляционной инстанции (дополнительное) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|