Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 по делу n А46-15051/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

01 апреля 2010 года

                                                    Дело №   А46-15051/2009

Резолютивная часть постановления объявлена  25 марта 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  01 апреля 2010 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Лотова  А.Н.,

судей  Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  судебного заседания Леоновой Г.В.,  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-929/2010) Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 22.12.2009 по делу №  А46-15051/2009 (судья Суставова О.Ю.), принятое по заявлению Негосударственного образовательного учреждения «Прайм-сервис», Министерства образования Омской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области при участии: Прокуратуры Омской области о признании незаконным решения от 01.07.2009, предписания от 01.07.2009,

при участии в судебном заседании представителей:

            от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Лаптева Г.В.  по доверенности № 7-05/ГЛ от 14.01.2010 сроком действия до 31.12.2010; Стогова Ю.В.  по доверенности № 18-05/ЮС от 23.03.2010 сроком действия до 31.12.2010;

            от Негосударственного образовательного учреждения «Прайм-сервис» - Издон Л.Э.  по доверенности б/н от 15.04.2009 сроком действия 3 года; Смирнов А.Ю.  по доверенности б/н от 28.05.2009 сроком действия 3 года;

            от Министерства образования Омской области - Сизова Л.А.  по доверенности № 10/МОБР-1054 от 19.02.2010 сроком действия 1 год;

            от Прокуратуры Омской области -  Шельманов А.Е. предъявлено удостоверение;

установил:

 

Негосударственное образовательное учреждение «Прайм-сервис» (далее по тексту - заявитель, НОУ «Прайм-сервис») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее по тексту - Омское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 01.07.2009.

Определением Арбитражного суда Омской области от 08.10.2009 по делу № А46-15051/2009 было удовлетворено ходатайство Министерства образования Омской области о вступлении в дело в качестве заявителя и исключении из числа третьих лиц (привлечено в качестве третьего лица определением Арбитражного суда Омской области от 03.08.2009 по делу № А46-15051/2009).

Министерство образования Омской области в своем заявлении в Арбитражный суд Омской области просило признать незаконными решение и предписание Омского УФАС России от 01.07.2009.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству Омского УФАС России и прокуратуры Омской области определением Арбитражного суда Омской области от 03.08.2009 по делу № А46-15051/2009 была допущена к участию в деле в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Прокуратура Омской области.

Решением Арбитражного суда Омской области от 22.12.2009 по делу № А46-15051/2009  заявленные Обществом требования удовлетворены  в полном объеме.

Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции не усмотрел  совокупности обстоятельств, позволяющих квалифицировать действия НОУ «Прайм-сервис» и Министерства образования Омской области в качестве совершенных с нарушением требований части 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии оснований для вынесения Омским УФАС России решения от 01.07.2009.

Не согласившись с указанным судебным актом, Омское УФАС России обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный  суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение  Арбитражного суда Омской области от 22.12.2009 по делу № А46-15051/2009  отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Обществом.

 В обоснование апелляционной жалобы антимонопольный орган указал, что выводы суда первой инстанции, содержащиеся в оспариваемом решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В частности, податель апелляционной жалобы  считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Министерство образования Омской области не обладает исполнительно-распорядительными и контрольными  полномочиями в отношении органов управления образованием муниципальных районов. Данный вывод,  по мнению подателя апелляционной жалобы, противоречит статье 29 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и Указу Губернатора Омской области от 15.03.2004 № 63. Также Омское УФАС России считает, что суд первой инстанции не обоснованно  отклонил довод   антимонопольного органа о незаконном проведении Министерством образования Омской области закрытого конкурса на право поставки программного продукта  для автоматизации бюджетного учета. Как указано в апелляционной жалобе,  в данном случае судом неверно применены нормы Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1, Положения об организации закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента   Российской Федерации «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» от 08.04.1997 № 305, Положения о Министерстве экономики Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 19.02.2004 № 33. Как указывает податель апелляционной жалобы, согласно конкурсной документации, Министерство образования Омской области изначально ограничило доступ к участию в конкурсе поставщиков программных продуктов разработчиков иных программных  продуктов, кроме «Образование» и «Парус», что является нарушением статьи 9 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1. Также судом первой инстанции, по мнению подателя апелляционной жалобы не было учтено, что директор НОУ «Прайм-сервис» является также директором и единственным учредителем ООО «Прайм», что является основанием для признания этих юридических лиц группой лиц и свидетельствует о согласованности действий данных организаций.

В судебном заседании представители Омского  УФАС России поддержали доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции считаю незаконным и подлежащим отмене.

Представитель Министерства образования Омской области в судебном заседании, в соответствии с представленным письменным отзывом на апелляционную жалобу,  пояснила, что решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.

Представитель Прокуратуры Омской области в судебном заседании  в соответствии с представленным письменным отзывом на апелляционную жалобу,  пояснил, что решение суда первой инстанции считает незаконным  и подлежащим отмене.

Представители НОУ «Прайм-сервис» в судебном заседании пояснили, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей  лиц, участвующих в деле, изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, установил следующие обстоятельства.

В декабре 2008 года бюджетными учреждениями Омской области с НОУ «Прайм-сервис» заключены договоры купли-продажи абонемента, предусматривающего оказание услуг по информационному и методологическому абонентскому процессу перехода на отраслевую систему оплаты труда. Стоимость каждого договора не превышала предельный размер расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, что позволило их заключить бюджетными учреждениями самостоятельно без проведения процедур по размещению заказа.

Прокуратура Омской области обратилась в Омское УФАС России с письмом от 17.02.2009 № 843-05, в котором указала на неправомерные действия органов власти Омской области по навязыванию бюджетным учреждениям Омской области услуг НОУ «Прайм-сервис».

Приказом руководителя Омского УФАС России в отношении НОУ «Прайм-сервис» и Министерства образования Омской области возбуждено дело № 05/04-09 по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По итогам рассмотрения материалов дела № 05/04-09 Омским УФАС России было принято решение от 01.07.2009 (резолютивная часть решения оглашена 17.06.2009), которым:

- действия Министерства образования Омской области, выразившиеся:

в проведении закрытого конкурса на право поставки программных продуктов в учреждения отрасли «Образование» для автоматизации бюджетного учета;

в создании преимущественных условий участия в конкурсе для компаний, имеющих партнерские отношения с компанией «Парус», посредством указания в конкурсной документации предмета поставки – программных продуктов «Парус»,

в направлении приглашения на участие в закрытом конкурсе только трем компаниям, т.е. необоснованном ограничении числа компаний, имеющих партнерские отношения с корпорацией «Парус», действующих в тот момент времени, в том числе на территории Омской области в количестве не менее пяти, которые могли стать потенциальными участниками конкурса, признаны нарушившими часть 1 статьи 9 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

- действия Министерства образования Омской области, направленные на обеспечение НОУ «Прайм-сервис» преимущества в заключении с подведомственными образовательными учреждениями договоров на оказание услуг по информационному и методологическому абонентскому сопровождению процесса перехода на отраслевую систему оплаты труда, ограничение доступа на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам и координацию действий подведомственных учреждений, выразившиеся:

в извещении специалистами Министерства, курирующими органы управления образованием муниципальных районов Омской области и образовательных учреждения, о необходимости заключения ими договоров купли-продажи абонемента, предметом которых является предоставление услуг по информационному и методологическому сопровождению процесса перехода на отраслевую систему оплаты труда работников образования именно с НОУ «Прайм-сервис»,

в непосредственной передаче учреждениям готовых для подписания экземпляров договоров с НОУ «Прайм-сервис»,

в доведении до сведения органов управления образованием муниципальных районов Омской области и образовательных учреждений информации о том, что указанные договоры следует заключать с НОУ «Прайм-сервис», на обучающих семинарах, проводимых Министерством,

в рассылке по электронной почте в органы управления образованием муниципальных районов Омской области и образовательные учреждения указаний о необходимости заключения вышеуказанных договоров с НОУ «Прайм-сервис»,

в согласии на использование почтовых ячеек учреждений, находящихся в Министерстве и предназначенных для обмена информацией между Министерством и подведомственными ему образовательными учреждениями, для передачи готовых для подписания экземпляров договоров, уже подписанных стороной – НОУ «Прайм-сервис», признаны нарушением части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции»;

- действия Министерства образования Омской области и НОУ «Прайм-сервис», результатом которых стало массовое, синхронное заключение в ограниченный отрезок времени органами управления образованием муниципальных районов Омской области и образовательными учреждениями Омской области, подведомственными Министерству образования Омской области, 175 договоров купли-продажи абонемента, предметом которых является предоставление услуг по информационному и методологическому сопровождению процесса перехода на отраслевую систему оплаты труда работников образования в части использования программного обеспечения, и, следовательно, получение 8 121,435 тыс. руб. дохода НОУ «Прайм-сервис», выразившиеся  со стороны Министерства в координации действий подведомственных Министерству учреждений:

в извещении специалистами Министерства, курирующими органы управления образованием муниципальных районов Омской области и образовательные учреждения, о необходимости заключения ими договоров купли-продажи абонемента, предметом которых является предоставление услуг по информационному и методологическому сопровождению процесса перехода на отраслевую систему оплаты труда работников образования именно с НОУ «Прайм-сервис» и непосредственной передаче учреждениям готовых для подписания экземпляров договоров с НОУ «Прайм-сервис»,

в доведении до сведения органов управления образованием муниципальных районов Омской области и образовательных учреждений информации о том, что указанные договоры следует заключать с НОУ «Прайм-сервис», на обучающих семинарах, проводимых Министерством,

в рассылке по электронной почте в органы управления образованием муниципальных районов Омской области и образовательные учреждения указаний о необходимости заключения вышеуказанных договоров с НОУ «Прайм-сервис»,

в предоставлении возможности использования почтовых ячеек учреждений, находящихся в Министерстве и предназначенных для обмена информацией между Министерством и подведомственными ему образовательными учреждениями, для рассылки готовых для подписания экземпляров договоров, уже подписанных стороной – НОУ «Прайм-сервис»,

в передаче в органы управления образованием муниципальных районов Омской области и образовательные учреждения готовых для подписания экземпляров договоров, уже подписанных стороной – НОУ «Прайм-сервис», через специалистов Министерства;

со стороны НОУ «Прайм-сервис»:

в рассылке готовых для подписания экземпляров договоров, уже подписанных стороной - НОУ «Прайм-сервис», через почтовые ячейки Министерства, предназначенные для обмена информацией между Министерством и подведомственными ему образовательными учреждениями, и через специалистов Министерства,

в заключении при содействии Министерства договоров на оказание услуг, объем которых заведомо неисполним для штатного числа специалистов НОУ «Прайм-сервис»,

признаны согласованными действиями, нарушающими статью 16 Закона «О защите конкуренции».

Также названным решением постановлено выдать Министерству образования

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 по делу n А46-20393/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также