Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по делу n А46-25663/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 25 марта 2010 года Дело № А46-25663/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2010 года Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2010 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рыжикова О.Ю. судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П. при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-923/2010) общества с ограниченной ответственностью "Фитос" на решение Арбитражного суда Омской области от 12.01.2010 по делу № А46-25663/2009 (судья Голобородько Н.А.), по заявлению Прокуратуры Ленинского административного округа г. Омска к обществу с ограниченной ответственностью "Фитос" о привлечении к административной ответственности, при участии в судебном заседании представителей: от ООО «ФИТОС» - Шепелина А.Б. (паспорт серия 5201 № 508306 выдан УВД – 1 Центрального АО г. Омска 30.05.2001, доверенность в материалах дела л.д. 47); от Прокурора Ленинского административного округа города Омска – Пересыпкина К.С. (удостоверение № 081049 выдано 24.04.2009 действительно до 24.04.2012, по служебному поручению), установил: Решением от 12.01.2010 по делу № А46-25663/2009 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования прокурора Ленинского административного округа города Омска (далее – заявитель, административный орган), привлек общество с ограниченной ответственностью «Фитос» (далее – ООО «Фитос», заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал подтверждение материалами дела факта совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. В апелляционной жалобе общество просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на то, что в постановлении о возбуждении административного дела, также как и заявлении, направленном в арбитражный суд, и в решении суда первой инстанции, не указано какие именно действия общества являются виновными. Общество также указывает на то, что не может являться лицом виновным в совершении административного правонарушения, так как юридическое лицо не может быть носителем умысла. Судом первой инстанции необоснованно отклонен довод о наличии провокации в действиях проверяющих лиц, что нарушает права заинтересованного лица, также как отсутствие разрешения ходатайства о запросе в Конституционный суд Российской Федерации. Административный орган в возражениях на апелляционную жалобу с ее доводами не соглашается, считает их необоснованными, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В судебном заседании представитель ООО «ФИТОС» поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции от 12.01.2010 по делу № А46-25663/2009 отменить и принять по делу новый судебный акт. Представитель Прокурора ЛАО г. Омска поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. На вопрос представителя общества, какими нормами оправдывается допущенная провокация, представитель Прокурора ЛАО г. Омска, пояснил, что проведенные оперативно розыскные мероприятия не нарушают права и законные интересы граждан. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, возражения, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. 12.12.2009 Прокуратурой ЛАО г. Омска совместно с ОБЭП КМ ОМ № 4 УВД г. Омска проведена проверка на предмет соблюдения ООО «Фитос» требований законодательства о лицензировании в части исполнения лицензионных требований и условий. В ходе проверки было установлено, что ООО «Фитос» в аптеке, расположенной по адресу: город Омск, улица Труда, дом 21, допустило реализацию лекарственного средства «Престариум А», подлежащего рецептурному отпуску, без рецепта врача. По данному факту сотрудником ОБЭП ОМ № 4 УВД по г. Омску 12.12.2009 составлен акт проверочной закупки. По результатам рассмотрения материалов проверки по факту несоблюдения ООО «Фитос» требований законодательства о лицензировании, прокурором ЛАО г. Омска 17.12.2009 в присутствии директора ООО «Фитос» А.А. Янкелевича было вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО «Фитос» дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. На основании данного постановления заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении ООО «Фитос» к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. 12.01.2010 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности. Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В примечании к указанной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. Согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В силу статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Подпунктом 47 пункта 1 статьи 17 названного Федерального закона предусмотрено лицензирование фармацевтической деятельности; постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее по тексту – Положение о лицензировании). В пункте 4 Положения о лицензировании определены лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности. В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 в качестве лицензионных требований и условий предусмотрено соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах» и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных пунктами «а»-«д» пункта 4 Правил лицензирования признается грубым нарушением лицензионных требований и условий (пункт 5). Пунктами 1, 2, 3 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» определено, что розничная торговля лекарственными средствами осуществляется аптечными учреждениями. Разрешена розничная торговля только лекарственными средствами, зарегистрированными в Российской Федерации. Лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача, подлежат продаже только через аптеки, аптечные пункты. Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача, могут продаваться также в аптечных магазинах и аптечных киосках. Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств. Дополнение к перечню публикуется ежегодно. Пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» предусмотрено, что правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств. В целях развития системы стандартизации в здравоохранении и совершенствования функционирования сферы обращения лекарственных средств приказом Министерства здравоохранения был утвержден и введен в действие Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения». Поскольку Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» был разработан и утвержден в силу пункта 4 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», следовательно, данный документ подлежит применению при оценке действий субъектов, осуществляющих фармацевтическую деятельность, на предмет соблюдения лицензионных требований и условий. В силу требований пункта 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, который согласуется с пунктом 6.1 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80, продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В пункте 2.1 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 № 785, установлено, что все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм. В Перечне лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.09.2005 № 578, лекарственное средство «Престариум А» отсутствует, в связи с чем оно должно продаваться только при предъявлении рецепта врача, оформленного в установленном порядке. Невыполнение лицензиатом этого требования следует расценивать как грубое нарушение лицензионных условий. Судом первой инстанции установлено и материалами подтверждено, что в ходе проверки был выявлен факт продажи препарата «Престариум А» в отсутствие соответствующего рецепта врача. Факт отпуска рецептурного препарата без рецепта врача заинтересованным лицом не опровергнут. Таким образом, вывод суда первой инстанции о нарушении ООО «ФИТОС» лицензионных требований и условий, установленных подпунктом «в» пункта 4 Положения, является правомерным. Судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что в постановлении о возбуждении административного дела, также как и заявлении, направленном в арбитражный суд, и в решении суда первой инстанции, не указано какие именно действия общества являются виновными, поскольку действия описаны в полном объеме и не допускают разночтения и каких-либо не выясненных обстоятельств. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что общество, осуществляя лицензируемый вид деятельности должно выполнять правила установленные данной лицензией, и именно допущение нарушений данных правил является виновными действиями общества, при этом вне зависимости совершения их тем или иным работником общества. Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 14.12.2000 № 244-О. Судом первой инстанции дана верная оценка доводу общество о том, что не может являться лицом виновным в совершении административного правонарушения, так как юридическое лицо не может быть носителем умысла. Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при решении вопроса в отношении юридических лиц об установлении вины требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по делу n А75-9086/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|