Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2009 по делу n А75-5375/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/аВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 17 ноября 2009 года Дело № А75-5375/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2009 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шиндлер Н.А. судей Сидоренко О.А., Ивановой Н.Е. при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моисеенко Н.С. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7276/2009) общества с ограниченной ответственностью «ТНК-ВР Технологии» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.08.2009 по делу № А75-5375/2009 (судья Кущева Т.П.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТНК-ВР Технологии» к Инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании недействительным решения от 17.12.2008 № 5523 и возврате излишне уплаченных регулярных платежей в размере 224 358 руб. при участии в судебном заседании представителей: от общества с ограниченной ответственностью «ТНК-ВР Технологии» – Амади Р.А. по доверенности от 21.05.2009 № 40 сроком действия до 31.12.2009; от Инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – не явился (извещена надлежащим образом); установил:
общество с ограниченной ответственностью «ТНК-ВР Технологии» (далее по тексту – ООО «ТНК-ВР Технологии», Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с требованием (уточненным в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции) о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее по тексту – ИФНС Росси по Сургутскому району ХМАО-Югры, Инспекция, налоговый орган) от 17.12.2008 № 5523 и возложении на Инспекцию обязанности возвратить излишне уплаченные суммы регулярных платежей в размере 224 358 руб. Решением от 26.08.2009 по делу № А75-5375/2009 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа частично удовлетворил заявленные требования, признал недействительным решение Инспекции от 17.12.2008 № 5523 в части отказа в осуществлении возврата переплаты регулярных платежей за пользование недрами в сумме 171 986 руб. Суд возложил на Инспекцию обязанность возвратить Обществу сумму излишне уплаченных регулярных платежей за пользование недрами в размере 171 986 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал. При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что в силу норм статьи 2 Федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации», статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» и приложения № 6 к нему Федеральная налоговая служба является администратором регулярных платежей за пользование недрами в Российской Федерации, соответственно именно этот орган принимает решение о возврата (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске срока на возврат излишне уплаченных платежей за пользование недрами за 4 квартал 2005 года и за 1 квартал 2006 года в сумме 52 372 руб. При этом вывод суда о пропуске срока основан на том, что трехлетний срок на возврат излишне уплаченного налога исчисляется со дня, когда налогоплательщик должен был узнать о переплате, что в данном случае произошло 31.01.2006, то есть когда данные суммы были уплачены в бюджет. Кроме того, суд первой инстанции восстановил по ходатайству Общества срок на обращение в суд. В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу в этой части новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что суд, придя к выводу о пропуске Обществом срока на возврат излишне уплаченного налога, не учел, что в данном случае налогоплательщик обратился в суд не только с требованием о возврате, но и с требованием о признании недействительным решения Инспекции, которым Обществу отказано в возврате излишне уплаченного налога. Данные требования заявлены в рамках установленных для них законом сроков, а именно: трех месяцев на обжалование решения и трех летнего срока исковой давности для требования о возврате. Суд, признав незаконными мотивы отказа в возврате излишне уплаченного налога, изложенные в решении Инспекции, должен был разрешить вопрос о восстановлении нарушенного права путем возложения на Инспекцию обязанности по возврату налога. При этом, обращение в налоговый орган с заявлением о возврате осуществлено Обществом в установленный законом срок, однако решение об отказе в осуществлении возврата было получено Обществом только 09.02.2009, то есть только с данного момента Общество могло узнать о нарушении своего права. Инспекция в соответствии с представленным суду апелляционной инстанции отзывом на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции в обжалуемой части считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению. Налоговый орган поддерживает позицию суда первой инстанции о пропуске Обществом на момент обращения в суд трехлетнего срока на возврат налога, который был излишне уплачен в январе 2006 года. Инспекция, извещенная надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила. Апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой им части. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Общества, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства. Общество обратилось в налоговый орган с заявлением от 19.11.2008 исх. № 649 о возврате из бюджета излишне уплаченных регулярных платежей за пользование недрами в сумме 224 358 руб. Решением от 17.12.2008 № 5523 налоговый орган отказал Обществу в осуществлении возврата указанной суммы, поскольку положения статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации к регулярным платежам за пользование недрами не применимы. Общество, полагая, что решение налогового органа не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании решения недействительным и возложении на Инспекцию обязанности по возврату излишне уплаченных регулярных платежей за пользование недрами в сумме 224 358 руб. Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены в части отказа в осуществлении возврата 171 986 руб. В удовлетворении остальной части требований судом отказано. Означенное решение обжалуется Обществом в суд апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований. В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Поскольку лицами, участвующими в деле не заявлено возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой Обществом части, то есть в части отказа в признании недействительным решения Инспекции от 17.12.2008 № 5523 об отказе в возврате 52 372 руб. и возложении на Инспекцию обязанности по возврату данной суммы излишне уплаченных регулярных платежей за пользование недрами. Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, находит решение подлежащим отмене в этой части по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов. Порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени установлен в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В данном случае, как следует из материалов дела, суммы регулярных платежей за пользование недрами были уплачены Обществом в бюджет в январе 2006 года, соответственно данные суммы возвращаются Обществу в порядке, действовавшем до внесения указанных изменений в статьи 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). Правила настоящей статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов (пункт 11 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации). Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части 1 Налогового кодекса РФ» федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса. Перечень налогов и сборов, подлежащих уплате на территории Российской Федерации, установлен статьями 19 - 21 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». В частности, платежи за добычу полезных ископаемых предусмотрены в составе платежей за пользование природными ресурсами, указанными в подпункте «и» пункта 1 статьи 19 данного Закона, и относятся к федеральным налогам и сборам. В соответствии со статьей 39 Закона Российской Федерации «О недрах», действовавшего в спорный период, при пользовании недрами производятся платежи за пользование недрами и другие платежи и налоги, предусмотренные законодательством. Платежи за пользование недрами установлены и введены статьями 39, 41 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992, то есть до 1 января 1999 года и введения в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, платежи за пользование недрами относятся к налогам в силу указанных выше действующих норм, в силу чего нормы статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации к данным платежам подлежит применению. При таких обстоятельствах отказ налогового органа в возврате излишне уплаченных регулярных платежей за пользование недрами, мотивированный тем, что статьи 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации к данным платежам не применяются, является незаконным. В соответствии с пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Данной нормой установлено начало течения срока для подачи заявления на возврат налога со дня его уплаты. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.06.2001 № 173-О, норма, изложенная в пункте 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. Таким образом, в силу изложенных норм, трехлетний срок для подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога в налоговый орган исчисляется со дня его уплаты. Спорные суммы регулярных платежей за пользование недрами в размере 52 372 руб. (25 818 руб. за 4 квартал 2005 года и 25 818 руб. 1 квартал 2006 года) были уплачены Обществом платежными поручениями от 31.01.2006 (том 1 листы дела 140,141), соответственно в течение трех лет, начиная с 31.01.2006, Общество могло обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате данных сумм, то есть в срок до 31.01.2009. Факт того, что данные суммы являются излишне уплаченными, подтверждается актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам и штрафам от 29.01.2009 и налоговым органом не оспаривается. Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате указанных сумм излишне уплаченных платежей в ноябре 2008 года, то есть в рамках установленного пунктом 8 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2009 по делу n А46-11776/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|