Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015 по делу n А02-119/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                                         Дело № А02-119/2015

резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015

текст постановления изготовлен в полном объеме 18 августа 2015

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего С. Н. Хайкиной

судей С. В. Кривошеиной, Л. Е. Ходыревой

при ведении протокола судебного заседания секретарем А. Г. Горбачевой с использованием средств аудиозаписи

при участии:

от истца: Л. С. Бутушевой по доверенности от 16.03.2014, паспорт;

от ответчика: М. А. Чекурова по доверенности от 10.06.2015, удостоверение

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества «Водопроводно-канализационное хозяйство» и федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай» на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 19.05.2015 по делу № А02-119/2015 (судья Е. Ф. Кириченко)

по иску открытого акционерного общества «Водопроводно-канализационное хозяйство» (ОГРН 1050400825947, ИНН 0411122728) к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай» (ОГРН 1020400665625, ИНН 0408006785) о взыскании 18 789 814,74 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Водопроводно-канализационное хозяйство» (далее – истец, Общество, ОАО «Водоканал») обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском о взыскании с федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай» (далее – ответчик, Учреждение, ФКУ «ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай») 18 789 814,74 рублей, из которых 18 144 595,14 рублей – задолженность за дополнительный сброс сточных вод с содержанием загрязняющих веществ сверх установленных допустимых концентраций, 645 219,60 рублей – проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 07.09.2014 по 12.05.2015.

Также истец просил взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 рублей.

Решением суда от 19.05.2015 с Учреждения взысканы в пользу Общества задолженность в сумме 5 505 175,78 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 30.01.2015 по 12.05.2015 в сумме 128 683,48 рубля, судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 11 993,44 рубля; в остальной части иска отказано.

Не согласившись с решением суда, истец и ответчик обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобами.

Общество в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы истец ссылается возникновение на стороне ответчика неосновательного обогащения; на неприменение судом надлежащих норм материального права; на недопустимость отказа в удовлетворении исковых требований в связи с нарушением Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

В отзыве на апелляционную жалобу Учреждение не согласно с доводами Общества, считает решение суда в оспариваемой части не подлежащим отмене.

Учреждение в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы указано на отсутствие доказательств сброса ответчиком загрязняющих веществ с превышением нормативов допустимых концентраций; на завышение истцом стоимости очистки сточных вод; на неисполнение Обществом обязанностей по надлежащей очистке сточных вод; на необоснованное взыскание с Учреждения государственной пошлины.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу указывает на необоснованность доводов Учреждения относительно отсутствия сброса загрязняющих веществ с превышением нормативов допустимых концентраций.

В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали доводы своих апелляционных жалоб; представитель истца заявил отказ от части исковых требований – требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 78 453,60 рублей.

Поскольку отказ от указанной части исковых требований не противоречит статье 49 АПК РФ и не нарушает прав иных лиц, суд апелляционной инстанции принимает отказ Общества от иска в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 78 453,60 рублей.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает его подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, между Обществом и Учреждением заключены государственные контракты № 242 от 19.02.2013, № 648 от 19.12.2013, № 242 от 13.08.2014, № 242 от 26.11.2014 на водоотведение и очистку сочных вод.

В рамках указанных контрактов Общество в период с 19.02.2013 по 31.12.2013, с 13.08.2014 по 20.11.2014, с 26.11.2014 по 20.12.2014 оказывало Учреждению услуги по водоотведению и очистке сточных вод.

В остальные периоды Общество фактически оказывало Учреждению услуги по водоотведению и очистке сточных вод в отсутствие заключенных контрактов.

В рамках контроля за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод ОАО «Водоканал» неоднократно выявлялись факты превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.

По всем выявленным фактам превышения предельно допустимых концентраций ОАО «Водоканал» произвело расчеты дополнительной платы за очистку сбрасываемых сточных вод и предъявило ее Учреждению.

Поскольку Учреждение не исполнило обязательства по оплате оказанных услуг по приему и очистке сточных вод в добровольном порядке, Общество обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о том, что при отсутствии конкурсного отбора исполнителя фактическое оказание ОАО «Водоканал» услуг по очистке сточных вод не может повлечь возникновение на стороне Учреждения обязанности по оплате задолженности; Учреждение имеет задолженность перед Обществом за оказанные услуги в рамках государственных контрактов; Учреждением осуществлялся сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды; Обществом неверно определен период начисления процентов за пользование чужими денежными средствами; Обществом понесены расходы на оплату услуг представителя.

Арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.

Согласно пункту 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, под лимитом водопотребления (водоотведения) понимается установленный абоненту органами местного самоуправления предельный объем отпущенной (полученной) питьевой воды и принимаемых (сбрасываемых) сточных вод на определенный период времени.

В соответствии с пунктом 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Пунктами 64, 88, 93 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации на абонента возложена обязанность обеспечивать соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.

В силу положений пунктов 65, 67 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализа проб сточных вод, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. При этом анализы контрольных проб производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства и (или) по усмотрению указанной в аттестованной или аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.

Пунктом 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации предусмотрено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

В Республике Алтай нормативы сброса по составу сточных вод утверждены Постановлением Правительства Республики Алтай № 151 от 04.07.2008 «О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы города Горно-Алтайска», Постановлением Администрации города Горно-Алтайска № 29 от 21.03.2008 «Об утверждении Правил приема сточных вод и загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Горно-Алтайска».

Судом первой инстанции установлено, что между ОАО «Водоканал» (исполнителем) и Учреждением (абонентом) заключены государственные контракты № 242 от 19.02.2013, № 648 от 19.12.2013, № 242 от 13.08.2014, № 242 от 26.11.2014, по условиям которых исполнителем осуществляется прием и очистка сточных вод с выгребных ям или с контрольных канализационных колодцев абонента, вывозимых на станцию очистных сооружений.

Абонент обязан осуществлять контроль состава и свойств сбрасываемых сточных вод, систематически представлять в ОАО «Водоканал» данные об объемах и составе сточных вод не реже 1 раза в квартал.

Запрещается сброс сточных вод в системы коммунальной канализации, содержащих, в том числе сточные воды, расход и состав которых может привести к повышению допустимого количества загрязняющих веществ, поступающих в водный объект. Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется ОАО «Водоканал» путем выполнения анализов отбираемых по своему усмотрению: из выгребных ям абонента или с контрольного канализационного колодца, с которой осуществляется вывоз сточных вод на сливную станцию очистных сооружений.

При этом результаты отобранной пробы распространяются на весь объем фактически сброшенных абонентом сточных вод на сливную станцию очистных сооружений, который исчисляется за период: начиная со дня, следующего за днем в котором проводился отбор проб, до дня в котором будет произведен повторный отбор проб представителем ОАО «Водоканал».

В подтверждение факта оказания услуг истцом в материалы дела представлены счета-фактуры, фиксирующие объем оказанных услуг по дополнительной очистке и их стоимость, акты отбора проб для анализа сточных вод, принимаемых на сливную станцию очистных сооружений канализации г. Горно-Алтайска № 708 от 05.02.2014, № 740 от 17.04.2014, № 771 от 09.06.2014, № 806 от 09.09.2014, № 845 от 03.12.2014, протоколы лабораторных исследований № 762 от 11.02.2014, № 07367 от 02.07.2014, № 05264 от 04.07.2014, № 10528 от 17.09.2014, №14615 от 11.12.2014.

По выявленным фактам превышения предельно допустимых концентраций ОАО «Водоканал» произвело расчеты дополнительной платы за очистку сбрасываемых сточных вод на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 167 от 12.02.1999 «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», Постановления Правительства Республики Алтай № 151 от 04.07.2008 «О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы города Горно-Алтайска», Постановления Администрации города Горно-Алтайска № 29 от 21.03.2008 «Об утверждении Правил приема сточных вод и загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Горно-Алтайска».

Установив факт оказания истцом услуг, как в период действия государственных контрактов, так и в период отсутствия контрактных обязательств, суд первой инстанции пришел к выводу о предъявлении Обществом к взысканию 5 505 175,78 рублей задолженности по государственному контракту и 12 639 419,36 рублей неосновательного обогащения.

Поскольку факт оказания дополнительных услуг по очистке сточных вод в рамках государственного контракта подтвержден материалами дела, а расчеты стоимости дополнительно оказанных услуг  соответствуют Постановлению Правительства Российской Федерации № 167 от 12.02.1999 «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», Постановлению Правительства Республики Алтай № 151 от 04.07.2008 «О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы города Горно-Алтайска», Постановлению Администрации города Горно-Алтайска № 29 от 21.03.2008 «Об утверждении Правил приема сточных вод и загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Горно-Алтайска», суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности предъявленной к взысканию задолженности в размере 5 505 175,78 рублей.

Доводы

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015 по делу n А03-1115/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также