Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 по делу n А19-260/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)Шестой арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 06АП-4509/2012
08 ноября 2012 года г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2012 года. Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Козловой Т.Д. судей Михайловой А.И., Ротаря С. Б. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кирбасовой О.А. при участии в заседании: от ОАО «РЖД»: Морозова В.П., представитель, доверенность от 21.11.2011 №936; рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение от 03.08.2012 по делу № А73-6394/2012 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Ульяновой М.Ю. по иску индивидуального предпринимателя Кащишина Андрея Владимировича к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании 499 035 руб. 57 коп. УСТАНОВИЛ: Индивидуальный предприниматель Кащишин Андрей Владимирович (ОГРН 304380427500232, далее - предприниматель Кащишин А.В., грузоотправитель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, далее - ОАО «РЖД», перевозчик) о взыскании пеней за просрочку доставки груза в размере 499 035 руб. 57 коп. Определением суда от 13.03.2012 дело №А19-260/2012 передано по подсудности в Арбитражный суд Хабаровского края. Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.05.2012 дело №А19-260/2012 принято к рассмотрению. Решением суда от 03.08.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме. В апелляционной жалобе (с учетом дополнения) ОАО «РЖД» просит отменить решение суда от 03.08.2012 и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права – пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ. Указывает также на то, что грузоотправителем не соблюдены обязательные технические условия размещения грузов в 4-х вагонах, в результате чего им не обеспечена безопасность перевозимой продукции. Данные обстоятельства привели к коммерческой неисправности в виде выхода досок от основного штабеля и перекосу стоек, для устранения которых груз задерживался на промежуточной станции. В отзыве на апелляционную жалобу (с учетом дополнения) предприниматель Кащишин А.В. выразил несогласие с изложенными в ней доводами. Просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный. В судебном заседании 24.10.2012 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 31.10.2012 до 09 час. 20 мин. В судебных заседаниях апелляционной инстанции представитель ОАО «РЖД» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе (с учетом дополнения), дав по ним пояснения. Предприниматель Кащишин А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечил. Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав представителя ОАО «РЖД» в судебных заседаниях, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему. Установлено, что в период с 03.12.2010 по 27.12.2010 со станции Анзеби Восточно-Сибирской железной дороги грузоотправителем в адрес грузополучателя (ОАО «НМТП») на станцию назначения Мыс Астафьева Дальневосточной железной дороги по железнодорожным накладным №ЭС067423, №ЭС248619,№ЭС276976, №ЭС277088, №ЭС277172, №ЭР711864, №ЭР899403, №ЭС067250, №ЭС067570, №ЭС067777, №ЭС247984, №ЭС469224, №ЭС615817, №ЭС468525, №ЭР714044, №ЭС067716, №ЭС248264, №ЭС276850, №ЭС315209, №ЭС315363 направлен груз (пиломатериал хвойных пород). Нормативный срок доставки по указанным накладным в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 №27 (далее - Правила исчисления сроков) составляет 14 суток. Вагоны, отправленные по указанным железнодорожным накладным прибыли на станцию с нарушением нормативного срока доставки груза, установленного в железнодорожных накладных. Грузоотправитель направил в адрес ОАО «РЖД» претензию от 04.02.2011 №39 с требованием об уплате пеней на основании статьи 97 УЖТ РФ в общей сумме 449 035 руб. 57 коп. В рассмотрении указанной претензии перевозчиком отказано со ссылкой на нарушение порядка её предъявления (вместо железнодорожных накладных приложены квитанции о приеме груза). Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя Кащишина А.В. в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением. Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего. В соответствии со статьей 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Согласно статьям 33, 97 УЖТ РФ за просрочку доставки груза или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, перевозчик уплачивает пеню в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данного груза, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных статьей 29 УЖТ обстоятельств. В обоснование просрочки доставки груза, ответчик указал на отцепку вагонов №52751088, №56364896, №60815156 и №65172645 на станции Хабаровск-2 по причине коммерческой неисправности в соответствии с пунктом 6.3 Правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте группами вагонов по одной накладной, утвержденных Приказом МПС РФ № 32 от 18.06.2003 (далее - Правила № 32). Другие вагоны по утверждению ответчика задержаны в пути следования из-за сложной эксплуатационной обстановки. В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами не могут быть подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Так, в соответствии с пунктом 6.3 Правил исчисления сроков сроки доставки грузов увеличиваются в случаях исправления технической или коммерческой неисправности вагона, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам. О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчиком составляется акт общей формы в двух экземплярах и проставляются соответствующие отметки в накладной (пункт 6.7 Правил исчисления сроков). В графе «Отметки перевозчика» и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка следующего содержания «Груз задержан на станции ________ для (указывается причина задержки). Срок доставки увеличивается на ______, о чём составлен акт общей формы. Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика. В данном случае, как следует из материалов дела, вагоны №52751088, №56364896, №60815156 и №65172645, следующие по железнодорожным накладным №ЭР899403, №ЭС067777, №ЭС615817, №ЭС468525, в период с 24.12.2010 по 02.01.2011 были отцеплены на станции Хабаровск-2 по причине коммерческой неисправности, о чем составлены акты общей формы от 03.01.2011 №001824, от 24.12.2011 №29180, от 07.01.2011 №000104, от 02.01.2012 №4001, от 02.01.2011 №20022, от 19.01.2011 №000121, от 07.01.2011 №20164, от 20.01.2011 №000125 и от 06.01.2011 №20113. Вместе с тем, указанные документы не позволяют сделать однозначный вывод о том, что при погрузке пиломатериалов со стороны грузоотправителя были допущены нарушения технических условий. Кроме того, в силу статьи 27 УЖТ РФ перевозчик имеет право проверить достоверность сведений, указанных грузоотправителем в железнодорожной накладной. Также пунктом 23.2 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом (утверждены приказом МПС РФ №28 от 18.03.2003) предусмотрено, что прием к перевозке грузов в вагонах открытого типа производится перевозчиком путем проведения визуального осмотра груза, в том числе, на предмет соблюдения требований технических условий размещения и крепления груза. Спорные накладные не содержат каких-либо замечаний перевозчика относительно способа размещения и крепления груза на момент отправки груза. Таким образом, приняв груз к перевозке без замечаний, ответчик фактически подтвердил надлежащее крепление груза в вагоне и обязан был доставить груз в установленные договором перевозки сроки. В этой связи отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что грузоотправителем не соблюдены обязательные технические условия размещения грузов в 4-х вагонах. Установив, что груз в этих четырех вагонах доставлен с просрочкой 13, 15, 17 и 20 суток, и перевозчиком не представлены надлежащие доказательства обстоятельств, с которыми Правила исчисления сроков связывают увеличение сроков доставки груза, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания пеней за просрочку груза в указанных вагонах в размере 225 585 руб. Просрочка в доставке груза в вагонах, следующих по железнодорожным накладным №ЭС067423 (7 суток), №ЭС248619 (6 суток), №ЭС276976 (5 суток), №ЭС277088 (5 суток), №ЭС277172 (5 суток), №ЭР711864 (3 суток), №ЭС067250 (7 суток), №ЭС067570 (7 суток), №ЭС247984 (20 суток), №ЭС469224 (1 сутки), №ЭР714044 (3 суток), №ЭС067716 (7 суток), №ЭС248264 (6 суток), №ЭС276850 (5 суток), №ЭС315209 (1 сутки), №ЭС315363 (1 сутки), подтверждена материалами дела. При этом суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы ОАО «РЖД» о продлении срока доставки грузов из-за сложной эксплуатационной обстановки, поскольку обстоятельства, на которые ссылается ответчик, не являются в соответствии с указанными Правилами основанием для увеличения срока доставки груза. В этой связи суд признал обоснованными требования истца о взыскании пеней за просрочку доставки грузов по этим накладным в размере 273 450 руб. 57 коп. Основания для снижения неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ судом первой инстанции не установлены. В апелляционной жалобе доводов относительно этих выводов суда не содержится. Довод жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившихся в нарушении пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ (не оставлении заявления без рассмотрения в связи с несоблюдением претензионного порядка урегулирования спора), судом апелляционной инстанции отклоняется в связи со следующим. Статьей 120 Устава предусмотрено, что до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования. Указанные документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. При необходимости перевозчик вправе потребовать представления оригиналов документов для рассмотрения претензии. Согласно статье 122 Устава порядок предъявления и рассмотрения претензий грузоотправителей, грузополучателей устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. На основании пункта 7 Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 №42 (Правила №42) в случае просрочки доставки груза документом, подтверждающим претензию, является накладная. В силу пункта 8 Правил №42 при оформлении перевозки груза с использованием накладной в электронном виде к претензии прилагается бумажная копия накладной в электронном виде - в случае выдачи перевозчиком грузополучателю на станции назначения бумажной копии накладной в электронном виде по форме ГУ-27у-ВЦ, заверенной в порядке, установленном правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте. В случае выдачи в электронном виде квитанции о приеме груза для перевозки грузоотправителю или накладной грузополучателю к претензии прикладываются их бумажные копии. Федеральным законом от 10.01.2002 №1-ФЗ (в редакции от 08.11.2007) «Об электронной цифровой подписи» определено, что электронный документ - это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Электронный документ с электронной цифровой подписью имеет юридическое значение (пункт 2 статьи 4 Закона). Пунктом 1.14 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 №39 (Правила №39) установлено, что при наличии договора об электронном обмене документами между перевозчиком и грузоотправителем грузоотправителю выдается электронная квитанция о приеме груза, подписанная электронной цифровой подписью перевозчика. Подтверждением получения грузоотправителем от перевозчика электронной квитанции о приеме груза является электронный корешок дорожной ведомости, подписанный ЭЦП грузоотправителя. Корешок дорожной ведомости остается у перевозчика на станции отправления. Как следует из содержания претензии от 04.02.2011 №39, по спорным отправкам были приложены бумажные копии квитанций о приеме груза, содержащие всю информацию о перевозке (дату отправки, номер отправки, срок доставки, станцию отправления, станцию назначения). Материалами дела подтверждается, что между сторонами подписан договор от 23.07.2009 №63-20/268 об электронном обмене данными при подготовке документов для организации перевозок грузов между грузоотправителем и железной дорогой отправления, в котором ОАО «РЖД» и предприниматель Кащишин А.В. предусмотрели обмен электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью, посредством автоматизированной системы ЭТРАН. Согласно абзацу 2 пункта 44 постановления Пленума Высшего Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 06.10.2005 №30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» при наличии спора между заявителем претензии и перевозчиком о необходимости предъявления оригиналов документов арбитражным судам следует исходить из того, что перевозчик должен обосновать необходимость получения им от заявителя таких документов. Предприниматель Кащишин А.В. (грузоотправитель) не участвует в раскредитовании перевозочных документов и не получает железнодорожные накладные. В рассматриваемом Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 по делу n ВОГООБОРОТА.. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|