Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015 по делу n А78-8118/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Чита                                                                                                       Дело № А78-8118/2015

14 октября 2015 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Сидоренко В.А.,

судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае и Прокуратуры Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 августа 2015 года по делу № А78-8118/2015 по заявлению Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае (ОГРН 1047550015853, ИНН 7536055815) о признании незаконным и отмене постановления № ТУ ФС 75-29/15.14 от 01.06.2015,

в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Прокуратура Забайкальского края (ОГРН 1087536002905, ИНН 7536090055), Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536010825, ИНН 7536098079) и Контрольно-счетная палата Забайкальского края (ОГРН 1097536004213, ИНН 7536102529),

(суд первой инстанции: судья Горкин Д.С.),

при участии в судебном заседании:

от Министерства финансов Забайкальского края – Кефера А.И. – министра финансов Забайкальского края, Семенова Д.А. – представителя по доверенности от 09.06.2015, Антроповой В.А. – представителя по доверенности от 16.07.2015, Першиной Н.В. – представителя по доверенности 02.06.2015, Судиновой О.В. – представителя по доверенности от 16.07.2015, Жиряковой Ю.С. – представителя по доверенности от 10.07.2015,

от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае  – Борисовой Е.В. – руководителя, Макаровой С.П. – представителя по доверенности от 07.07.2015,

от Прокуратуры Забайкальского края – Камратовой А.Г. – старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Забайкальского края (удостоверение ТО № 145377 от 04.09.2013),

от Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю – Струковой С.В. – представителя по доверенности от 03.07.2015, Мороз Н.Ю. – представителя по доверенности от 12.01.2015,

от Контрольно-счетной палаты Забайкальского края – Доробалюк С.А. – председателя,

установил:

Министерство финансов Забайкальского края (далее также – заявитель, Минфин Забайкальского края или Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае (далее также – административный орган, ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае или Управление) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № ТУ ФС 75-29/15.14 от 01.06.2015.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 17 августа 2015 года постановление № ТУ ФС 75-29/15.14 от 01.06.2015 о назначении Министерству административного наказания за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 2 575 000 рублей признано незаконным и отменено.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Министерства события вмененного ему правонарушения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае и Прокуратура Забайкальского края (далее также – Прокуратура) обжаловали его в апелляционном порядке. Заявители апелляционных жалоб ставят вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считая его принятым при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильном применении норм материального права, выразившемся в неправильном истолковании закона и неприменении закона, подлежащего применению.

ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае со ссылками на статьи 38, 129, 132, 133, 166, 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 года № 392.

Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов Российской Федерации и местных бюджетов и порядку осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 года № 8н (далее – Порядок кассового обслуживания), указывает, что межбюджетные трансферты выделяются в виде субсидий и субвенций, которые носят исключительно целевой характер.

Таким образом, Управление считает, что поскольку расходование федеральных средств на приобретение в собственность Забайкальского края недвижимого имущества – общежития находящегося по адресу: г. Чита, ул. Матвеева, д. 79, не предусмотрено федеральными целевыми программами, Минфин Забайкальского края допустил нецелевое использование федеральных средств, тем самым совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.

В ходе судебного разбирательства представители административного органа поддержали доводы апелляционной жалобы.

Из апелляционной жалобы Прокуратуры Забайкальского края следует, что ТУ Росфиннадзора вменило Минфину Забайкальского края нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, поскольку из постановления прокурора следует, что конкретная расчетно-платежная операция произведена 31.12.2014 Минфином Забайкальского края за счет средств целевых межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, на цели, не соответствующие условиям их получения.

Как указывает Прокуратура, в деле имеются исчерпывающие доказательства того факта, что по состоянию как на начало, так и на конец дня 31.12.2014 размер остатка неиспользованных межбюджетных трансфертов значительно превышал размер фактического остатка денежных средств на едином счете бюджета края, что свидетельствует об использовании Министерством денежных средств межбюджетных трансфертов в размере разницы между этими величинами на цели, не связанные с целями их предоставления.

В связи с этим Прокуратура Забайкальского края считает несостоятельными доводы Министерства и соответствующие выводы суда первой инстанции о поступлении на единый счет бюджета края 31.12.2014 собственных денежных средств в размере 331,99 миллиона рублей (НДФЛ, акцизы и проч.), что является достаточным основанием для проведения оспариваемого платежа, поскольку, как указывает заявитель апелляционной жалобы, данное поступление не восполнило остаток денежных средств на едином счете бюджета края до величины, превышающей как минимум на 51,5 миллион рублей остаток неиспользованных межбюджетных трансфертов на конец дня 31.12.2014.

Данные доходы, поступившие 31.12.2014, можно считать лишь частичным восстановлением межбюджетных трансфертов, использованных ранее на иные цели.

Прокуратура Забайкальского края указывает, что принцип единства кассы означает лишь то, что все операции с бюджетными средствами конкретному звену бюджетного уровня надлежит осуществлять на одном (едином) банковском (бюджетном) счете, открытом в Центральном банке Российской Федерации, а не на нескольких.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом о бюджете в части, касающейся субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В данном случае законом о бюджете иное предусмотрено, поскольку согласно части 6 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субвенций и межбюджетных субсидий в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В свою очередь, частью 7 статьи 11 Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» установлено, что в 2014 году операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в том числе, с их остатками, не использованными по состоянию на 1 января 2014 года, при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации учитываются на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства. Указанный учет есть не что иное, как увязка расходов бюджета края, производимых за счет межбюджетных трансфертов, с доходами бюджета края, полученными в виде межбюджетных трансфертов.

Таким образом, по мнению Прокуратуры Забайкальского края, судом неправильно применены нормы материального права (неверно истолкован закон) при использовании принципов бюджетной системы, установленных статьями 35, 38.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Из апелляционной жалобы Прокуратуры также следует, что расходуя средства межбюджетных трансфертов в течение 2014 года, в том числе 31.12.2014, на финансирование целей, не связанных с условиями их предоставления, но на цели, определенные законом о бюджете края, Минфин Забайкальского края, по сути, использовал данные средства в виде бюджетного кредита на покрытие кассового разрыва, поскольку для исполнения собственных расходных обязательств края оборотной наличности на едином счете бюджета не хватало.

Нормативным правовым актом самого Минфина Забайкальского края, принятым им, как финансовым органом в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 217.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, запрещено использование нераспределенного остатка целевых средств, находящихся на едином счете бюджета Забайкальского края, в качестве оборотной кассовой наличности для покрытия кассовых разрывов и (или) дефицита бюджета края (пункт 14 Порядка составления и ведения кассового плана бюджета Забайкальского края, утвержденного приказом Минфина Забайкальского края от 29.12.2012 № 145-пд).

Прокуратура Забайкальского края полагает, что материалы дела в полном объеме содержат доказательную базу по факту нецелевого использования средств межбюджетных трансфертов Минфином Забайкальского края, совершенного в виде конкретной расчетно-платежной операции 31.12.2014, в связи с чем, постановление ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, изложил свою позицию согласно доводам апелляционной жалобы.

Министерство представило отзыв на апелляционные жалобы и дополнение к нему, в которых выразило свое согласие с решением суда первой инстанции.

В судебном заседании представители Министерства поддержали доводы отзыва на апелляционные жалобы и дополнения к нему.

Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее – УФК по Забайкальскому краю) отзыв не представило.

В судебном заседании представители УФК по Забайкальскому краю выразили свое согласие с решением суда первой инстанции.

Контрольно-счетная палата Забайкальского края в представленном отзыве на апелляционную жалобу Прокуратуры Забайкальского края также выразила свое согласие с решением суда.

В судебном заседании представитель Контрольно-счетной палаты Забайкальского края изложила свою позицию согласно доводам отзыва.

О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, телеграммой, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 30 сентября 2015 года был объявлен перерыв до 10 часов 10 минут 07 октября 2015 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, проанализировав доводы апелляционных жалоб и отзывов на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Прокуратурой Забайкальского края была проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в Министерстве финансов Забайкальского края, по итогам которой был установлен факт нецелевого использования средств федерального бюджета.

Приложением № 20 к Порядку кассового обслуживания утверждена Справка к Ведомости по движению свободного остатка средств бюджета (ф. 0531820).

Прокуратурой было установлено, что из раздела 1 Справки ф. 0531820 за 30.12.2014 следует, что остаток неиспользованных средств федерального бюджета, полученных в 2014 году в виде целевых трансфертов (субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов), на конец дня 30.12.2014 составил 1 426 070 656,40 рублей (том 2 л.д. 108 – 115).

Остаток неиспользованных средств федерального бюджета, полученных в 2014 году в виде целевых трансфертов,

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015 по делу n А58-1247/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение, направить дело на рассмотрение суда первой инстанции  »
Читайте также