Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2015 по делу n А78-555/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б http://4aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«26» августа 2015 года                                                                   Дело № А78-555/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,

судей Никифорюк Е.О., Басаева Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Забайкальскому краю на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 1 апреля 2015 года по делу №А78-555/2015 по заявлению индивидуального предпринимателя Самсоняна Ашота Гвидоновича (ОГРНИП 309750533600021, ИНН 752920724440, место нахождения: г. Борзя) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Забайкальскому краю (ОГРН 1047503002568, ИНН 7505004063, место нахождения: 674650, Забайкальский край, Забайкальский р-н, пгт. Забайкальск, ул. Железнодорожная, 11) о признании недействительным решения от 30.09.2014 № 2.6-61/7766 (суд первой инстанции: Минашкин Д.Е.),

при участии в судебном заседании:

от  заявителя – Гармановой Е.В., представителя по доверенности от 04.02.2015, Федеровой Е.М., представителя по доверенности от 18.08.2015,

от инспекции – Зиминой Н.С., представителя по доверенности от 03.08.2015,

установил:

Индивидуальный предприниматель Самсонян Ашот Гвидонович (далее также - ИП Самсонян А.Г., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Забайкальскому краю (далее также - налоговый орган, инспекция) с заявлением о признании недействительным решения от 30.09.2014 № 2.6-61/7766 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 1 апреля 2015 года требования удовлетворены.

Признано недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу РФ, решение Межрайонной ИФНС России № 5 по Забайкальскому краю от 30.09.2014 №2.6-61/7766 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №5 по Забайкальскому краю возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предпринимателя.

Суд первой инстанции пришел к выводу о допущении налоговым органом при принятии оспариваемого решения несоблюдения норм Налогового кодекса РФ, выразившихся в неполном обеспечении предпринимателю возможности представить свои объяснения и дополнительные документы, подтверждающие правильность формирования им вычетов по НДС, что могло привести к принятию инспекцией неправомерного решения и затронуть права предпринимателя в сфере его экономической деятельности путем возложения на него обязательства по НДС, не соответствующего действительности.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция обжаловала его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя.

По мнению инспекции, судом первой инстанции не учтено, что на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, досудебного урегулирования спора при апелляционном обжаловании решения инспекции в вышестоящий налоговый орган довод о существенном нарушении инспекцией процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки налогоплательщиком не заявлялся.

Инспекцией соблюдены нормы Налогового кодекса РФ, регламентирующие процедуру рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки.

Предпринимателю в полном объеме обеспечено право представлять свои объяснения и дополнительные документы в рамках камеральной налоговой проверки, в его адрес налоговым органом выставлено сообщение с требованием представления пояснений по вопросу ведения им раздельного учета или внесения соответствующих исправлений в налоговую декларацию. Между тем, предприниматель, представив пояснения, не воспользовался своим правом, предусмотренным пунктом 4 статьи 88 Налогового кодекса РФ, дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет). Представленные предпринимателем с возражениями на акт проверки документы не приняты налоговым органом, поскольку они не подтверждают ведение раздельного учета хозяйственных операций по общей системе налогообложения и ЕНВД.

Доказательства ведения раздельного учета сумм НДС по облагаемым налогом операциям и операциям, не подлежащим налогообложению, в материалах дела отсутствуют, пропорция не составлялась, при исчислении НДС налогоплательщик не учитывал остатки товаров на складе, стоимость которых независимо от того, каким образом товар в дальнейшем будет реализован со склада –в розницу или в опт, полностью относил на налоговые вычеты по НДС.

Инспекция полагает, что последующее представление предпринимателем уточненной налоговой декларации по НДС за тот же период с иными показателями подтверждает, что предпринимателем не организовано ведение бухгалтерского учета для отражения хозяйственных операций, подлежащих налогообложению, и освобожденных от него.

Дополнительно инспекция сослалась на то, что судом первой инстанции возложены дополнительные обязанности на налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки. Положениями статьи 88 Налогового кодекса РФ не предусмотрено дополнительное обращение инспекции к налогоплательщику в связи с представлением последним дополнительных документов за рамками проверки.

В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель указывает на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 01.07.2015.

Дело рассмотрено с участием представителей лиц, участвующих в деле.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель инспекции поддержала доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней,  просила решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Представители предпринимателя в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагали доводы апелляционной жалобы несостоятельными по мотивам, изложенным в отзыве, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнении к ней и отзыве на нее, выслушав пояснения представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании представленной предпринимателем в инспекцию налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2014 года, последней была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт № 2.6-61/10032 дсп от 04.08.2014 и вынесено решение от 30.09.2014 №2.6-61/7766 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Предприниматель в порядке, предусмотренном статьями 137-139 Налогового кодекса РФ, обжаловал решение инспекции в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю, решением которого от 19.12.2014 № 2.14-20/411-ИП/14101 решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения, в связи с чем судом первой инстанции досудебный порядок урегулирования спора признан соблюденным.

Предприниматель Самсонян А.Г., считая, что оспариваемое решение инспекции не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Как следует из оспариваемого решения инспекции, инспекцией в ходе налоговой проверки установлено, что в нарушение пункта 4 статьи 170 и пункта 1 статьи 173 Налогового кодекса РФ налогоплательщиком в 1 квартале 2014 года не исчислена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, в размере 1752455 руб., ввиду необоснованного применения налоговых вычетов (без расчета пропорции и по причине отсутствия раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), подлежащим и не подлежащим налогообложению по общему режиму налогообложения).

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что заявитель в охваченных проверкой периодах являлся плательщиком налога на добавленную стоимость в силу статьи 143 Налогового кодекса РФ, в соответствии с положениями подпунктов 1, 4 пункта 1 статьи 23, пунктов 1, 2, 5 статьи 174 Налогового кодекса РФ обязан представлять налоговые декларации и производить уплату налога в установленные законом сроки.

Согласно статье 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются операции, в том числе реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2, статьи 153 Налогового кодекса РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных   на    стороне    товаров   (работ,    услуг).    При   определении    налоговой   базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Положениями пунктов 1, 2 и 4 статьи 166 Налогового кодекса РФ установлено, что сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи.

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 настоящего Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

В силу пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции: учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость; принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость; принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 настоящей статьи.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. Раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, осуществляется аналогично порядку, предусмотренному абзацем первым пункта 4.1 настоящей статьи.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.

Налогоплательщик вправе не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2015 по делу n А19-21611/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также