Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по делу n А19-13922/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Чита                                                                                                       Дело №А19-13922/2013

«17» июля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Никифорюк Е.О., Ячменёва Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Закрытого акционерного общества «Вторчермет» и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 апреля 2015 года по делу №А19-13922/2013 (суд первой инстанции – Красько Б.В.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Заларинский ремонтно-механический завод» (ИНН 3825004516, ОГРН 1043801910987, далее – истец, ООО «ЗРМЗ») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Закрытому акционерному обществу «Вторчермет»  (ИНН 3808080588, ОГРН 1023801010287, далее – ответчик, ЗАО «Вторчермет»), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – кадастровая палата, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) об исправлении ошибки в Государственном кадастре недвижимости посредством приведения сведений о земельном участке с кадастровым номером 38:04:010105:0090, принадлежащем на праве собственности Закрытому акционерному обществу «Вторчермет», в соответствие с его фактическими геодезическими характеристиками по границе с железнодорожным подъездным путем, принадлежащим Обществу с ограниченной ответственностью «Заларинский ремонтно-механический завод» с указанными координатами.

Истец просил взыскать судебные расходы по делу на оплату повторной экспертизы в размере 100 000 рублей.

Истец отказался от исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ИНН 3808114653, ОГРН 1043801066760).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Открытое акционерное общество «Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых сьемок имени П.Р. Поповича» (ИНН 7722789517, ОГРН 1127747072023, далее - институт).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 апреля 2015 года по делу №А19-13922/2013 исковые требования удовлетворены. Производство по делу в части требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области прекращено.

Закрытое акционерное общество «Вторчермет» обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» также обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в части взыскания судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

ООО «Заларинский РМЗ» в отзыве на жалобы указанных лиц с доводами апеллянтов не согласилось.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 05.06.2015, 20.06.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзыв на жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.07.2012 № 04/004/2012-155 земельный участок, площадью 5678,3 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Заларинский район, п. Залари, ул. Орджоникидзе, 54, с кадастровым номером 38:04:010105:0090 принадлежит на праве собственности Закрытому акционерному обществу «Вторчермет».

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.02.2010 ООО «ЗРМЗ» на праве собственности принадлежит подъездной железнодорожный путь протяженностью 815,9 м., расположенный по адресу: Иркутская область, Заларинский район, п. Залари, ул. Заводская, д. 1А.

Согласно заключению кадастрового инженера Стогний Т.А. при выполнении кадастровых работ по установлению границ земельного участка по адресу: р.п. Залари, ул. Заводская, 1а, установлено несоответствие положения земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Заларинский район, п. Залари, ул. Орджоникидзе, 54, с кадастровым номером 38:04:010105:90. При проведении контрольных измерений по полученным из ГКН сведениям установлено, что определение координат границ земельного участка с кадастровым номером 38:04:010105:90 выполнено с недопустимой погрешностью, так как граница участка проходит по существующему уже более 40 лет железнодорожному пути, принадлежащему ООО «ЗРМЗ».

Данное обстоятельство послужили основанием обращения ООО «ЗРМЗ» в арбитражный суд с иском. Иск обусловлен наличием недостоверных сведений в государственном кадастре об описании земельного участка ответчика, свидетельствующих о наложении (пересечении) его границ на смежный земельный участок, принадлежащий истцу. Исправление кадастровой ошибки состоит в необходимости приведения сведений кадастрового учета в соответствие с фактическим местоположением границ спорного земельного участка. При этом такая ошибка подлежит исправлению в судебном порядке ввиду уклонения ответчика от самостоятельного устранения выявленных противоречий в описании границ спорного земельного участка.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности урегулированы Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре).

Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона о кадастре государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) является систематизированным сводом сведений, в том числе об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе.

В статье 4 Закона о кадастре определены основные принципы ведения ГКН, к которым относятся, в том числе единство технологии его ведения на всей территории Российской Федерации и обеспечение общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование (прекращение существования) такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

Описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок отнесено Законом о кадастре (пункт 3 части 1 статьи 7) к числу сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости. Поэтому внесение в ГКН изменений в сведения о местоположении границ земельного участка означает изменение его характеристик как индивидуально-определенной вещи (объекта земельных и гражданских правоотношений).

Согласно статье 68 Земельного кодекса Российской Федерации при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель используются документы, подготовленные в результате проведения землеустройства.

Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществлялось Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее - Закон о землеустройстве).

В силу статьи 17 Закона о землеустройстве межевание границ земельных участков представляет собой работы по установлению на местности границ участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.

Таким образом, сведения о местоположении земельного участка вносились в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельного участка.

Согласно материалам дела, пояснениям органа кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 38:04:010105:90 поставлен на государственный кадастровый учет 19.11.2013 на основании заявки от 18.11.2003, постановления мэра Заларинского района от 18.11.2003 № 714 «Об утверждении границ земельного участка в п. Залари, ул. Орджоникидзе, 54» и Описания земельного участка, подготовленного Восточно-Сибирским филиалом ФГУП «Госземкадастрсъемка» на основании межевого дела, утвержденного главным специалистом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Иркутской области в Заларинском районе И.К. Саковым 30.09.2004.

Согласно статье 39 Закона о кадастре правоотношения по согласованию местоположения границ земельных участков могут возникнуть между смежными правообладателями земельных участков и только в отношении местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.

В силу пункта 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Согласно правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 № 14765/10, при необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов, представляемых по статье 22 Закона о кадастре для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельного участка. Из совокупности положений, предусмотренных частью 3 статьи 25 и частями 4 и 5 статьи 28 Закона о кадастре, при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.

Поскольку кадастровая ошибка во внесудебном порядке не исправлена, ЗАО «Вторчермет» указало на отсутствие у него намерений по исправлению кадастровой ошибки во внесудебном порядке, ООО «ЗРМЗ» вправе требовать ее исправления путем обращения с соответствующим требованием в арбитражный суд, который принимает об этом решение, что предусмотрено пунктом 5 статьи 28 Закона о кадастре.

Процедура исправления кадастровой ошибки установлена в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 № 42 (далее - Порядок) в соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона о кадастре.

Из пунктов 4, 18, 47 Порядка следует, что исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по делу n А10-6254/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также