Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 по делу n А19-14488/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Чита                                                                                                       Дело №А19-14488/2014

«28» мая 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Ткаченко Э.В., Рылова Д.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Федотова Виктора Федоровича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 марта 2015 года по делу №А19-14488/2014 (суд первой инстанции – Красько Б.В.),

установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Федотов Виктор Федорович (ИНН 382700007678, ОГРНИП 311385023800102 далее – истец, Федотов В.Ф.) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Иркутского районного муниципального образования (ИНН 3827000838, ОГРН 1023802456083, далее – ответчик, администрация) о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 38:06:141904:0006, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в районе п. Первомайский, площадью 85,34 га и обязании Администрацию Иркутского районного муниципального образования принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:06:141904:0006, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в районе п. Первомайский в собственность за плату Федотову Виктору Федоровичу площадью 85,34 га.

При участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Иркутского районного муниципального образования (ИНН 3827016845, ОГРН 1043802453738, далее – комитет).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 марта 2015 года по делу №А19-14488/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Федотов Виктор Федорович обратился с апелляционной жалобой, в которой с учетом поступивших дополнений ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в полном объеме.

Администрация в отзыве на жалобу с доводами Федотова В.Ф. не согласилась.

Комитет отзыв на жалобу не представил.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 29.04.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 17.04.2001 № 547, в редакции дополнительного соглашения от 29.10.2013, заключенного между Администрации Иркутского районного муниципального образования (арендодатель) и заявителем (арендатор), заявителю на праве аренды передан земельный участок общей площадью 85.34 га, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в районе п. Первомайский, с кадастровым номером 38:06:141904:0006 для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 1.1).

Договор заключен сроком на 49 лет (пункт 1.2 договора).

Запись о праве аренды заявителя на земельный участок с кадастровым номером 38:06:141904:0006 внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.12.2001 за № 38-01/06-88/2001-391, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.12.2001.

18.03.2014 (вх. № 1058/10) заявителем подано в Администрацию Иркутского районного муниципального образования письмо от 14.03.2014, которым представлены документы в подтверждение факта надлежащего земельного участка.

Письмом от 09.04.2014 (вх. от 11.04.20154 № 2698/ю) заявителем в орган местного самоуправления представлены дополнительные документы, подтверждающие факта надлежащего земельного участка.

Письмом от 08.05.2014 № 5430 Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования сообщил заявителю об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что представленные заявителем данные не могут являться подтверждением факта надлежащего использования земельного участка.

Полагая, что указанный отказ не соответствует закону и нарушает права и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания (судебного исследования) по делу об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие, и наличие нарушений ими прав, а также законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного правового акта, возлагается на орган, принявший акт.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Как следует из пункта 1 статьи 1 Устава Иркутского районного муниципального образования, Иркутское районное муниципальное образование Иркутской области является единым экономическим, историческим, социальным, территориальным образованием, наделено статусом муниципального района, в состав которого входят городские и сельские поселения, согласно Закону Иркутской области от 16.12.2004 № 94-оз «О статусе и границах муниципальных образований Иркутского района Иркутской области».

В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.

Согласно пункту 3 раздела 2 Положения о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района, утвержденного Решением Думы Иркутского района от 31.10.2008 N 52-392/рд5, КУМИ Иркутского района является специальным уполномоченным органом по распоряжению земельными участками.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ) оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (часть 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации). Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (часть 1 статьи 78 Земельного кодекса).

В силу статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя с орган местного самоуправления) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве (пункт 1); условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются данным Кодексом, Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации (пункт 4).

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом № 101-ФЗ (пункт 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона № 101 -ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя с орган местного самоуправления) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи. В силу пункта 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен арендатором в собственность по рыночной стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Федеральным законом от 23 июня 2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 10 Закона № 101-ФЗ, в соответствии с которыми земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1), гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 4).

Статьей 39.3 Земельного кодекса предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 по делу n А19-9909/08-62. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также