Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 по делу n А19-17223/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда в части и принять новый судебный акт

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                    Дело № А19-17223/2014

14 мая 2015 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Сидоренко В.А.,

судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2015 года по делу № А19-17223/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Охотничье и рыболовное хозяйство» (ОГРН 1023800841570; ИНН 3804021408) к Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области о признании незаконным решения от 05.09.2014 № 74-37-5068/14,

при участи третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства труда и занятости Иркутской области (ОГРН 1073808028250, ИНН 3808170979),

(суд первой инстанции: судья Куклина Л.А.),

в отсутствие представителей участвующих в деле лиц;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Охотничье и рыболовное хозяйство» (далее – заявитель, общество) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области (далее –

Межведомственная комиссия или Комиссия) в части отклонения в полном объеме заявки Общества с ограниченной ответственностью «Охотничье и рыболовное хозяйство» о потребности в привлечении иностранных работников на 2015 год, изложенное в уведомлении Министерства труда и занятости Иркутской области от 05.09.2014 № 74-37-5068/14 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества

Решением суда первой инстанции от 25 февраля 2015 года заявленные требования были удовлетворены полностью.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при принятии оспариваемого решения Межведомственной комиссией по вопросам миграции нарушен пункт 12 Правил определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников, утвержденных Приказом Минтруда России от 23.02.2014 № 27н.

Кроме того, суд первой инстанции указал, что оспариваемое решение Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области, изложенное в уведомлении Министерства труда и занятости Иркутской области от 05.09.2014 №74-37-5068/14, в части отклонения в полном объеме заявки Общества с ограниченной ответственностью «Охотничье и рыболовное хозяйство» о потребности в привлечении иностранных работников на 2015 год, является незаконным, необоснованным и нарушает права и законные интересы общества, создавая препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Комиссия, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.

Из текста апелляционной жалобы следует, что все государственные услуги, в том числе по информированию о положении на рынке труда в Иркутской области, предоставляются на основании заявления граждан и работодателей, тогда как ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» за предоставлением государственных услуг не обращалось.

Заявитель полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что ни протокол Межведомственной комиссии, ни уведомление министерства и не содержат информации о возможности удовлетворения заявленной потребности в работниках за счет национального рынка труда, в том числе путем предоставления такой услуги Центром занятости населения города Иркутска, не основывается на нормах действующего законодательства о занятости населения, поскольку данная обязанность не возлагается на Межведомственную комиссию.

Кроме того, заявитель считает, что судом первой инстанции неправомерно не были приняты во внимание представленные Межведомственной комиссией письма из субъектов Российской Федерации о наличии в данных регионах безработных граждан и ищущих работу по профессии рамщик, в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей заявителя.

Также заявитель ссылается на отсутствие со стороны Общества заказа на целевое обучение в целях подготовки необходимых специалистов в организациях Иркутской области, осуществляющих образовательную деятельность, и замещения российскими гражданами рабочих мест по запрашиваемым профессиям, специальностям, должностям.

Соответственно, по мнению заявителя апелляционной жалобы со ссылкой на соблюдение принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, профессионально-квалификационного состава безработных граждан, возможности их подготовки, либо переподготовки по профессиям и специальностям, на которые предполагается привлечение иностранных граждан, заявка общества была правомерно отклонена Межведомственной комиссией.

О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.

В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов рассматриваемого дела, 25.02.2014 ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» обратилось в Министерство труда и занятости с заявкой о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками (граждане Китая) на 2015 год по специальности рамщик в количестве 55 человек.

01.09.2014 проведено заседание Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области, на котором рассмотрена указанная заявка Общества и принято решение об отклонении ее в полном объеме на основании п. п. «в» п. 12 Правил определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников, утвержденных Приказом Минтруда России от 23.01.2014 № 27н (далее – Правила № 27н) ввиду несоответствия заявки работодателя положению, предусмотренному п. п. «б» п. 10 Правил № 27н (Протокол № 3 заседания Межведомственной комиссии по вопросам миграции от 01.09.2014).

05.09.2014 Министерство труда и занятости Иркутской области письмом № 74-37-5068/14 уведомило ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» об указанном решении Межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области.

Общество, полагая, что решение Межведомственной комиссии в части отклонения заявки о потребности в привлечении иностранных работников на 2015 год, изложенное в уведомлении Министерства труда и занятости Иркутской области от 05.09.2014 № 74-37-5068/14 противоречит законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, обратилось  в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.

Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела, исходя из следующего.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом изложенного суд полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требование заявителя не может быть удовлетворено.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) государственная политика в области содействия занятости населения, в том числе направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда.

В силу статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации.

Привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. Определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 2 Правил № 27н установлено, что потребность, в том числе увеличение (уменьшение) размера потребности, определяется уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее – уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).

В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 233-пп «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Иркутской области» Министерство труда и занятости Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области по определению потребности в привлечении иностранных работников в целях осуществления трудовой деятельности в Иркутской области.

Согласно пунктам 3, 4 Правил № 27н, потребность, в том числе увеличение (уменьшение) размера потребности, определяется на основании заявок работодателей, заказчиков работ (услуг) (за исключением физических лиц, привлекающих иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) (далее – работодатели) о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг), которые рассматриваются межведомственной комиссией субъекта Российской Федерации по вопросам привлечения и использования иностранных работников из числа представителей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъекта Российской Федерации, заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, включая территориальный орган Федеральной миграционной службы, территориальный орган Федеральной налоговой службы, территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее – комиссия субъекта Российской Федерации).

Положение и состав комиссии субъекта Российской Федерации утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В Иркутской области состав комиссии субъекта Российской Федерации утвержден распоряжением Губернатора Иркутской области от 16.05.2014 № 47-р «О составе межведомственной комиссии по вопросам миграции», а Положение – Указом Губернатора Иркутской области от 16.05.2014 № 140-уг «О межведомственной комиссии по вопросам миграции». Согласно пункту 13 Положения «О межведомственной комиссии по вопросам миграции» решения Комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии и оформляются протоколами заседаний Комиссии, которые

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 по делу n А19-6248/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также