Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу n А19-18367/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Чита                                                                                                        Дело №А19-18367/2014

«29» апреля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей Никифорюк Е.О, Ткаченко Э.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «УК «Иркутскслюда» Юрченко А.Л. (доверенность от 12.01.2015), общества с ограниченной ответственностью «Иркутскслюда» Юрченко А.Л. (доверенность от 16.10.2014),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 марта 2015 года по делу №А19-18367/2014 (суд первой инстанции – Дягилева И.П.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «УК «Иркутскслюда» (ИНН 3808225882, ОГРН 1123850037926, далее – ООО «УК «Иркутскслюда», общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Правительству Иркутской области (ИНН 3808163259, ОГРН 1073808005534), Министерству имущественных отношений Иркутской области (ИНН 3808174613, ОГРН 1083808003564) о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Иркутской области от 29.10.2014 №51-37-6679/4 в предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью «УК «Иркутскслюда» за плату земельного участка кадастровый номер 38:36:000034:1954, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Свердлова, общей площадью 334 кв.м., обязании Правительства Иркутской области принять меры по предоставлению ООО «УК «Иркутскслюда» земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:1954, расположенного по адресу: Иркутская область, город Иркутск, ул. Свердлова, общей площадью 334 кв.м. в собственность за плату.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 4 марта 2015 года по делу №А19-18367/2014 заявленные требования удовлетворены.

Министерство имущественных отношений Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.

В частности, заявитель жалобы считает, что судом не дана оценка доводам министерства о том, что документы, подтверждающие нахождение вышеуказанных объектов недвижимости в границах земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:1954, не представлены.

Кроме того, испрашиваемый ООО «УК «Иркутскслюда» земельный участок обременен правами третьего лица.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «УК «Иркутскслюда» с доводами министерства не согласилось.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 04.04.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Остальные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Обществу с ограниченной ответственностью «УК «Иркутскслюда» принадлежат на праве собственности следующие объекты:

- теплопроводная сеть, назначение: нежилое, протяженностью 363 м. инв.№ 2646, лит. I, расположенная по адресу: Иркутская область, г.Иркутск, ул. Свердлова, 40-41, кадастровый номер 38:36:000034:2838;

- водопроводная сеть, назначение: нежилое, протяженностью 142 м., инв.№2440, лит.I, расположенная по адресу: Иркутская область, г.Иркутск, ул. Свердлова, 40-41, кадастровый номер 38:36:000034:2847

- канализационная сеть, назначение: водоснабжения и водоотведения, протяженностью 363 м., инв.№ 2646, лит. I, расположенная по адресу: Иркутская область, г.Иркутск, ул. Свердлова, 40-41, кадастровый номер 38:36:000034:2839;

- забор, назначение: нежилое здание, общей площадью 84,4 кв.м., инв.№38-38- 01/003/2013-121, расположенный по адресу: Иркутская область, г.Иркутск, ул. Свердлова, д.40, кадастровый номер 38:36:000034:15878;

- асфальтовое покрытие, назначение: нежилое, общей площадью 299,3 кв.м., расположенное по адресу: Иркутская область, г.Иркутск, ул. Свердлова, д.40, кадастровый номер 38:36:000034:15777.

Право собственности заявителя на указанные объекты подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 16.08.2013 серии 38 АЕ №199356, от 16.08.2013 серии 38 АЕ №199359, от 16.08.2013 серии 38 АЕ №199357, от 02.07.2014 серии 38 АЕ №432018, от 02.07.2014 серии 38 АЕ №432019.

Земельный участок с кадастровым номером 38:36:000034:1954, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, на котором расположены вышеназванные объекты, находится в аренде у ООО «Иркутскслюда» на основании договора аренды №4435 от 11.11.2010 года.

17.07.2014 года Общество с ограниченной ответственностью «УК «Иркутскслюда» обратилось в Правительство Иркутской области с заявлением о предоставлении из земель населенных пунктов в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:1954, площадью 334 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, г.Иркутск, ул. Свердлова, для эксплуатации расположенных на нем сетей энергоснабжения и объектов недвижимости.

Однако 18.08.2014 Министерство имущественных отношений Иркутской области в письме №51-37-5000/4 отказало в предоставлении в собственность за плату ООО «УК «Иркутскслюда» вышеназванного земельного участка. В качестве оснований для отказа Министерством указано, что в кадастровом паспорте испрашиваемого заявителем земельного участка от 10.07.2014 №3800/601/14-337636 определено разрешенное использование земельного участка – «для благоустройства территории», в то время как заявителем испрашивается земельный участок для эксплуатации расположенных на нем сетей эенергоснабжения и объектов недвижимости. В связи с тем, что кадастровый паспорт на земельный участок, сформированный для благоустройства территории, не может служить основанием для предоставления ООО «УК «Иркутскслюда» в собственность испрашиваемого земельного участка по правилам, предусмотренным статьей 36  Земельного кодекса Российской Федерации, следует, что ООО «УК «Иркутскслюда» в министерство кадастровый паспорт, предусмотренный пунктом 6 Перечня, не представило.

Кроме того, в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка заявителю Министерством имущественных отношений Иркутской области указано на наличие обременения в отношении испрашиваемого участка в виде зарегистрированного ООО «Иркутскслюда» права аренды на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000034:1954. Также дополнительным основанием отказа, по мнению министерства имущественных отношений Иркутской области, является отсутствие документов, подтверждающих нахождение, принадлежащих заявителю на праве собственности объектов недвижимости, в границах земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:1954, расположенного в г. Иркутске, ул. Свердлова, и отсутствие полномочий у лица, подписавшего заявление о приобретении прав на испрашиваемый земельный участок.

Устранив вышеуказанные Министерством замечания, 30.09.2014 Общество с ограниченной ответственностью «УК «Иркутскслюда» повторно обратилось в Правительство Иркутской области с заявлением о предоставлении из земель населенных пунктов в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:1954, площадью 334 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Свердлова, под эксплуатацию существующих объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности, указав в качестве приложения к заявлению следующие документы: копия паспорта представителя Общества; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; копия свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения; копия устава ООО «УК «Иркутскслюда»; копия приказа о вступлении в должность генерального директора от 15.03.2013 №002; копия свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимости; сообщение о перечне всех зданий, сооружений, расположенных на земельном участке, справка от 26.09.2014, доверенность Юрченко А.Л.

Вместе с тем, 29.10.2014 Министерством имущественных отношений Иркутской области вновь было отказано в предоставлении в собственность за плату ООО «УК «Иркутскслюда» земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:1954, расположенного по адресу г. Иркутск, ул. Свердлова, в письме №51-37-6679/4, согласно данным которого, отказ обоснован неустранением указанных в письме министерства от 12.08.2014 №51-37-5000/4 оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

Полагая, что отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области, выраженный в письме от 29.10.2014 №51-37-6679/4 в предоставлении в собственность за плату Обществу с ограниченной ответственностью «УК «Иркутскслюда» вышеназванного земельного участка является незаконным, поскольку не соответствует требованиям земельного законодательства, а именно нарушает статьи 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Как следует из статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на момент рассмотрения обращения заявителя, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Таким образом, предоставление земельных участков в собственность или в аренду возможно лишь в случае нахождения на них принадлежащих заявителю объектов недвижимого имущества и связывается с необходимостью эксплуатации таких объектов.

В силу требований пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент рассмотрения обращения заявителя, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу n А19-450/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также