Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу n А10-5151/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                  Дело № А10-5151/2014

 «29» апреля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,

судей: Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 февраля 2015 года по делу №А10-5151/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Гуслякова Евгения Анатольевича к Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, выраженного в письме от 23 июля 2014 года №1064, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с земельным законодательством, с участием третьего лица Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340, место нахождения: 670031, ул. Бабушкина, д. 25, г. Улан-Удэ)

(суд первой инстанции: судья Г.Д.-С.Мархаева),

при участии в судебном заседании:

от истца: истца: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

от третьего лица: не явился, извещен;

установил:

Индивидуальный предприниматель Гусляков Евгений Анатольевич (ИНН 031401716681, ОГРН 310032719000041, место нахождения: г.Улан-Удэ, далее - ИП Гусляков Е.А., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (ИНН 0323339344, ОГРН 1080326002778, место нахождения: 670031, ул. Бабушкина, д. 25, г. Улан-Удэ, далее – Комитет по архитектуре) о признании незаконным отказа Комитета по архитектуре в предварительном согласовании места размещения объекта, выраженный в письме от 23 июля 2014 года №1064, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, обязать Комитет по архитектуре осуществить выбор земельного участка для строительства капитальных гаражей по адресу: г.Улан-Удэ, Железнодорожный район, вблизи дома №21, площадью 42 кв.м. для строительства гаражей, принять по результатам выбора решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340, место нахождения: 670031, ул. Бабушкина, д. 25, г. Улан-Удэ, далее – комитет по управлению имуществом, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 февраля 2015 года заявленные требования удовлетворены полностью. В обосновании суд первой инстанции указал, что на момент обращения предпринимателя с заявлением о выборе испрашиваемого земельного участка вопросы предоставления земельных участков для строительства регулировались Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденным Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 (в редакции от 25 октября 2012 года). Пунктами 4.3 и 4.4 названного Положения в редакции от 25 октября 2012 года допускалась возможность предоставления земельных участков для строительства гаражей по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.

Оспариваемый отказ Комитета по архитектуре, выраженный в письме от 25 июля 2014 года №1064, основанный лишь на том, что муниципальным нормативным правовым актом на территории г.Улан-Удэ не предусмотрен порядок предоставления земельных участков под строительство гаражей с предварительным согласованием мест размещения объекта без торгов, противоречит положениям статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишает его возможности приобрести земельный участок в рамках процедуры установленной законом.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 февраля 2015 года по делу №А10-5151/2014, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16.02.2015 г. по делу № А10-5151/2014 и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Гуслякова Е.А. в полном объеме.

Полагает, что в соответствии с п. 4.3. Положения в редакции Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30.04.2013 г. № 690-57 установлено, что предоставление земельных участков для строительства осуществляется только на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением ряда случаев предоставления земельных участков. Испрашиваемый земельный участок не подпадает в перечень возможного предоставления земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.

На апелляционную жалобу комитета поступил отзыв предпринимателя, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции  без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании 20.04.2015 председательствующий по делу судья Басаев Д.В. заявил самоотвод в порядке статей 21, 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением Четвертого арбитражного суда от 20 апреля 2015 года удовлетворено заявление председательствующего судьи Басаева Д.В. о самоотводе.

20 апреля 2015 года в судебном заседании был объявлен перерыв до 24 апреля 2015 года.

Определением от 21 апреля 2015 года дело № А10-5151/2014, назначенное к судебному разбирательству под председательством судьи Басаева Д.В., передано судье Никифорюк Е.О. Этим же определением в состав суда включен судья Сидоренко В.А.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет»  26.03.2015, 21.04.2015.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Предприниматель просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 09 июля 2010 года Гусляков Евгений Анатольевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (т.1 л.д. 17).

28 января 2013 года предприниматель обратился в Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ с заявлением о выборе земельного участка, ориентировочной площадью 42 кв.м., расположенного вблизи дома №21 по улице Жуковского Железнодорожного района в г. Улан-Удэ, для строительства капитальных гаражей (т.1 л.д.29).

12 февраля 2013 года Управлением архитектуры и градостроительства утверждена схема испрашиваемого земельного участка (т.1 л.д.34).

13 февраля 2013 года Управление архитектуры и градостроительства согласовало предоставление испрашиваемого земельного участка Гуслякову Е.А. при условии согласования с ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» (т.1 л.д.33).

01 марта 2014 года в печатном издании Комитетом по управлению имуществом и землепользования г.Улан-Удэ опубликована информация о возможном и предстоящем предоставлении указанного земельного участка (т.1 л.д.35).

15 марта 2013 года Комитет по управлению имуществом и землепользования г.Улан-Удэ направил запросы ОАО «Улан-Удэ-Энерго», ООО «Байкальские коммунальные системы», «Теплоэнергосбыт» ОАО «ТГК-14» о выдаче предварительной информации о технических условиях, сроках подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (т.1 л.д.36).

В апреле – июне 2013 года перечисленные организации направили в Комитет по управлению имуществом и землепользования г.Улан-Удэ соответствующую информацию на указанные запросы (т.1 л.д.37-42).

23 июля 2014 года письмом за исх. №1064 Комитет по архитектуре сообщил предпринимателю о том, что в соответствии с Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20 марта 2008 года №807-82, земельные участки предоставляются для строительства исключительно на торгах. Комитетом проводится работа по формированию испрашиваемого земельного участка под строительство капитального гаража для последующего его предоставления на торгах (т.1 л.д.28).

Не согласившись с решением Комитета по архитектуре, изложенным в письме от 23 июля 2014 года №1064, заявитель оспорил его в судебном порядке.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет по архитектуре обратился в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, суду необходимо установить совокупное наличие двух условий: несоответствие их закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании положений статей 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления уполномочены распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в том числе предоставлять их заинтересованным лицам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2.2.2 Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 30.11.2011 №525 (в редакции от 14.04.2014), к основным задачам Комитета отнесено эффективное управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Из пункта 3.1 названного Положения следует, что Комитет в соответствии с возложенными на него задачами, в том числе принимает решения о предоставлении земельных участков.

В соответствии с Положением о Комитете по архитектуре, градостроительству и

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу n А58-6600/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также