Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 по делу n А58-1368/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита

28 января 2015 года                                                                                  Дело № А58-1368/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 января 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Е. О. Никифорюк, Е. В. Желтоухова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Открытого акционерного общества «Теплоэнергосервис» и Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2014 года по делу № А58-1368/2014 по заявлению Открытого акционерного общества «Теплоэнергосервис» (ИНН 1435191592, ОГРН 1071435012439) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435152480, ОГРН 1041402057960) о признании незаконным и отмене постановлений о назначении административного наказания,

(суд первой инстанции судья Собардахова В. Э.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился;

от заинтересованного лица: не явился,

установил

Открытое акционерное общество «Теплоэнергосервис» (далее Общество, ОАО «Теплоэнергосервис») обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (далее административный орган, Управление Росприроднадзора) о признании незаконными и отмене постановлений от 13.03.2014 № 03-026/2014, № 03-024/2014, № 03-035/2014, № 03-025/2014 и № 03­-028/2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2014 года заявленные требования удовлетворены частично.

Признаны незаконными и отменены полностью постановления Управления Росприроднадзора от 13.03.2014 № 03-026/2014, № 03-024/2014, № 03-025/2014 и № 03-028/2014. Постановление Управления Росприроднадзора от 13.03.2014 № 03-035/2014 отменено в части назначения административного штрафа в размере 200000 руб. в удовлетворении остальной части заявленных требований - отказано.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что постановления от 13.03.2014 № 03-026/2014, № 03-024/2014, № 03-025/2014 и № 03-028/2014 вынесены по истечении сроков давности со дня совершения административного правонарушения. По постановлению от 13.03.2014 № 03-035/2014, в части осуществления добычи подземных вод без технического проекта, суд первой инстанции указал на наличие в действиях Общества события и состава вмененного ему административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, однако посчитал необходимым снизить размер штрафа ниже низшего предела - с 300000 руб. до 100000 руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции в части признания незаконными и отмены постановлений от 13.03.2014 № 03-026/2014, № 03-024/2014, № 03-025/2014 и № 03-028/2014, административный орган обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в данной части, указывая, что постановления являются законными, вынесенными в пределах двухмесячного срока привлечения к ответственности.

Не согласившись с решением суда первой инстанции в части наличия в действиях Общества события и состава административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ по постановлению № 03-035/2014 от 13.03.2014, ОАО «Теплоэнергосервис» обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Общества указано на отсутствие в его действиях состава вмененного ему правонарушения, а так же на пропуск административным органом срока привлечения к ответственности.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Представители сторон в судебное заседание не явились. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционных жалоб, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ОАО «Теплоэнергосервис» является обладателем следующих лицензий:

- ЯКУ 03128 ВП на геологическое изучение участков шурфов №№ 1,2,3, скважин №№ 4,5,6 в мкр. Алексеевск г. Томмот с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории муниципального образования «город Томмот» Алданского района Республики Саха (Якутия); срок окончания действия лицензии - 31.12.2016 г.;

- ЯКУ 03130 ВП на геологическое изучение участков скважин №№ 13018бис, 5ДЭУ, 4, 10057А, 3060А, Я-32, 3105 в Томмот с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории муниципального образования «город Томмот» Алданского района Республики Саха (Якутия); срок окончания действия лицензии - 31.12.2016 г.;

- ЯКУ 03129 ВП на геологическое изучение участков скважин №№ 3 (300), 3076, 3074 в мкр. Синегорье г. Томмот с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории муниципального образования «город Томмот» Алданского района Республики Саха (Якутия); срок окончания действия лицензии - 31.12.2016 г.;

- ЯКУ 03182 ВП на геологическое изучение участка скважины № АД-11 в с. Хатыстыр с целью оценки подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на территории с. Хатыстыр муниципального образования «Беллетский наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия); срок окончания действия лицензии - 31.05.2017 г.;

- ЯКУ 03193 ВЭ на добычу подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности на Орто-Салинском месторождении (20 одиночных скважин в г. Алдан) на территории муниципального образования «город Томмот» Алданского района Республики Саха (Якутия); срок окончания действия лицензии - 01.12.2025 г.

В соответствии с приказом руководителя Управления Росприроднадзора № 24 от 15.01.2014, должностными лицами административного органа проведена плановая выездная проверка деятельности ОАО «Теплоэнергосервис» по надзору за соблюдением законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В ходе проверки установлены допущенные ОАО «Теплоэнергосервис» нарушения условий лицензионного соглашения:

1. по лицензиям ЯКУ 03182 ВП:

- не выполнен п.п. «а» п. 3.2.1 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан не позднее 30.06.2012 разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проект на геологическое изучение - оценку подземных вод на участке недр, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз;

- не выполнен п.п. «б» п. 3.2.1 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан не позднее 30.06.2012 приступить к полевым работам по геологическому изучению участка недр;

- не выполнен п. 42 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан обеспечить соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), государственных экспертиз, регламентирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ - отсутствует технический проект;

2. по лицензии ЯКУ 03128 ВП:

- не выполнен п.п. «а» п. 3.2.1 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан не позднее 30.11.2012 разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проект на геологическое изучение - оценку подземных вод на участке недр, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз;

- не выполнен п.п. «б» п. 3.2.1 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан не позднее 31.12.2012 приступить к полевым работам по геологическому изучению участка недр;

- не выполнен п. 42 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан обеспечить соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), государственных экспертиз, регламентирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ - отсутствует технический проект;

3. по лицензии ЯКУ 03129 ВП:

- не выполнен п.п. «а» п. 3.2.1 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан не позднее 30.06.2012 разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проект на геологическое изучение - оценку подземных вод на участке недр, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз;

- не выполнен п.п. «б» п. 3.2.1 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан не позднее 30.06.2012 приступить к полевым работам по геологическому изучению участка недр;

- не выполнен п. 42 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан обеспечить соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), государственных экспертиз, регламентирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ - отсутствует технический проект;

4. по лицензии ЯКУ 03130 ВП:

- не выполнен п.п. «б» п. 3.2.1 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан не позднее 30.06.2012 приступить к полевым работам по геологическому изучению участка недр;

- не выполнен п. 42 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан обеспечить соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), государственных экспертиз, регламентирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ - отсутствует технический проект;

5. по лицензии ЯКУ 03193 ВЭ:

- не выполнен п.п. «а» п. 3.2.2 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан не позднее 31.12.2012 разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проектные документы, при этом проекты должны получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз, в том числе проект водозабора, включая раздел об организации и эксплуатации ЗСО;

- не выполнен п. 42 условий лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан обеспечить соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), государственных экспертиз, регламентирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ - отсутствует технический проект;

Результаты проверки отражены в Акте проверки № 03-ЗЮ от 28.02.2014.

Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении Общества протоколов об административных правонарушениях от 06.03.2014 № 03-024/2014, № 03-026/2014, № 03-­025/2014, № 03-028/2014 и № 03-035/2014 и совершении правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Постановлениями Управления Росприроднадзора от 13 марта 2014 года № 03-024/2014, № 03-025/2014, № 03-026/2014, № 03-­028/2014 и № 03-035/2014  о назначении административного наказания ОАО «Теплоэнергосервис» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статей 7.3 КоАП Российской Федерации, в виде штрафа в размере 300 000 рублей по каждому постановлению.

Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, исходя из следующего.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Таким образом, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, выражается в действиях или бездействии, состоящих в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В свою очередь, в преамбуле Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) указано, что этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.

На основании статьи 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 по делу n А19-14817/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также