Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 по делу n А10-1803/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 672000, Чита, ул. Ленина, 100б тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85 http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А10-1803/2014 «21» ноября 2014 года Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года. Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2014 года. Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Басаева Д.В., судей Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью «Фрезениус Нефрокеа» Барковой М.В. (доверенность от 26.08.2014), Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия Жалсанова Б.Д. (доверенность от 24.04.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фрезениус Нефрокеа» на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 августа 2014 года по делу №А10-1803/2014 (суд первой инстанции – Кушнарёва Н.П.), установил: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Бурятия (ОГРН 2020300968710, ИНН 0323029832, далее – фонд, ТФОМС) обратился в Арбитражный суд Республика Бурятия с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Фрезениус Нефрокеа» (ОГРН 1057746868068, ИНН 7736522023, далее – общество) о взыскании использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования в размере 618 773,33 рублей, штраф в размере 61 877,33 рублей, пени в размере 7278,61 рублей, государственную пошлину в размере 16686,93 рублей. ООО «Фрезениус Нефрокеа» обратилось со встречным заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Бурятия о признании незаконными акта документальной проверки по использованию средств обязательного медицинского страхования от 09 сентября 2013 года №1/2013-32, заключения по возражениям на акт проверки от 12 февраля 2014 года, предписания об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования от 12 февраля 2014 года №7. Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 августа 2014 года по делу №А10-1803/2014 заявление Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия удовлетворено частично. С общества с ограниченной ответственностью «Фрезениус Нефрокеа» взысканы в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия, использованные не по целевому назначению денежные средства в размере 615 516 рублей 17 копеек, штраф на основании части 9 статьи 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в размере 61 551 рублей 62 копеек. В удовлетворении оставшейся части требований Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия отказано. В удовлетворении встречного заявления общества с ограниченной ответственностью «Фрезениус Нефрокеа» о признании незаконными акта документальной проверки от 09.09.2013 №1-2013/32, заключения по возражениям на акт проверки от 12.02.2014, предписания об устранении нарушений от 12.02.2014 №7 отказано. Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе и в возражениях на отзыв. В отзыве на апелляционную жалобу Территориальный фонд с доводами, изложенными в жалобе общества, не согласился. Протокольным определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2014 года судебное разбирательство было отложено на 09 час. 30 мин. 17 ноября 2014 года. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 19.09.2014, 14.10.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ. Рассмотрение апелляционной жалобы начато в составе судей Басаева Д.В. (председательствующий), Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О. В связи с длительным отсутствием ввиду нахождения судьи Никифорюк Е.О. в отпуске, на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 №7, определением заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2014 года судья Никифорюк Е.О. заменена на судью Сидоренко В.А. При таких обстоятельствах в силу части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение апелляционной жалобы проведено с самого начала. Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11 мая 2005 года общество с ограниченной ответственностью «Фрезениус Нефрокеа» зарегистрировано в качестве юридического лица (т.1, л.д.101). Общество имеет филиал в г. Улан-Удэ (т.1, л.д.117, 134). Одним из основных видов деятельности ООО «Фрезениус Нефрокеа» является медицинская деятельность, в т.ч. проведение гемодиализа (т.1, л.д. 112). 29 августа 2011 года ООО «Фрезениус Нефрокеа» направило в Фонд уведомление об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования на территории Республики Бурятия (т.5, л.д.11-12). 06 июня 2013 года директором Фонда издан приказ №144 о проведении документальной проверки в отношении ООО «Фрезениус Нефрокеа» на предмет правомерности использования средств обязательного медицинского страхования за 2012 год (т.1, л.д.9). 09 сентября 2013 года должностными лицами ТФОМС по результатам проверки составлен акт №1/2013-32, согласно которому установлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в размере 728 554,85 рублей. ООО «Фрезениус Нефрокеа» предложено восстановить указанные средства в соответствии с действующим законодательством (т.1, л.д. 15-20). 15 и 22 ноября 2013 года Общество заявило возражения на акт проверки (т.1, л.д.73-84). 03 декабря 2013 года заместителем начальника отдела ТФОМС принято заключение по возражениям на акт проверки, утвержденное директором Фонда (т.1, л.д.85-88). Названным заключением частично удовлетворены возражения Общества, сумма нецелевым образом израсходованных средств обязательного медицинского страхования снижена до 615 516,17 рублей. 03 декабря 2013 года Фондом Обществу выдано предписание об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, которым в срок до 17 ноября 2013 года предложено восстановить сумму неправомерно использованных денежных средств в размере 615 516,17 рублей, уплатить штраф 61 551,62 рублей и в срок до 17 декабря 2013 года направить информацию о принятых мерах (т.1, л.д.100). 12 февраля 2014 года Фондом вынесено заключение на акт проверки, согласно которому сумма нецелевым образом израсходованных средств обязательного медицинского страхования снижена до 615 516,17 рублей (т.1, л.д.39-41). 12 февраля 2014 года Обществу выдано предписание об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, которым в срок до 05 марта 2014 года предписано восстановить сумму неправомерно использованных денежных средств в размере 615 516,17 рублей, уплатить штраф 61 551,62 рублей (т.1, л.д.29). В связи с неисполнением обществом названных требований, Фонд обратился в суд с заявлением. В свою очередь Общество, полагая, что акт проверки, заключение от 12 февраля 2014 года и предписание от 12 февраля 2014 года являются незаконными, обратилось в суд со встречным заявлением. С учетом положений части 5 статьи 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку спор о взыскании денежных средств возник из деятельности филиала общества, расположенного в Республике Бурятия, настоящее дело подсудно Арбитражному суду Республики Бурятия. Суд первой инстанции, исходя из системного толкования положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 9, 15, 20, 34, части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пунктов 2, 17.2, 30, Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, пунктов 8.12, 9.4. и 9.15 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 20 февраля 2012 года № 65, сделал правильный вывод о том, что Фонд, являясь уполномоченным осуществлять контроль за целевым использованием ООО «Фрезениус Нефрокеа» средств обязательного медицинского страхования, обладает правом на обращение в суд с требованиями о восстановлении использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования. Поскольку основанием для обращения Фонда в суд с настоящим заявлением послужило неисполнение Обществом требований о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению, об уплате штрафа и пени, постольку в связи с неисполнением медицинской организацией названных требований в добровольном порядке, у Фонда возникает право на обращение в суд с соответствующими требованиями. Иное толкование вышеприведенных правовых норм необоснованно бы ограничило права Фонда при осуществлении контроля за целевым использованием медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования. При этом суд первой инстанции с учетом приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" правильно исходил из того, что право ТФОМС на обращение в суд с указанными требованиями вытекает из существа предоставленных ему контрольных полномочий. Нецелевым образом израсходованные средства обязательного медицинского страхования, соответствующие штраф и пени подлежат возврату и уплате именно в бюджет соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования. С учетом положений статьи 37 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 октября 2013 г. N 1648-О, суд первой инстанции, отклоняя доводы общества о том, что возврат использованных не по целевому назначению средств должен осуществляться через систему договоров обязательного медицинского страхования, правильно исходил из того, что правоотношения, связанные с целевым использованием средств обязательного медицинского страхования носят публично-правовой характер, а имеющиеся в деле договоры между ООО «Фрезениус Нефрокеа» и страховыми медицинскими организациями не содержат положений, предусматривающих полномочия страховых медицинских организаций взыскивать использованные не по целевому назначению средства обязательного медицинского страхования. При этом судом также принято во внимание следующее. В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации. В силу статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Статьей 38 названного кодекса закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. При этом аналогичное понятие содержалось в ранее действовавшей статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается. Статьей 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" определено, что по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств. Указанный договор заключается между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 по делу n А19-9813/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|