Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 по делу n А33-16410/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Красноярск

Дело №

А33-16410/2008-03АП-1510/2009

А33-16410/2008-03АП-1361/2009

«19» мая 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена «14» мая 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен          «19» мая 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дунаевой Л.А.,

судей: Бычковой О.И., Первухиной Л.Ф.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Станько О.П.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя (индивидуального предпринимателя Ивашкиной Ирины Анатольевны): Левковской Н.В., представителя по доверенности от 01.12.2008 № 107;

от ответчика (Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска): Колесниковой Т.Р., представителя по доверенности от 26.12.2008 № 12; Слюсаря Н.В., представителя по доверенности от 11.01.2009 № 04-80,

рассмотрев апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Ивашкиной И.А., Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от «27» февраля 2009 года по делу №А33-16410/2008, принятое судьей Куликовской Е.А.,

установил:

индивидуальный предприниматель Ивашкина Ирина Анатольевна (далее – предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска (далее – налоговый орган, инспекция, заявитель) от 19.08.2008 № 29 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 февраля 2009 года заявление удовлетворено частично.

Не согласившись с данным решением, предприниматель и инспекция обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.

Заявитель в апелляционной жалобе просит решение арбитражного суда в части отказа в удовлетворении требований отменить и принять по делу новый судебный акт, по следующим основаниям:

- налоговый орган не доказал связь между недобросовестными действиями контрагентов и фактическими расходами предпринимателя;

- выводы налогового органа об отсутствии транспортных средств и кассовых аппаратов у контрагентов документально не подтверждены;

- предприниматель действовал с должной осмотрительностью и осторожностью, поскольку им были получены от контрагентов копии свидетельств о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, уставов и выписок из ЕГРЮЛ. В свою очередь налоговый орган не представил каких-либо доказательств, подтверждающих, что предпринимателю было известно о нарушениях, допущенных контрагентами;

- налоговый орган достоверно не подтвердил, что подписи в счетах-фактурах и накладных произведены не уполномоченными лицами;

- регистрация контрагентов не была признана недействительной в установленном законом порядке.

Налоговый орган считает решение суда в части отказа в удовлетворении заявления обоснованным, поскольку материалами дела доказано получение заявителем необоснованной налоговой выгоды.

Налоговый орган в апелляционной жалобе привел следующие доводы:

- предприниматель был привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, состав которой включает в себя форму вины в виде неосторожности, данное обстоятельство является признаком для квалификации правонарушения, а не для смягчения ответственности;

- совершение правонарушения впервые не является обстоятельством, смягчающим ответственность, поскольку является обстоятельством не отягчающим ее.

В судебном заседании стороны поддержали апелляционные жалобы.

Апелляционные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность решения суда проверяется  в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Индивидуальный предприниматель Ивашкина Ирина Анатольевна зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 305246501200757.

На основании решения от 03.03.2008 № 29 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам исчисления и своевременной уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2005 по 31.12.2007.

30.06.2008 по результатам проверки инспекцией был составлен акт выездной налоговой проверки № 24. В акте выездной налоговой проверки, в том числе, была установлена неуплата налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на добавленную стоимость в результате неправомерного занижения налоговой базы при исчислении налога доходы физических лиц и единого социального налога, а также необоснованного применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость на основании документов, представленных обществами «Ромус» и «Артег», содержащих недостоверные сведения.

По результатам выездной налоговой проверки инспекцией вынесено решение от 19.08.2008 №29 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в рамках которого заявителю дополнительно начислено 33 920,8 рублей единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, и 405.71 рублей пени по указанному налогу, 221 168 рублей налога на доходы физических лиц и 33 051,32 рублей пени по указанному налогу, 364 607 рублей налога на добавленную стоимость, 48 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 4,06 рубля пени по указанным взносам, 689 рублей налога на доходы с заработной платы работников и 256,4 рублей пени по указанному налогу, а так же 108.24 рублей пени за не своевременную уплату единого социального налога с заработной платы работников. Кроме того, предприниматель привлечен к налоговой ответственности: по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за занижение единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в виде штрафа в размере 3 297,14 рублей, налога на доходы физических лиц в виде штрафа в размере 44 095,80 рублей; по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 137,80 рублей.

Считая решение от 19.08.2008 № 29 незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Проверив процедуру привлечения общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, суд апелляционной инстанции установил.

Акт выездной налоговой проверки от 30.06.2008 № 24 получен предпринимателем лично 24.07.2008, о чем свидетельствует подпись предпринимателя в экземпляре акта.

24.07.2008 предпринимателю вручено извещение о том, что рассмотрение материалов налоговой проверки состоится в 10 час. 00 мин. 19.08.2008 по адресу: г. Красноярск, ул. С. Лазо, 4 г., кааб 319.

19.08.2008, заместителем руководителя инспекции Медведевой А.Н в отсутствии предпринимателя, рассмотрены материалы проверки и принято решение №29 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом рассмотрения материалов проверки и решением о рассмотрении материалов проверки в отсутствии предпринимателя от указанной даты. Решение получено предпринимателем лично 02.09.2008.

При изложенных обстоятельствах, инспекцией не допущено нарушение процедуры привлечения заявителя к ответственности, права предпринимателя, установленные статьями 21, 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией были обеспечены и соблюдены.

Суд апелляционной инстанции считает, что налоговый орган доказал законность вынесенного решения о привлечении к налоговой ответственности в части взыскания налога на доходы физических лиц, единого социального налога, пени и штрафов.

В спорных периодах в соответствии со статьями 143, 207, 235 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) предприниматель являлся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость (далее – НДС), налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), единого социального налога (далее – ЕСН).

Согласно статье 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, начисленную в соответствии с порядком определенным статьей 166 Кодекса на установленные данной статьей налоговые вычеты. При этом вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Счета-фактуры в силу статьи 169 Кодекса подписываются руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) организации или доверенностью от имени организации

Следовательно, условиями возникновения у общества права на налоговый вычет является принятие данного товара на учет и наличие надлежаще оформленных счетов-фактур.

В соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогооблагаемая база по НДФЛ определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 23 Кодекса. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса (пункт 1 статьи 210 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 221 Кодекса, при исчислении налоговой базы по НДФЛ в соответствии с пунктом 2 статьи 210 Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют индивидуальные предприниматели в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций».

В соответствии со статьей 236 Кодекса объектом налогообложения по ЕСН для индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

В пункте 3 статьи 237 Кодекса определено, что налоговая база по ЕСН определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период, как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Кодекса.

Пункт 1 стать 252 Кодекса устанавливает право налогоплательщика при исчислении налога на прибыль организаций уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Из указанного определения следует, что в качестве расходов могут быть приняты затраты направленные на получении прибыли при их одновременном соответствии двум критериям: документальная подтвержденность и обоснованность.

Документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 54 Кодекса индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России и МНС России.

Пунктом 9 Порядка учета доходов и расходов хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Минфина

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009 по делу n А33-15602/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также