Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по делу n А74-6405/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

28 апреля 2015 года

Дело №

 А74-6405/2014

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «21» апреля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен          «28» апреля 2015 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Борисова Г.Н.,

судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания Астаховой А.И.,

при участии:

от заявителя (Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия) – Гринюк Л.В., представителя по доверенности от 12.01.2015 №72,                     Королевой Н.В., представителя по доверенности от 12.01.2015 №02;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от «27» января 2015 года по делу № А74-6405/2014, принятое судьей Коршуновой Т.Г.,

установил:

Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия (далее – заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия (далее – ответчик, управление) от 05.05.2014 № 7 в части суммы                                                     1 295 553 рубля 45 копеек.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 января 2015 года заявленное требование удовлетворено.

Управление обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Из апелляционной жалобы следует, что автономное учреждение, созданные для организации и выполнения работ по тушению лесных пожаров при расчете нормативных затрат должны учитывать только прямые расходы без учета накладных расходов и прибыли и применять для расчетов Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, изложенные в письме Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2009 №АС-05-54/7018 (далее - Рекомендации 2009).

Управление полагает, что согласно справок о затратах на тушение лесного пожара затраты специализированных государственных учреждений на тушение пожаров оплачивались в размере фактически понесенных расходов, а не  в размере нормативных затрат, следовательно, возмещение накладных расходов в  размере 20% не предусмотрено действующим законодательством.

Ответчик указывает, что из акта проверки следует, что планируемая стоимость работ по тушению пожаров рассчитывалась экспертным способом исходя из анализа фактических затрат прошлых лет. Нормативы затрат на выполнение государственных работ по тушению лесных пожаров утверждались приказами Госкомитета по лесу Республики Хакасия и министерства несколько раз в год по фактически сложившимся затратам. Данный подход не соответствует действующему законодательству. Для расчета нормативных затрат на оказание определенное услуги следует исходить из суммы составляющих затрат, необходимых для  оказания соответствующей услуги (как непосредственно связанных с ее оказанием, так и затрат на общехозяйственные нужды), которые следует определять исходя из государственных стандартов (требований), санитарных норм и правил, с обязательным использованием утвержденных натуральных нормативов или нормативов затрат. В случае отсутствия утвержденных нормативов можно применить экспертный метод.

Также в апелляционной жалобе указано, что суд ссылается на результаты выборочной проверки документации по определению затрат на тушение лесного пожара, однако при проверке не исследовались вопросы использования субсидий, в том числе вопросы правомерности оплаты накладных расходов.

В отзыве на апелляционную жалобу министерство не согласилось с изложенными в ней доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации по адресу: http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителя ответчика.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.

Министерство зарегистрировано в качестве юридического лица 15.08.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1131901004025.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.04.2013 № 210                           «О реализации постановления Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от 20.12.2012 № 74-ПП «О внесении изменений в приложение к постановлению Председателя Правительства Республики Хакасия от 27.03.2009 № 07-ПП «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия» полномочия, ранее  осуществлявшиеся  Государственным комитетом по лесу Республики Хакасия, переданы министерству.

В период с 11.03.2014 по 10.04.2014 управлением проведена проверка правомерности использования министерством субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений за 2012 – 2013 годы.

В ходе проверки управлением выявлены финансовые нарушения, нарушения в ведении бюджетного учета, в том числе неправомерные расходы по оплате специализированным автономным учреждениям Республики Хакасия накладных расходов в процентах к фактическим затратам на тушение пожаров в сумме                                                        1 295 553 рублей 45 копеек.

Результаты проверки отражены в акте от 11.04.2014 № 21.

На основании акта проверки руководителем управления в адрес министерства направлено предписание от 05.05.2014 № 7 (исх. № 80-05-22/803) о выявленных нарушениях:

1) оплачена завышенная стоимость работ по тушению лесных пожаров в результате включения в нее накладных расходов в сумме 1 295 553 рублей 45 копеек;

2) основные средства учитывались не на соответствующих счетах плана счетов бюджетного учета.

Министерству предписано устранить данные нарушения и возместить причиненный ущерб. Срок исполнения требований предписания не позднее 30 дней с даты его получения.

Не согласившись с предписанием управления от 05.05.2014 № 7 в части суммы                           1 295 553 рублей 45 копеек, министерство обратилось в Абаканский городской суд Республики Хакасия.

Определением от 28.08.2014 по делу № 2-6739/2014 производство прекращено в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции.

С учетом названного судебного акта министерство 19.09.2014 обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с настоящим заявлением и ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону  или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 46, 47 Конституции Российской Федерации, частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание обращение министерства в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании предписания в пределах установленного на обжалование срока, незначительный пропуск срока со дня вступления в законную силу определения Абаканского городского суда Республики Хакасия о прекращении производства по делу, обоснованно восстановил министерству срок на обращение с заявлением в Арбитражный суд Республики Хакасия,  предоставив заявителю возможность реализовать конституционное право на судебную защиту, провозглашенное в статьях 46, 47 Конституции Российской Федерации и закрепленное в статье 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая положения статей 157, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 4, 5.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014                  № 77, пунктов 3, 6, 9 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013                  № 1092, пунктов 1, 5.1.1, 5.14.1, 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Минфина России от 11.07.2005 № 89н, Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного Приказом Минфина России от 04.09.2007 №75н (действующим в период проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания), суд первой инстанции обоснованно указал, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом в пределах его компетенции.

Из материалов дела следует, что работы по тушению лесных пожаров в Республике Хакасия в 2012 – 2013 годах осуществлялись специализированными автономными учреждениями, находящимися в ведомственном подчинении министерства (ранее Государственного комитета по лесу Республики Хакасия).

При проведении проверки обоснованности отнесения расходов на затраты по тушению пожаров путем изучения справок о затратах на тушение лесных пожаров, документов, предоставляемых специализированными автономными учреждениями Республики Хакасия в обоснование произведенных расходов, проверяющие лица управления пришли к выводу, что прямые фактические затраты на тушение лесных пожаров необоснованно увеличивались на накладные расходы в размере 20%. По мнению управления, данное обстоятельство является нарушением Рекомендаций 2009. Всего за проверяемый период (с учетом выявленной арифметической ошибки) необоснованно предъявлено к оплате и оплачено накладных расходов на сумму                                                                 1 287 271 рубль 82 копейки, в том числе: за 2012 год – 1 032 023 рубля 76 копеек, за                   2013 год – 255 248 рублей 06 копеек.

В соответствии с частью 8 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Федеральным лесным агентством  утверждены Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, доведены письмом от 10.11.2009 №АС-05-54/7018.

В соответствии с действующим в период разработки Рекомендаций 2009 законодательством, в том числе частью 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти размещали заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», при условии, что иное не установлено названным Кодексом. То есть работа по тушению лесных пожаров производилась либо на основании государственных контрактов (договоров), заключенных по результатам закупок, либо специализированными учреждениями по прямому сметному финансированию.

Разделом III Рекомендаций 2009 определено, что в целях настоящих Рекомендаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные исполнителем работ по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда.

В разделе IV Рекомендаций 2009 закреплен порядок формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров, согласно которому основным документом, дающим право органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять расходы, связанные с тушением лесных пожаров, является государственный контракт (договор).

При определении цены государственного контракта учитывается, что накладные расходы (организационно-управленческие и административно-хозяйственные расходы, расходы на обслуживание и содержание, включая расходы на добровольное страхование основных средств, используемых при тушении лесных пожаров) в стоимости государственного контракта не должны превышать 20% от суммы прямых расходов. В случае если органом государственной власти субъекта Российской Федерации для организации и выполнения работ по тушению лесных пожаров созданы специализированные государственные учреждения, то в таких учреждениях к расходам на тушение лесных пожаров относятся только прямые расходы без учета накладных расходов и прибыли.

Частью

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по делу n А33-19209/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также