Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по делу n А33-20086/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
31 марта 2015 года Дело № А33-20086/2014 г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «25» марта 2015 года. Полный текст постановления изготовлен «31» марта 2015 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего – Морозовой Н.А., судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаховой А.И., при участии: от заявителя (общества с ограниченной ответственностью «СЕЗАР-Арктика»): Белоконова В.И., представителя по доверенности от 25.02.2015; Мироненко Ю.Г. - генерального директора на основании приказа № 1Г от 23.04.2012 «О вступлении в должность руководителя»; от ответчика (Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу): Гавриленко Н.А., представителя по доверенности № 02 от 12.01.2015, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (ИНН 5406290571, ОГРН 1045402505268) на решение Арбитражного суда Красноярского края от «10» декабря 2014 года по делу № А33-20086/2014, принятое судьёй Раздобреевой И.А. установил: общество с ограниченной ответственностью «СЕЗАР-Арктика» (ИНН 2457068139, ОГРН 1092457001152) (далее - ООО «СЕЗАР-Арктика», общество), действующее на основании лицензии от 03.03.2011 № КРР 02192 БР, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (ИНН 5406290571, ОГРН 1045402505268) (далее - административный орган, Департамент) о признании незаконным и отмене постановления 03.09.2014 № НАТ-258/2 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации). Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 декабря 2014 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил постановление Департамента от 03.09.2014 № НАТ-258/2 по делу об административном правонарушении. Не согласившись с данным судебным актом, административный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. В дополнении к апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда первой инстанции также и в связи с неправильным применением судом статьи 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах), части 2 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации. В отзыве на апелляционную жалобу ООО «СЕЗАР-Арктика» считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Представитель административного органа в судебном заседании изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по делу. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно: копии письма Федерального агентства по недропользованию от 28.01.2015 № ЕШ-01-29/657. Представитель общества возразил против удовлетворения заявленного ходатайства. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 159, статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил удовлетворить ходатайство и приобщить данный документ к материалам дела для полной оценки доводов сторон, поскольку указанное письмо издано вышестоящим органом и определяет правовую позицию Департамента по данному делу, и восполняет, как указывает Департамент, пробел в законодательстве в части определения терминов. Представитель общества доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства. В соответствии с лицензией на пользование недрами серии КРР № 02192 БР с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча россыпного золота на р. Тора (далее - лицензия), ООО «СЕЗАР-Арктика» предоставлено право пользования участком недр расположенным на о. Большевик в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края. Неотъемлемой частью лицензии являются условия пользования недрами (далее - УПН), которые общество обязано выполнять в силу требований пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах. 25.07.2014 департаментом Росприроднадзора по Сибирскому Федеральному округу проведена плановая выездная проверка на соблюдения законодательства о недропользовании, на основании приказа о проведении проверки № 1018 от 03.07.2014. По результатам выездной проверки административным органом составлен акт проверки от 25.07.2014 № НАТ-258, в котором отражены следующие нарушения положений Закона РФ «О недрах» (невыполнение условий, установленных лицензией): - согласно подпункту «б» пункта 3 Условий Пользования Недрами (далее-УПН) недропользователь не обеспечил начало поисковых и оценочных работ на лицензионном участке не позднее 01.06.2012; - согласно подпункту «в» пункта 3 УПН недропользователь не обеспечил завершение поисковых и оценочных работ на лицензионном участке не позднее 01.03.2014. Административный орган, посчитав, что ООО «СЕЗАР Арктика» в установленные лицензией сроки (01.06.2012 и 01.03.2014) и до момента проведения проверки не исполнило соответствующую обязанность по выполнению требований УПН и осуществляло пользование недрами с нарушением УПН, в связи с чем, нарушило законодательство о недрах, - составил в отношении общества протокол об административном правонарушении от 20.08.2014 № НАТ-258/2. Постановлением от 03.09.2014 № НАТ-258/2 ООО СЕЗАР Арктика» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 03.09.2014 № НАТ-258/2, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене. Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам. Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта. Апелляционный суд не соглашается с доводом Департамента о том, что настоящий спор не подведомственен арбитражному суду, в силу следующего. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (пункт 3 статьи 29). Компетенция арбитражных судов по делам об обжаловании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности установлена нормами параграфа 2 главы 25 АПК РФ и части 3 статьи 30.1 КоАП РФ. Из положения части 3 статьи 30.1 КоАП РФ следует, что в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством обжалуется любое постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное административным органом, при условии, что это правонарушение связано с осуществлением совершившим его юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предпринимательской или иной экономической деятельности. При установлении такой связи необходимо учитывать, что в государственном регулировании предпринимательской и иной экономической деятельности используются как гражданско-правовые средства, так и средства административного регулирования - разрешение совершения определенных действий (в том числе лицензирование); обязательные предписания совершения каких-либо действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; контроль и надзор и т.д. Неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством в нормативных правовых актах правил, норм и стандартов влечет за собой применение к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся предпринимательской и иной экономической деятельностью, административной ответственности. Таким образом, для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов законодатель в данной норме установил необходимость в каждом конкретном случае учитывать следующие критерии: 1) административное правонарушение совершено определенным в КоАП РФ субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выступающим участником хозяйственного оборота; 2) административное правонарушение совершено этим лицом в процессе осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть административное правонарушение связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих отношения в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и устанавливающих правила, запреты, ограничения и административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем, если объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Указанный вывод прямо следует из содержания пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В настоящем случае соблюдаются оба указанных критерия. К административной ответственности органом государственной власти привлечено юридическое лицо – то есть субъектный состав настоящего дела соответствует нормам АПК РФ. Нарушенные в данном конкретном деле правила относятся к сфере предпринимательской деятельности в области природопользования – общество привлечено к ответственности в связи с неисполнением обязанностей в сфере государственного правового регулирования лицензионно-разрешительной деятельности; а не общей обязанности по охране окружающей среды безотносительно порядка ведения предпринимательской деятельности. Заявитель апелляционной жалобы связывает нарушение обществом законодательства в сфере экологических правоотношений с нарушением обязанностей по охране окружающей среды; полает, что поэтому данный спор не имеет экономического характера и производство по делу подлежало прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Отношения, связанные с охраной окружающей природной среды, регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Между тем обществу вменено несоблюдение условий пользования недрами в виде несоблюдения сроков начала поисковых и оценочных работ на лицензионном участке, а также сроков завершения этих работ, что не свидетельствует о действиях (бездействии), направленных на невыполнение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды. В настоящем споре применяются нормы Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». При таких условиях суд первой инстанции обоснованно рассмотрел по существу заявление общества, признав, что обществу вменялось правонарушение, связанное с осуществлением им предпринимательской деятельности. Таким образом, суд первой инстанции верно принял к своему производству и рассмотрел по существу настоящий спор. В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по делу n А33-17700/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|