Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.09.2007 по делу n А33-2589/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/аА33-2589/2007 ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД П О С Т А Н О В Л Е Н И Ег. Красноярск Дело № А33-2589/2007-03АП-577/2007 «20» сентября 2007 года Резолютивная часть постановления объявлена «14» сентября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен «20» сентября 2007 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуровой Т.С., судей: Магда О.В., Филиповой Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В., при участии: от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Московская железная дорога (истца) - Балышкиной Н.И., представителя по доверенности № НЮ-3-15/463 от 29.12.2006, от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога - Саулич Л.Е., представителя по доверенности от 16.01.2007, Костина А.В., представителя по доверенности от 15.11.2006, от закрытого акционерного общества «Транзит-ТК» (ответчика) - Писаревской В.А., представителя по доверенности от 26.02.2007, Бехтеревой Т.Д., представителя по доверенности от 14.02.2007, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Московская железная дорога на решение Арбитражного суда Красноярского края от «04» июля 2007 года по делу № А33-2589/2007, принятое судьей Ермаковой И.И., установил: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Московская железная дорога обратилось с иском в Арбитражный суд города Москвы к закрытому акционерному обществу «Транзит-ТК», город Красноярск, о взыскании 442 755 руб. штрафа за неправильное указание в железнодорожной накладной сведений о перевозимом грузе по договору перевозки груза от 14.12.2005. Определением Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2007 дело № А40-443/07-37-5 по подсудности передано на рассмотрение Арбитражного суда Красноярского края. Решением Арбитражного суда Красноярского края в удовлетворении исковых требований отказано. При вынесении решения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленные в материалы дела документы не могут служить доказательством нарушения ответчиком правил перевозки грузов и ненадлежащего исполнения договорных обязательств, а также о пропуске истцом срока исковой давности. Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Московская железная дорога не согласилось с решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по следующим основаниям: - статья 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации дает перечень обстоятельств, удостоверяемых коммерческим актом по договору перевозки, в том числе - в случае несоответствия наименования груза накладной, а также в случае несохранной перевозки; - по спорному иску на несоответствие наименования груза, указанного в накладной, составлен коммерческий акт, отвечающий требованиям статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по форме и содержанию. Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено также, что в случае оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований, грузополучатель обязан подать заявление (жалобу) перевозчику в письменной форме в течение трех суток с момента выдачи груза. Аналогичные требования установлены пунктом 3.2.4. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России 18.06.2003 № 45, зарегистрированных в Минюсте России 30.06.2003 № 4856 в отношении несогласия и возражений грузополучателя по содержанию акта общей формы. Указанные требования закона ответчиком не выполнены, жалоба в установленном порядке не подана. Следовательно, возражения ответчика и прилагаемые к ним документы, в соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должны признаваться недопустимыми доказательствами; - при вынесении решения имело место неправильное применение норм материального права, а также неправильное истолкование закона; - вывод суда о пропуске истцом срока исковой давности не соответствует закону. Ссылаясь на пункт 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 126 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и пункт 12 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, суд констатирует, что иски перевозчиков к грузоотправителям могут быть предъявлены в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков. Началом течения срока исковой давности суд признал момент принятия груза к перевозке. Однако статья 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации связывает ответственность грузоотправителя с фактом несоответствия наименования груза, указанного в железнодорожной накладной, а не с принятием груза к перевозке, и факт несоответствия устанавливается коммерческим актом. Определением от 27 августа 2007 года апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, рассмотрение дела назначено на 14 сентября 2007 года. От открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Московская железная дорога поступило дополнение к апелляционной жалобе, в котором заявитель апелляционной жалобы ссылается на следующее: - основания для отказа в удовлетворении требований сводятся к тому, что представленные истцом документы не содержат сведений и полного указания характеристик перевозимого груза (спецификация, ярлыки, трафареты на упаковке, маркировка) и, следовательно, не являются надлежащими доказательствами, а также что истцом пропущен срок исковой давности для предъявления иска. Указанные выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также нормам материального и процессуального права; - в рассматриваемом деле суд руководствовался распоряжением открытого акционерного общества «Российские железные дороги» № Ю79р от 18.07.2005. Указанный документ не является нормативным правовым актом, поскольку не зарегистрирован в Министерстве юстиции, а также официально не опубликован, не носит нормативного характера и не подлежит применению при вынесении решения суда; - на основании статьей 195, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации годичный срок исковой давности следует исчислять с момента, когда открытое акционерное общество «Российские железные дороги» узнало о нарушении своего права, а именно со дня составления коммерческого акта. В судебном заседании представители заявителя апелляционной жалобы поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней. Представители закрытого акционерного общества «Транзит-ТК» отклонили апелляционную жалобу по следующим основаниям: - основным доводом апелляционной жалобы, по мнению истца, является то, что подтверждением несоответствия заявленного груза к перевозке является коммерческий акт и акт общей формы, подписанный только представителем железной дороги и, что в случае несогласия ответчик обязан в трехдневный срок обжаловать коммерческий акт, при этом ответчик ссылается на статью 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации; - в соответствии со статьей 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, на основании которой заявитель обратился с иском в суд, единственными документами, подтверждающими правомерность привлечения закрытого акционерного общества «Транзит - ТК» к ответственности по данной статье, являются коммерческий акт и акт общей формы, оформленные в соответствии с Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозках железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43; - в соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при составлении коммерческого акта на путях необщего пользования необходимо участие как представителя перевозчика, так и представителя грузополучателя; - в соответствии с пунктом 2.10 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, при выгрузке и одновременной выдаче груза грузополучателю коммерческий акт подписывается уполномоченными представителями грузополучателя и перевозчика; - как видно из коммерческого акта и акта общей формы, эти документы представителями грузополучателя не подписаны, кроме того, о том, что такая проверка была проведена, ответчику стало известно только из предписания № 446 от 27.12.2005; - в соответствии с пунктом 2.10 указанных выше Правил, коммерческие акты и акты общей формы должны быть подписаны всеми участниками проверки груза в день составления этих актов, но не позднее трех суток с момента проверки. Проверка была проведена 21.12.2005, предписание о подписании акта - 27.12.2005; - комиссионная проверка вагона не проводилась, поскольку коммерческий акт подписан не всеми членами комиссии; - акт общей формы № 1190 от 21.12.2005 не содержит подписи представителя грузополучателя; - акт общей формы от 29.12.2005 не может служить доказательством отказа представителя грузополучателя от подписания коммерческого акта и акта общей формы, так как в акте не указана фамилия лица, отказавшегося от подписи, дата предъявления коммерческого акта и акта общей формы лицу, уполномоченному подписать указанный акт, не указан номер коммерческого акта, и данный акт не подписан всеми участниками комиссионной проверки груза 21.12.2005; - истец не направил уведомления об уплате штрафа; - в коммерческом акте не указано, на основании чего определено наименование груза, фактически оказавшегося в вагоне (например, спецификация, бирка, ярлык, трафарет на упаковке, маркировка на продукцию, контракт на ее поставку), точное наименование груза, количество мест и его масса. Упоминание в коммерческом акте о перевозке пластмассовых стаканчиков, без их индивидуализирующих признаков, нельзя признать достоверным и допустимым, в силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, такой документ не может быть доказательством вины грузоотправителя в искажении наименования перевозимого груза; - применительно к рассматриваемому спору событием, определяющим начало течения исковой давности, является принятие груза к перевозке, а не дата составления коммерческого акта. В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 Гражданского Кодекса Российской Федерации по данному требованию истек срок исковой давности, что является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. .12.2005 между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в лице структурного подразделения станция Москва товарная Рязанская филиала Московская железная дорога и закрытым акционерным обществом «Транзит - ТК» был заключен договор перевозки груза в вагоне № 58000084 по железнодорожной накладной № ЭС 534128 назначением станция Красноярск Красноярской железной дороги. Согласно железнодорожной накладной № ЭС 534128 в графе наименование груза значится: «сборные грузы, перечень прилагается». В прилагаемом перечне грузов указаны водка, средства очистки и полировки, продукты, концентраты пищевые, полиграфия, медицинские товары, парфюмерно-косметическая продукция. 21.12.2005 при комиссионной проверке груза на станции Красноярск в вагоне № 58000084 согласно коммерческому акту № БМ 122479/А-21 установлено несоответствие наименования груза, указанного в перевозочных документах, фактически перевезенному. В наличии оказался груз: средства очистки и полировки, концентраты пищевые, полиграфия, медицинские товары, парфюмерия, косметическая продукция, вино, водка, посуда пластмассовая (стаканчики). Кроме груза, поименованного в перечне, выявлен иной груз: вино и посуда пластмассовая. .12.2005 составлен акт общей формы № 1190, согласно которому сборный вагон № 58000084 проверялся комиссионно на соответствие наименования груза, указанного в перечне и фактически перевозимого в вагоне. Указанный акт подписан Кушнер А.А., Гладких Е.Г., Высоцкой. Предписанием от 27.12.2005 № 446, направленным в адрес ответчика, истец указал на необходимость подписания ответчиком акта общей формы и коммерческого акта станции Красноярск, составленных вследствие обнаружения несоответствия наименования груза. В ответ на указанное предписание закрытое акционерное общество «Транзит-ТК» сообщило о невозможности подписания акта общей формы и коммерческого акта по причине неуведомления грузополучателя о проведении комиссионной проверке груза и отсутствия уполномоченных лиц грузополучателя при проверке груза. Согласно акту общей формы № 12 от 29.12.2005 грузополучатель отказался от подписания коммерческого акта, составленного при проверке груза в вагоне № 58000084 на несоответствие наименования перевозимого груза в вагоне. Согласно представленного в материалы дела расчета недобор провозной платы вследствие перевозки груза, не указанного в перечне грузов, составил 4 216 рублей. В коммерческом акте № БМ 122479/А-21 указан размер железнодорожного тарифа, рассчитанного при отправлении груза, сумма недобора железнодорожного тарифа, произведен расчет штрафа. Сумма 4 216 рублей недобора провозной платы списана со счета техПД ответчика 20.12.2005. Начисление штрафа за неправильное указание в железнодорожной накладной наименования груза произведено истцом на основании статьи 98 Устава железнодорожного транспорта. Неуплата штрафа в сумме 442 755 руб. за несоответствие наименования груза послужила основанием для обращения истца в суд с исковыми требованиями, рассматриваемыми в настоящем деле. Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам. Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Согласно статье 307, 309 Гражданского кодекса Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.09.2007 по делу n А33-9307/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|