Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.03.2015 по делу n А33-22002/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

02 марта 2015 года

Дело №

 А33-22002/2014

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «20» февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен          «02» марта 2015 года.

Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Морозова Н.А.,

при секретаре судебного заседания Елистратовой О.М.,

при участии:

от заявителя (открытого акционерного общества «Сбербанк России» в лице Восточно-Сибирского банка): Седовой А.А.,  представителя по доверенности  от 24.12.2013,

от ответчика (Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Красноярскому краю): Кирилловой А.М., представителя по доверенности от 28.01.2015,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Сбербанк России» в лице Восточно-Сибирского банка

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «19» декабря 2014 года по делу № А33-22002/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства судьей Ражковым Р.А.,

установил:

открытое акционерное общество «Сбербанк России» в лице Восточно-Сибирского банка обратилось в Арбитражный суд Красноярского края (далее – общество, заявитель, ОАО «Сбербанк России») с заявлением к Центральному банку Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Красноярскому краю (далее – Главное управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 20.10.2014                № 04-14-Ю/0005/3110.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 декабря 2014 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением арбитражного суда, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить,  ссылается на следующие обстоятельства:

- отсутствует событие правонарушения, предусмотренного диспозицией части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку соответствующие сведения об операции, подлежащие обязательному контролю, представлены в установленный срок (не позднее трех рабочих дней со дня получения информации); направление исправленного отчета не имеет правового значения для доказывания вменяемого состава правонарушения;

- до возбуждения дела об административном правонарушении общество устранило ошибку в сведениях о сделке, представив в уполномоченный орган достоверные сведения, соответствующие фактическим данным; вменяемое нарушение явилось единичным случаем, выразилось в неверном заполнении полей «покупатель», «продавец», что свидетельствует о технической ошибке и отсутствии искажения информации, а, следовательно, и события правонарушения;

- нарушение является малозначительным, действия общества не содержат какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям; допущенное нарушение не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства;

- в силу изменений в законодательстве Российской Федерации, с 29.12.2014 часть 1 статьи 15.27 КоАП РФ действует в редакции Федерального закона от 29.12.2014 №  484-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 15.27 КоАП РФ дополнена примечанием 3, согласно которому, административная ответственность, предусмотренная статьей 15.27 КоАП РФ, не применяется к кредитным организациям, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1 и 4 статьи 15.27 КоАП РФ, что предполагает применить в отношении общества, в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ, нормы об обратной силе закона, поскольку он улучшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Главное управление в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными  в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по следующим основаниям:

- действия ОАО «Сбербанк России» повлекли нарушения требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, пункта 2.11 Положения Банка России № 321-П, в части нарушения срока предоставления в уполномоченный орган сведений об операции, подлежащей контролю, что является административным правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ;

- утверждение заявителя о том, что допущенное правонарушение является малозначительным, является несостоятельным в силу того, что выделение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, в самостоятельный состав административного правонарушения показывает социальную значимость общественных отношений, устанавливая значительный размер штрафа за указанное правонарушение, законодатель исходил из высокой степени его общественной опасности.

Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.

В результате рассмотрения информации о выполнении ОАО «Сбербанк России» требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ), полученной Главным управлением в соответствии с письмом Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 09.06.2014 № 12-5-2/1302 «О размещении массива информации», а также сведений, содержащихся в письмах ОАО «Сбербанк России» в лице Восточно-Сибирского банка от 26.06.2014 № 50-исх/61, от 20.08.2014 № 50-исх. №/68, от 02.09.2014 № 50-исх. №/80 и приложенных к ним документах, административным органом установлено неисполнение ОАО «Сбербанк России» требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, пункта 2.11 Положения Банка России от 29.08.2008 № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение от 29.08.2008 № 321-П) в части нарушения срока представления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, совершенных в Восточно-Сибирском банке.

По результатам рассмотрения указанной информации должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 02.10.2014 № 04-14-Ю/0005/1020.

Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 20.10.2014 № 04-14-Ю/0005/3110 ОАО «Сбербанк России» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Считая постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 20.10.2014 № 04-14-Ю/0005/3110  незаконным и подлежащем отмене, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

На основании статей 28.3, 23.74 КоАП РФ, Указания Банка России от 11.09.2012                № 2871-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», распоряжения Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации по Красноярскому краю Центрального банка Российской Федерации от 26.11.2012 № РТ-320 апелляционный суд пришел к выводу, что протокол об административном правонарушении 02.10.2014 № 04-14-Ю/0005/1020 составлен и оспариваемое постановление от 20.10.2014 № 04-14-Ю/0005/3110 вынесено уполномоченными должностными лицами компетентного органа.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно статье 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001                         № 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ предусмотрено, что кредитные организации обязаны представлять в уполномоченный орган сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции.

Пунктом 7 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ определено, что порядок представления информации в уполномоченный орган в отношении кредитных организаций устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

Порядок представления кредитной организацией (филиалом кредитной организации) в уполномоченный орган сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также об иных операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых у кредитной организации возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма во исполнение требований статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ установлен Центральным банком Российской Федерации в Положении от 29.08.2008 № 321.

В силу пункта 1.1 Положения от 29.08.2008 № 321-П отчетом в виде электронного сообщения (далее - ОЭС) является сообщение, формируемое кредитной организацией для представления в уполномоченный орган, содержащее сведения об операциях, предусмотренных Федеральным законом, представленное в электронной форме и снабженное зарегистрированным кодом аутентификации.

Согласно пункту 2.1 Положения от 29.08.2008 № 321-П направление кредитной организацией в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом, осуществляется в виде ОЭС через территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации.

В соответствии с пунктом 2.11 Положения от 29.08.2008 № 321-П при совершении операций, предусмотренных Федеральным законом, за исключением операций, указанных в пунктах 6 и 11 статьи 7.2 Федерального закона и пункте 2.10 настоящего Положения, кредитная организация формирует и направляет в уполномоченный орган через территориальное учреждение ОЭС, содержащий сведения о таких операциях, не позднее 16.00 по местному времени третьего рабочего дня, следующего за днем совершения или днем выявления таких операций. По согласованию с территориальным учреждением

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.03.2015 по делу n А33-13332/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также