Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по делу n А74-352/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

17 октября 2014 года

Дело №

 А74-352/2014

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «10» октября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен          «17» октября 2014 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Радзиховской В.В.,

судей: Белан Н.Н., Споткай Л.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Грищенко Ю.А.,

при участии:

от закрытого акционерного общества «Промышленный транспорт»: Артеменко М.Д. – представителя по доверенности от 26.02.2014 № 483,

от открытого акционерного общества «Русский Уголь»: Бондар А.А. - представителя по доверенности от 28.08.2014,

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: Рожкова И.Е. - представителя по доверенности от 28.06.2012,

от общества с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия»: Озолиной М.В. - представителя по доверенности от 27.12.2013,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Промышленный транспорт»

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от 27 июня 2014 года по делу № А74-352/2014, принятое судьей Ламанским В.А.,

 

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)  (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «Промышленный транспорт» (ИНН 1903005308, ОГРН 1021900696531) (далее ответчик) о взыскании 15059229 рублей 03 копеек платы за пользование вагонами.

Определением арбитражного суда от 15 апреля 2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество «Русский уголь» и общество с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия».

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 июня 2014 года по делу № А74-352/2014 исковые требований удовлетворены в полном объеме, с закрытого акционерного общества «Промышленный транспорт» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 15050229 рублей 30 копеек платы за пользование вагонами, а также 98251 рубль 14 копеек расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить  и принять новый судебный акт.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, размер платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, не может быть установлен в договорном порядке, поэтому условие договора о плате является ничтожным. ОАО «Российские железные дороги» не может получать доход от использования не принадлежащих ему вагонов. Суд первой инстанции неправомерно отклонил довод ответчика о ничтожности пункта 20 договора от 24.08.2007.

Суд первой инстанции не исследовал вопрос о нарушении сроков доставки груза, не исследовал вопрос об освобождении ЗАО «Промышленный транспорт» от платы за пользование вагонами вследствие подачи перевозчиком вагонов в количестве, превышающем количество вагонов, установленных пунктом 15 договора от 24.08.2007 №4. Суд необоснованно не применил положения статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации об освобождении владельца путей необщего пользования от внесения платы вследствие подачи перевозчиком вагонов в количестве, превышающим количество вагонов. Также суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об уменьшении взыскиваемой суммы, указав, что  взыскиваемая плата не является неустойкой, а представляет повышенную цену услуги по предоставлению вагонов. Ответчик полагает, что  наличие причин задержки вагонов в пути следования можно подтвердить лишь единственным доказательством – актом общей формы ГУ-23, составленным на станции Черногорские Копи по факту ожидания подачи порожних вагонов на пути ЗАО «Промтранс». При чем, указанный акт общей формы должен составляться до момента задержки порожних вагонов в пути следования.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу пояснил,  что истцом  предъявлена  плата  в  силу   положений   пункта 20  договора  №4, который  не  противоречит   ни  одной  норме  права  и  не  является   штрафом или  пеней. В статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации определен порядок и условия взыскания платы за вагоны, принадлежащие перевозчику, и, как установлено  судебной практикой, в том числе в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (в редакции постановления Пленума № 37) в пункте 34 установлено, что «Размер за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается  в договорах с этими перевозчиками», в связи с чем условие пункта 20 договора № 4 не противоречит ни одной норме права и не  является штрафом или пеней, следовательно к данному ввиду платежа не может  быть применена статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Третьи лица – ОАО «Русский уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых с доводами апелляционной жалобы полностью согласились. Указали, что ЗАО «Промышленный транспорт» доказан факт подачи перевозчиком вагонов в количестве, превышающем количество вагонов, установленных пунктом 15 договора № 4 от 24.08.2007.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2014 года  апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 17.09.2014. Протокольным определением рассмотрение жалобы отложено на 10.10.2014 (с учетом определения об изменении даты судебного разбирательства).

От истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы и  дополнении  к  ней,  пояснил, что  истец  обязан  был   отказать в  согласовании   заявки  в  связи   с  отсутствием  технической  возможности   ответчика  принять груз вследствие  превышения  перерабатывающей   способности, действия  истца  направлены не  на  осуществление   перевозки, как  таковой, а  на   получение  платы  за  предполагающейся   неизбежный простой  вагонов.

Представители третьих лиц - ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь» поддержали доводы, изложенные в своих отзывах на апелляционную жалобу, просили решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (перевозчик) и закрытое акционерное общество «Промышленный транспорт» (владелец) 24 августа 2007 заключили договор №4 (в редакции дополнительного соглашения от 28 октября 2010 № 579 с протоколом урегулирования разногласий от 27 января 2011 г.) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО «Промышленный транспорт», примыкающего к станции Черногорские Копи Красноярской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», по условиям которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Черногорские Копи со станции Новая стрелочными переводами № 33 и № 69 к пути № 1 и стрелочным переводом № 9 к продолжению пути 1БП парка «Б»; со стороны станции Деповская стрелочным переводом № 941 к пути 1АП парка «А», обслуживаемого локомотивом владельца (пункт 1 договора). (л.д.112-117, том №2, л.д. 90-92 том №3).

Согласно пункту 15 договора перерабатывающая способность по погрузке угля составляет 320 вагонов в сутки, в том числе ООО «СУЭК – Хакасия» – 166 вагонов, ООО «Разрез Степной» и ЗАО «Русский Уголь» – 104 вагона, ООО «Хакасразрезуголь» – 43 вагона.

В соответствии с абзацем 1 пункта 20 договора (в редакции дополнительного соглашения от 28 октября 2010 №579 с протоколом урегулирования разногласий от 27 января 2011) за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприёма их железнодорожной станцией Черногорские Копи по причинам, зависящим от владельца или его контрагентов, владелец вносит перевозчику плату за пользование вагонами:

- за вагоны, принадлежащие перевозчику – в размере, установленном тарифным руководством № 2;

- за вагоны, не принадлежащие перевозчику – за всё время нахождения таких вагонов на путях общего пользования – в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной пунктом 12 тарифного руководства № 2.

18 февраля 2013 заместитель начальника станции Черногорские Копи уведомил о невозможности приёма по причине не приёма грузополучателя ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», в связи с чем просил временно отставить от движения состав поезда, следующий назначением на станцию Черногорские Копи на ст. Кравченко 70 вагонов, из них 16 вагонов в адрес грузополучателя ОАО «Русский Уголь», 54 вагона ООО «СУЭК-Хакасия» (л.д.83, том №3).

19 февраля 2013 г. в адрес ОАО «Русский Уголь» (исх. №317), в адрес ООО «СУЭК-Хакасия» (исх. №319) и ЗАО «Промтранс» (исх. №№318, 320) направлены извещения (л.д.124 – 129, том №1) о задержании 18 февраля 2013 в 02 час. 40 мин. на станции Кравченко Красноярской ЖД 16 вагонов ОАО «Русский Уголь», 54 вагона ООО «СУЭК-Хакасия» в составе поезда №2933 индекс 9200-897-8879 из-за невозможности приёма их станцией назначения Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине не выполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны. Указанные уведомления получены представителями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», о чем сделаны на уведомлениях соответствующие отметки, о получении уведомления ЗАО «Промтранс» свидетельствует оттиск входящего штампа ЗАО «Промтранс».

На станции назначения Черногорские Копи 16 марта 2013 по прибытии состава поезда №3704 индекс 9200-897-8879 составлены акты общей формы №2775, 2777 от 16 марта 2013 г. (л.д.20-25, т.1), в которых зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Кравченко Красноярской ЖД 18 февраля 2013 были задержаны вагоны в составе поезда 2923 из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине большого скопления порожних вагонов в адрес грузополучателей ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» на приёмо-отправочных путях станции, железнодорожном пути необщего пользования ЗАО «Промтранс», фронтах погрузки/выгрузки ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», что повлекло занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Кравченко 15 марта 2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. Время простоя составило 612,15 ч. по актам №№2775, 2777.

По ведомостям подачи и уборки вагонов №044699 на 16 вагонов (л.д.67-68, том №2) и №044698 на 54 вагона (л.д.69-71, том №2) ОАО «РЖД» начислена плата за пользование вагонами, простаивавшими на путях общего пользования в общей сумме 2847329 рублей 38 копеек с НДС.

20 февраля 2013 заместитель начальника станции Черногорские Копи уведомил о невозможности приёма по причине не приёма грузополучателя ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», в связи с чем просил временно отставить от движения, следующие назначением на станцию Черногорские Копи на ст. Хабайдак 63 вагона, из них 31 вагон в адрес грузополучателя ОАО «Русский Уголь», 32 вагона ООО «СУЭК-Хакасия» (л.д.78, том №3).

21 февраля 2013 в адрес ОАО «Русский Уголь» (исх. №345), в адрес ООО «СУЭК-Хакасия» (исх. №347) и ЗАО «Промтранс» (исх. №№346, 348) направлены извещения (л.д.132 – 137, том №2) о задержании 20 февраля 2013 в 18 час. 06 мин. на станции Хабайдак Красноярской ЖД 31 вагон ОАО «Русский Уголь», 32 вагона ООО «СУЭК-Хакасия» в составе поезда №2433 индекс 9200-910-8879 из-за невозможности приёма их станцией назначения Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине не выполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны. Указанные уведомления получены представителями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», о чем сделаны на уведомлениях соответствующие отметки, о получении уведомления ЗАО «Промтранс» свидетельствует оттиск входящего штампа ЗАО «Промтранс».

На станции назначения Черногорские Копи 19 марта 2013 по прибытии состава поезда №3702 индекс 9200-910-8879 составлены акты общей формы №2967, 2968 от 19 марта 2013 г. (л.д.79-84, том №1), в которых зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Хабайдак Красноярской ЖД 20 февраля 2013 были задержаны вагоны в составе поезда 2433 из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине большого скопления порожних вагонов в адрес грузополучателей ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» на приёмо-отправочных путях станции, железнодорожном пути необщего пользования ЗАО «Промтранс», фронтах погрузки/выгрузки ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», что повлекло занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Хабайдак 18 марта 2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. Время простоя составило 615,07 ч. по актам №№2967, 2968.

По ведомостям подачи и уборки вагонов №042643 на 31 вагон (л.д.74-75, том №2) и №042644 на 32 вагона (л.д.72-73, том №2) ОАО «РЖД» начислена плата за пользование вагонами, простаивавшими на путях общего пользования в общей сумме 2571286 рублей 78 копеек с НДС.

04 марта 2013 начальник станции Черногорские Копи уведомил о невозможности приёма по причине не приёма грузополучателя ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», в связи с чем просил временно отставить от движения, следующие назначением на станцию Черногорские Копи на ст. Енисей 82 вагона, из них 77 вагонов в адрес грузополучателя ОАО «Русский Уголь», 5 вагонов ООО «СУЭК-Хакасия» (т.3 л.д.73).

04 марта 2013 г. в адрес ОАО «Русский Уголь» (исх. №471), в адрес ООО «СУЭК-Хакасия» (исх. №473) и ЗАО «Промтранс» (исх. №№472, 474) направлены извещения (т.2 л.д.140, 141, 143, 145)

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по делу n А33-7199/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также