Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

15 августа 2014 года

Дело №

г. Красноярск

А33-9649/2013

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена  13 августа 2014  года.

Полный текст постановления изготовлен          15 августа 2014  года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  - Петровской О.В.,

судей: Бабенко А.Н.,  Споткай Л.Е.,

секретаря судебного заседания Астаховой А.И.,

при участии:

от Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска: Вагапова А.В., представителя по доверенности от 09.01.2014 №7,

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: Алымовой А.А., представителя по доверенности от 28.06.2012,

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярсокму краю: Зоркиной И.В., представителя по доверенности от 30.12.2013 № 70-55/324,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска

на решение  Арбитражного суда Красноярского края

от   19 мая 2014   года по делу  № А33-9649/2013, принятое судьей Шишкиной И.В.,

установил:

департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации от 08.50.2013 № 014/302/2012-462, об обязании провести государственную регистрацию права собственности на сооружение - автомобильная дорога, расположенное по адресу: г. Красноярск, от точки Т-1 до нежилого здания № 107 по ул. Пограничников за муниципальным образованием - г. Красноярск (проходящая по мосту совмещенному «777» через р. Енисей в г. Красноярске).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае; КГКУ «Управление автодорог по Красноярскому краю; ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога; Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Красноярскому краю, ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», Министерство транспорта Красноярского края.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 мая 2014 года в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, иск удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы истец привел следующие доводы.

Из статьи 2 Федерального закона от 10.01.2013 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» не следует, что автомобильная дорога может входить в состав железнодорожной инфраструктуры. Объекты инженерной инфраструктуры городов относятся к муниципальной собственности, законом не установлены критерии отнесения дорог к дорогам местного значения. Все, что не относится к дорогам федерального значения по утвержденным перечням, относится к дорогам местного значения по остаточному принципу.

Отсутствие в законе четкого определения статуса автодороги как объекта недвижимого имущества, в т.ч. в целях регистрации прав на нее и сделок с ней, не может расцениваться в качестве запрета распространения нормы статьи  131 ГК РФ на такие объекты.

Анализ представленных в дело документов позволяет сделать вывод о том, что мост проектировался как е6диный объект, включающий три проезда, в перечне конструктивных элементов отсутствует сооружение – автомобильная дорога.

Осуществив раздельную регистрацию на мост и на главные и стационарные пути Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю признало делимость моста и путей (железнодорожных, а также автомобильного), пролегающих через него.

Таким образом, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что повлекло нарушение прав и законных интересов департамента.

Ответчик представил отзыв, в котором отклонил доводы жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Третьи лица - КГКУ «Управление автодорог по Красноярскому краю; Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Красноярскому краю, ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», Министерство транспорта Красноярского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

От Министерства транспорта Красноярского края поступил отзыв, в котором министерство просит удовлетворить апелляционную жалобу заявителя. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

07.12.2012 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обратился в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - автомобильная дорога по адресу г. Красноярск, от точки Т-1 до нежилого здания № 107 по ул. Пограничников (далее -автодорога) с кадастровым номером 2 4:50:0000000:152126, представив кадастровый паспорт автодороги и письмо ТУ Росимущества в Красноярском крае от 13.11.2012 № 03-47/06/19492 об отсутствии автодороги моста «Совмещенного» (777) через р. Енисей в г. Красноярске в реестре федерального имущества.

Уведомлением от 20.12.2012 государственная регистрация была приостановлена Управлением   Росреестра   по   Красноярскому   краю   в   связи   с   наличием   сомнений государственного регистратора в том, то автомобильная дорога проходит через мост совмещенный 777, однако мост как искусственное дорожное сооружение не входит в состав автомобильной дороги, не обладает прочной связью с землей и не может являться в связи с этим объектом недвижимого имущества; у регистратора возникли сомнения, что автодорога относится к объектам, права на который подлежат государственной регистрации; в Управление не были представлены документы о создании объекта - автодороги в 1984 году именно как объекта недвижимого имущества; согласно ответу ТУ Росимущества в Красноярском крае от 24.05.2010, сооружение - дорожное хозяйство - мост «Совмещенный» (777) в реестре федерального имущества отсутствует; вместе с тем указанное Управление полагает, что мост «Совмещенный» (777) через р. Енисей является объектом федеральной собственности на основании пунктов 4,5 раздела 4 Приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991. В уведомлении указано, что поскольку автодорога являются частью сооружения - дорожное хозяйство протяжённостью 602,72 п.м. по адресу г. Красноярск, мост «Совмещенный» (777) через р. Енисей, то заявленный на регистрацию объект недвижимого имущества также является федеральной собственностью; представленные документы не свидетельствуют о наличии у муниципального образования г. Красноярск права муниципальной собственности на автодорогу; Управлением направлены запросы о вхождении автодороги в состав автомобильных дорог федерального значения.

На запрос Управления Росреестра по Красноярскому краю от 29.12.2012 № 46/103 Департамент градостроительства администрации г. Красноярска сообщил в письме от 18.01.2103 № 21 -ек, что в данном Департаменте отсутствуют сведения о вводе в эксплуатацию сооружения - автомобильная дорога по адресу г. Красноярск, от точки Т-1 до нежилого здания № 107 по ул. Пограничников.

На запрос Управления Росреестра по Красноярскому краю от 29.12.2012 № 46/46 ФКУ «Байкалуправавтодор» сообщил в письме от 22.01.2013 № 07/346, что спорная автодорога на балансе Управления отсутствует, полномочия по определению значения автомобильных дорог имеет Министерство транспорта Российской Федерации.

На запрос Управления Росреестра по Красноярскому краю от 29.12.2012 № 46/45 ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в письме от 25.01.2013 № 2438/271 сообщило регистратору, что автомобильная дорога проходит через мост «Совмещенный» (777) через р. Енисей и входит в состав данного сооружения.

По заявлению Департамента от 21.01.2013 государственная регистрация была приостановлена на срок до 19.04.2013 для представления дополнительных документов.

На запрос Управления Росреестра по Красноярскому краю от 06.01.2013 № 46/2765 Федеральное дорожное агентство в письме от 220.03.3013 № 02-263822 сообщило, что информации по спорной автодороге для включения в единый государственный реестр автодорог не поступало.

Сообщением от 08.05.2013 № 01/302/2012-462 Управление Росреестра по Красноярскому краю отказало Департаменту в регистрации права муниципальной собственности на автодорогу по следующим основаниям:

-    из представленных на государственную регистрацию документов однозначно не следует, что заявленный на государственную регистрацию объект является объектом недвижимого имущества, права на который подлежат государственной регистрации в ЕГРП, следовательно, право, с заявлением о регистрации которого обратился Департамент, не является правом, подлежащим государственной регистрации (абзац 2 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации);

-    из представленных заявителем документов не следует, что автомобильная дорога относится к собственности муниципального образования г. Красноярск на основании Постановления Верховного Совета РСФСР № 30201-1 от 27.12.1991, что является основанием для отказа в регистрации на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.

Ссылаясь на то, что отказ в регистрации от 08.05.2013 является незаконным, нарушает права муниципального образования г. Красноярск, Департамент муниципального имущества и земельных отношений обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации подлежат: право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно нормам статей 9, 13 Закона о государственной регистрации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения) регистрирующий орган должен проводить правовую экспертизу документов, представленных для регистрации права, а именно их действительность и наличие соответствующих прав у лица, проверять законность сделки и устанавливать отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Согласно статье 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Статьей 18 Закона установлены требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, относятся на документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено право заинтересованного лица обжаловать в суд, арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права или сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия)

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также