Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010 по делу n А33-8596/2010. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«03» декабря 2010 года Дело № А33-8596/2010 г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «02» декабря 2010 года. Полный текст постановления изготовлен «03» декабря 2010 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Колесниковой Г.А., судей: Дунаевой Л.А., Первухиной Л.Ф. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А. при участии: от заявителя: Испайханова Т.В., представителя по доверенности от 01.09.2010, от ответчика: Железняка И.Н., представителя по доверенности от 02.12.2009 № 7/23-52, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «КТ-Сервис» на определение Арбитражного суда Красноярского края от «10» сентября 2010 года по делу № А33-8596/2010, принятое судьей Ивановой Е.А., установил: общество с ограниченной ответственностью «КТ-Сервис» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Главному Управлению внутренних дел по Красноярскому краю (далее – ГУВД, ответчик) о признании незаконными действий по изъятию системных блоков персональных компьютеров и документации; об обязании возвратить изъятое имущество и документы. Определением Арбитражного суда Красноярского края от 10.09.2010 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с определением от 10.09.2010 не согласно по следующим основаниям: - судом ошибочно истолкована норма абзаца 3 статьи 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» как предусматривающая обжалование действий (бездействия) сотрудников, осуществляющих ОРД, в суд общей юрисдикции, поскольку Закон РСФСР от 04.07.1991 «Об арбитражном суде» не действовал на момент принятия Закона об ОРД; - субъектный состав участников и характер правоотношений позволяет отнести рассматриваемый спор к подведомственности арбитражного суда; - ГУВД не представило доказательств, что оспариваемые действия осуществлялись в рамках уголовно-процессуальных отношений, в связи с чем, ссылка суда на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2008 № 9151/08 необоснованна; - статья 254 ГПК Российской Федерации не подлежит применению в рассматриваемом споре, поскольку нарушенные права юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в сфере экономических отношений подлежат защите в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. ГУВД представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 10.09.2010 считает законным и обоснованным. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. В соответствии с частью 2 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядок судопроизводства (в том числе подведомственность споров) в арбитражных судах Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами. При принятии исковых заявлений и рассмотрении дел необходимо, в частности, исходить из того, что арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, а также все дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения определения судом первой инстанции) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения определения судом первой инстанции) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 3 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов. Из содержания изложенных норм права следует, что определяющим моментом отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов является предмет спора, экономический (имущественный) характер требования, то есть сфера общественных отношений, в которой возник данный спор. При этом, дело об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов подведомственно арбитражному суду, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) государственных органов затрагивают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обществом заявлено требование о признании незаконными действий ГУВД по изъятию системных блоков персональных компьютеров и документации; об обязании возвратить изъятое имущество и документы. Статья 1 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» предусматривает, что милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» одной из задач милиции является, в том числе предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. Статьей 39 Закона Российской Федерации «О милиции» предусмотрено, что гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд. Согласно статье 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» ( далее Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности») оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. В силу статьи 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами оперативно-розыскной деятельности являются, в частности выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Статья 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» также устанавливает право лиц обжаловать действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд. Названная специальная норма права, определяя орган, в который могут быть обжалованы указанные действия, не допускает возможности обжалования их в арбитражный суд. Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.08.1992 № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» подведомственность заявленного требования суду или арбитражному суду определяется в соответствии с их компетенцией, установленной законодательными актами Российской Федерации. В случаях, когда в законодательном акте подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду) либо когда имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, следует руководствоваться тем же правилом, исходя при этом из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом. С учетом критериев подведомственности, указанных в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, арбитражному суду подведомственны дела по заявлениям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обжаловании действий работников милиции, совершенных в сфере административных правоотношений, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Если действия работников милиции осуществлены в рамках уголовно-процессуальных правоотношений или при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, то в данном случае дело арбитражному суду неподведомственно. Таким образом, дела по заявлениям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об оспаривании действий (решений, ненормативных правовых актов) сотрудников органов внутренних дел, совершенных при осуществлении деятельности по предупреждению и пресечению преступлений, в рамках и на основании Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», к компетенции арбитражного суда не относятся. Аналогичная позиция сформулирована в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2008 № 9151/08. Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 27.05.2010 № 92 начальника Управления по налоговым преступлениям ГУВД по Красноярскому краю в связи с отсутствием достаточных данных для возбуждения уголовного дела сотрудникам Управления по налоговым преступлениям поручено провести оперативно-розыскное мероприятие в виде обследования нежилых помещений, используемых ООО «КТ-Сервис» и ООО «Трансбум», с целью обнаружения и изъятия предметов и документальных материалов, свидетельствующих о нарушениях налогового и иного законодательства. По результатам обследования составлен протокол обследования (изъятия) от 27.05.2010. Доказательств, подтверждающих возбуждение дела об административном правонарушении в отношении общества, в материалы дела не представлено. Поскольку оспариваемые действия ответчика совершены в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности, а не в сфере административных правоотношений, возникающих в связи с осуществлением обществом предпринимательской и иной экономической деятельности, то настоящий спор неподведомственен арбитражному суду. Указанный вывод не нарушает право общества на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации, по следующим основаниям. Так, в соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" по смыслу части 3 статьи 5 Закона об оперативно-розыскной деятельности в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации могут быть также обжалованы решения и действия должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению, пресечению преступлений, а также проверке поступивших заявлений и иных сообщений о совершенном или готовящемся преступлении в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания. Пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, могут быть оспорены действия должностных лиц, совершенные ими при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и не подлежащие обжалованию в порядке уголовного судопроизводства. С учетом изложенного, довод общества о том, что статья 254 Гражданского процессуального кодекса Российская Федерация не подлежит применению в рассматриваемом споре, поскольку нарушенные права юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в сфере экономических отношений подлежат защите в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклоняется как необоснованный. Следовательно, спор об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц, совершенных ими при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, подведомственен суду общей юрисдикции. При этом, суд апелляционной инстанции учитывает, что в материалах дела отсутствуют сведения Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010 по делу n А74-2873/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|