Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 по делу n А29-8475/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

       ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

10 июня 2015 года

Дело № А29-8475/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года.      

Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2015 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талановой У.Ю.,

без участия в судебном заседании представителей сторон

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2015 по делу № А29-8475/2014, принятое судом в составе судьи Паниотова С.С.,

по заявлению акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь» (ИНН: 1103019252, ОГРН: 1021100807452)

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми (ИНН: 1103001015, ОГРН: 1021100806748)

о признании частично недействительным решения и снижении размера начисленного штрафа,

установил:

 

акционерное общество по добыче угля «Воркутауголь» (далее – АО «Воркутауголь», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми (далее – Управление, Пенсионный фонд) № 007/003/415-2013 от 11.07.2014  в части:

- пункта 6.1 резолютивной части решения: об уплате доначисленных страховых взносов в размере 51 326 269 рублей 72 копеек, в том числе: в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 192 254 рублей 05 копеек (страховая и накопительная часть), в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 22 142 рублей 11 копеек, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 3 049 рублей 56 копеек, по взносам на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников угольной промышленности в размере 51 108 824 рублей (за 2011 год в сумме 51 051 720 рублей, за 2012 год в сумме 57 104 рублей);

- пункта 5 резолютивной части решения: начисления пени в сумме 13 113 763 рублей 08 копеек, в том числе на доначисленные страховые взносы на основании Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в размере 46 259 рублей 86 копеек, в том числе: в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 40 427 рублей 01 копейки (страховая и накопительная часть); в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 4 899 рублей 81 копейки, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 933 рублей 04 копеек; на взносы на дополнительное социальное обеспечение работников угольной отрасли по Федеральному закону от 10.05.2010 № 84-ФЗ  в сумме 13 067 503 рублей 22 копеек (за 2011 год в сумме 13 056 546 рублей 17 копеек, за 2012 год в сумме 10 957 рублей 05 копеек);

- пункта 4 резолютивной части решения: о привлечении к ответственности на основании части 1 статьи 47 Федерального Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 10 292 940 рублей 30 копеек в том числе: в Пенсионный фонд Российской Федерации (страховая и накопительная часть) в размере 62 421 рубля 65 копеек, в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 5 746 рублей 84 копеек, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 3 007 рублей 01 копейки; на взносы на дополнительное социальное обеспечение работников угольной отрасли на основании Федерального Закона от 10.05.2012 № 84-ФЗ в сумме 10 221 764 рублей 80 копеек (за 2011 год в сумме 10 210 344 рублей 02 копеек, за 2012 год в сумме 11 420 рублей 78 копеек);

- пункта 4 резолютивной части решения: о привлечении к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в виде 1 540 736 рублей 99 копеек штрафа.

Общество также просило суд снизить штраф, начисленный на основании части 1 статьи 47 Федерального Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, до 10 % от указанного в оспариваемом решении.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2015 заявленные требования АО «Воркутауголь» удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение Управления № 007/003/415-2013 от 11.07.2014  в части:

- доначисления страховых взносов в размере 279 367 рублей 62 копеек (пункт 6.1);

- начисления пени по страховым взносам в размере 58 732 рублей 77 копеек (пункт 5);

- привлечения к ответственности на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 83 559 рублей 81 копейки (пункт 4);

- привлечения к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в виде штрафа в размере               1 439 556 рублей 38 копеек (пункт 4).

В удовлетворении остальной части требований отказано.

АО «Воркутауголь» с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.

По мнению Общества, применение пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 217-ФЗ «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» к правоотношениям, возникшим с 01.01.2011, недопустимо в силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации, в связи с чем, доначисление страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение работников угольной отрасли по Федеральному закону от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» в размере 51 051 720 рублей за 2011 год и пени необоснованно.

Ссылаясь на часть 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, Общество считает, что неправомерно привлечено к ответственности, поскольку Федеральным Законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ не предусмотрены виды нарушений, за которые наступает ответственность, не определен вид санкций за конкретные нарушения. Также Общество считает, что судом первой инстанции необоснованно отказано в снижении штрафных санкций с учетом смягчающих обстоятельств отсутствие умысла и задолженности по уплате страховых взносов.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу Управление указало, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просит отказать.

Стороны о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Управлением в отношении АО «Воркутауголь» проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования; правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) взносов на дополнительное социальное обеспечение в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 01.01.2010 по 31.12.2012; документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.

По результатам выездной проверки Управлением составлен акт от 06.06.2014 № 007/003/415-2013 (т. 1 л.д. 21-42).

Решением Управления от 11.07.2014 № 007/003/415-2013 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в виде штрафа в сумме             10 619 670 рублей 12 копеек и частью 3 статьи 17 Федерального Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 563 123 рублей 42 копеек. Данным решением Обществу предложено уплатить недоимку в размере          53 098 350 рублей 57 копеек и пеней в размере 13 067 503 рубля 22копейки (т. 1 л.д. 104-141).

Не согласившись с решением Пенсионного фонда, Общество обжаловало его в арбитражный суд.

Арбитражный суд Республики Коми, частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался положениями Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», Федеральным законом № 217-ФЗ «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», Федеральным законом № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 № 1051-О и признал правомерным доначисление спорных сумм страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение работников угольной отрасли за 2011 года, соответствующих сумм пени и штрафа.

Учитывая, что статья 44 Закона № 212-ФЗ предусматривающая возможность применения судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, смягчающих ответственность обстоятельств, признана утратившей силу с 01.01.2015 суд посчитал необоснованными требования Общества и снижении штрафных санкций.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

10.05.2010 принят Федеральный закон № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» (далее - Закон № 84-ФЗ), который предусматривает установление ежемесячной доплаты к пенсии шахтерам за счет дополнительных взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 6 Закона № 84-ФЗ тариф взносов установлен для плательщиков взносов в размере 6,7 процента выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.

Уплату страховых взносов в соответствии с указанным законом осуществляют только организации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Закона № 84-ФЗ).

В соответствии с «Правилами определения перечня организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2010 № 798 Министерство энергетики Российской Федерации ежегодно формирует перечень организаций угольной промышленности - плательщиков взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Законом № 84-ФЗ, который представляется в Пенсионный фонд Российской Федерации до 1 февраля ежегодно.

В первоначальной редакции части 3 статьи 6 Закона № 84-ФЗ до 01.01.2011 для таких плательщиков взносов объектом обложения и базой для начисления взносов являлись объект обложения и база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленные Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

Федеральным законом от 18.07.2011 № 217-ФЗ «О внесении изменения в статью 6 Закона № 84-ФЗ» изменена редакция части 3 статьи 6 Закона № 84-ФЗ.

Согласно новой редакции данной нормы, действие которой в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 217-ФЗ «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2011, объектом обложения и базой для начисления взносов являются объект обложения и база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые установлены частями 1, 3 и 4 статьи 7 и частями 1, 3 и 6 статьи 8 Закона № 212-ФЗ.

При этом согласно частям 1, 3 и 6 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы,     услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 по делу n А28-13044/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также