Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 по делу n А82-10304/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

08 мая 2015 года

Дело № А82-10304/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 года.         

Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2015 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сандалова В.Г.,

судей Дьяконовой Т.М., Гуреевой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Боковой У.Ю.,

при участии в судебном заседании:

представителя истца Разживина А.Г., действующего на основании доверенности от 01.02.2015,

представителей ответчика конкурсного управляющего Бусыгина Г.П., Коваль Е.А., действующей на основании доверенности от 01.01.2015, Гончарова К.А., действующего на основании доверенности от 31.12.2014,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Тверские коммунальные системы»

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.01.2015 по делу № А82-10304/2014, принятое судом в составе судьи Карташовой Н.В.,

по иску открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324)

к открытому акционерному обществу «Тверские коммунальные системы» (ОГРН 1036900046732, ИНН 6901032200)

третье лицо: открытое акционерное общество «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии и мощности»

о защите деловой репутации,

установил:

 

открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее – истец, ОАО «ТГК-2», компания) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском (с учетом уточнения) к открытому акционерному обществу «Тверские коммунальные системы» (далее – ответчик, ОАО «ТКС», общество, заявитель жалобы) о признании несоответствующими действительности и порочащими деловую репутацию ОАО «ТГК-2» сведений, содержащихся в статье «ОАО «ТКС» терпит убытки из-за неэффективной реализации электроэнергии», опубликованной 03.06.2014 на сайте ОАО «Тверские коммунальные системы», www.tvercomsys.ru в разделе «Новости», обязании опубликовать опровержение несоответствующих действительности требований.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» (далее – третье лицо, ОАО «АТС»).

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 12.01.2015 исковые требования ОАО «ТГК-2» удовлетворены:

- признаны не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию ОАО «ТГК-2» сведения, содержащиеся в статье ОАО «ТКС» терпит убытки из-за неэффективной реализации электроэнергии», опубликованной 03.06.2014 на сайте ОАО «Тверские коммунальные системы» www.tvercomsys.ru в разделе «Новости»:

«Все компании-неплательщики, закрепленные на рынке нерегулируемых договоров купли-продажи электроэнергии и мощности за ОАО «ТГК-2» (большую часть из них составляют энергетические компании Северного Кавказа), по решению ОАО «ТГК-2» и ОАО «АТС» имеют привязку к Тверским ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4. Таким образом, долги за электроэнергию перед ОАО «ТГК-2» на ОРЭМ не распределяются равномерно между всеми энергоисточниками компании, что более логично и справедливо, а полностью ложатся на тверские станции. В связи с этим ОАО «ТКС» регулярно недополучает значительный объем денежных средств. Так, по состоянию на 31.12.2013 сумма долга компаний-неплательщиков в структуре общей задолженности ОАО «ТГК-2» перед ОАО «ТКС» составила порядка 157 млн.руб.»

«…Тверские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-4 неконкурентноспособны на оптовом рынке электроэнергии и мощности. В 2012 году ТЭЦ-1, а в 2013 году один из турбогенераторов ТЭЦ-4 не прошли конкурентный отбор мощности (КОМ).  Непрохождение КОМ дает возможность станциям получить статус «вынужденного генератора», что, в свою очередь, подразумевает утверждение для этих объектов специальной ставки, по которой будет начисляться плата еще и за мощность. Для получения статуса «вынужденного генератора» необходимо подать ряд документов в соответствующие инстанции, однако, ОАО «ТГК-2» - собственник тверских ТЭЦ - вовремя этого не сделало.

В результате непрохождения конкурентного отбора мощности и неполучения тарифа вынужденного генератора по ТЭЦ-1 и турбогенератору ТЭЦ-4 за 2012 и 2013 год убыток ОАО «ТКС» составил порядка 119 млн. рублей.

Из-за технических проблем ТЭЦ-4 не получает плату за мощность за период с января по май 2014 года. Прогнозируемый убыток из-за этого насчитывает 91,4 млн. рублей».

ОАО «Тверские коммунальные системы» обязано в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать на сайте www.tvercomsys.ru в разделе «Новости» опровержение не соответствующих действительности сведений следующего содержания:

«ОАО «ТКС» 3 июня 2014 года опубликовало на официальном сайте пресс-релиз под заголовком «ОАО «ТКС» терпит убытки из-за неэффективной реализации электроэнергии».

Сообщаем, что содержащиеся в упомянутом материале сведения не соответствуют действительности.

В частности, в пресс-релизе сообщалось, что все компании-неплательщики, закрепленные на рынке регулируемых договоров за ОАО «ТГК-2» по решению ОАО «ТГК-2» и ОАО «АТС» имеют привязку к Тверским ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4. Таким образом, долги за электроэнергию перед ОАО «ТГК-2» на ОРЭМ не распределяются равномерно между всеми энергоисточниками компании, что более логично и справедливо, а полностью ложатся на тверские станции. В связи с этим ОАО «ТКС» регулярно недополучает значительный объем денежных средств.

Между тем ОАО «ТГК-2» не имеет отношения к привязке компаний-неплательщиков к Тверским ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4, поскольку не участвует в формировании схемы прикрепления потребителей, получающих электроэнергию и мощность по регулируемым договорам купли-продажи, к тем или иным электростанциям.

Кроме того, ОАО «ТКС» сообщало о несвоевременных действиях ОАО «ТГК-2» по получению статуса «вынужденного генератора» для оборудования Тверской ТЭЦ-1 и одного из турбогенераторов Тверской ТЭЦ-4, в результате чего убыток ОАО «ТКС» за 2012 и 2013 годы составил порядка 119 млн. руб.

Однако ОАО «ТГК-2» действовало добросовестно и разумно. Действия по получению статуса «вынужденного генератора» для оборудования Тверской   ТЭЦ-1 предприняты в сроки, максимально приближенные к итогам проведения конкурентного отбора мощности на 2012 год. Убытки от неполучения платы за мощность турбогенератора Тверской ТЭЦ-4 образовались не в результате действий ОАО «ТГК-2». Решение о заявке этого оборудования на участие в конкурентном отборе мощности на 2014 год принималось ОАО «ТКС».

ОАО «ТКС» с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, привлечь к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Некоммерческое партнерство «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» и Федеральную службу по тарифам.

По мнению заявителя жалобы, ОАО «АТС» представляет участнику оптового рынка (ОАО «ТГК-2») проект схемы по регулируемым договорам, и после утверждения представленной схемы ОАО «АТС» публикует на своем сайте информацию о предварительных объемах поставки и предварительных объемах мощности электрической энергии, а также реестр регулируемых договоров, соответственно, участник оптового рынка (ОАО «ТГК-2») принимает участие в утверждении схемы прикрепления по регулируемым договорам. Аналогичная процедура утверждения схемы указана в Регламенте № 6.2 (пункты 3.1, 3.2). Умышленные действия ОАО «ТГК-2» привели к тому, что вопрос об изменении привязки контрагентов-неплательщиков на ОРЭМ был снят с повестки заседания Наблюдательного совета НП «Совет рынка» и, как следствие, не были внесены изменения в регулируемые договоры по продаже электрической энергии и мощности на ОРЭМ. ОАО «ТКС» считает, что, не являясь собственником генерирующего оборудования, а также не являясь участником оптового рынка, не уполномочено подавать каких либо заявок в ОАО «АТС» и НП «Совет рынка» в рамках отношений по торговле электрической энергии и мощности на ОРЭМ. Вывод суда, касающийся необходимости направления ОАО «ТКС» каких-либо документов с требованием инициирования процедуры вывода оборудования   ТЭЦ-1, ТЭЦ-4 является необоснованным, при этом ответчик ссылается на письма ФСТ России № ЕТ-2954/12 от 18.03.2014. ФСТ России не было привлечено к участию в деле, суд не выяснил какие разумные сроки имело ввиду ОАО       «ТГК-2». Ответчик неоднократно обращался в ОАО «АТС», ОАО «ТГК-2» и НП «Совет рынка» с инициированием процедуры изменения привязки контрагентов-неплательщиков на ОРЭМ. Стандартная форма договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (последние редакции) утверждена непосредственно НП «Совет рынка». Более того, в своем отзыве ОАО «АТС» указывает на то, что НП «Совет рынка» определяет стандартные формы регулируемых договоров, и сама схема прикрепления по регулируемым договорам (которую и пыталось изменить ОАО «ТКС»), рассчитанная ОАО «АТС» в соответствии с требованиями пунктов 3.1, 3.2 Регламента № 6.2, утверждается решением Наблюдательного совета НП «Совет рынка». Считает, что обжалуемый судебный акт непосредственно влияет на права и обязанности Наблюдательного совета НП «Совет рынка», поскольку, как указывает ОАО «АТС», именно Наблюдательный совет НП «Совет рынка» утверждает схему привязки по регулируемым договорам. Таким образом, ОАО «АТС» в своем отзыве дает непосредственную ссылку на действия Наблюдательного совета НП «Совет рынка» и суд фактически дал оценку этим действиям. Однако  Наблюдательный совет НП «Совет рынка не был привлечен к участию в деле. С учетом сказанного, рассматриваемый спор затрагивал права и интересы третьих лиц, поскольку они непосредственно принимают участие в принятии решений в рамках отношений по торговле электрической энергией на оптовом рынке электрической энергии. Содержание спорной информации, опубликованной 03.06.2014 на сайте ОАО «Тверские коммунальные системы» www.tvercomsys.ru в разделе «Новости», является оценочными суждениями, и представляет собой субъективную оценку (мнение) со стороны ответчика, поскольку как указывалось выше и подтверждено материалами дела, ОАО «ТКС» не является участником оптового рынка электрической энергии, в действительности не могло утверждать о свершившихся фактах, соответствие действительности которых можно проверить. Таким образом, ОАО «ТКС» выражало свое субъективное мнение, основываясь на той информации, которую имело возможность получить в процессе своей хозяйственной деятельности, анализируя информацию об имеющихся убытках от реализации электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии.

В отзыве на апелляционную жалобу истец с доводами заявителя не согласился, просит оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения, указывает, что порядок определения продавцов и покупателей по регулируемым договорам установлен разделом 3 Регламента регистрации регулируемых договоров купли-продажи электроэнергии и мощности (приложение 6.2 к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка). В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 и 3.8 названного Регламента расчет схемы прикрепления по регулируемым договорам в отношении конкретных групп точек поставки (к ним относятся, в том числе электростанции) осуществляется коммерческим оператором (ОАО «Администратор торговой системы»), а утверждение схемы осуществляет Наблюдательный совет НП «Совет рынка». На основании сформированной и утвержденной в установленном порядке схемы прикрепления по регулируемым договорам ОАО «АТС» определяет продавцов и покупателей, а также почасовые договорные объемы поставки по этим договорам с указанием групп точек поставки, с использованием которых осуществляется поставка электроэнергии и мощности. В отношении покупателей с низкой платежной дисциплиной прикрепление по регулируемым договорам осуществляется по особым правилам, установленным пунктом 3.3 Приложения  №  3 к Регламенту № 6.2, из содержания которых не следует, что участник оптового рынка – поставщик электроэнергии и мощности принимает какое-либо участие в формировании схемы прикрепления по регулируемым договорам, доведение ОАО «АТС» до кампании как поставщика электроэнергии и мощности проекта схемы прикрепления само по себе не свидетельствует о том, что она принимает какое-либо участие в формировании этой схемы. По итогам заседания Правительственной комиссии, состоявшегося 02.02.2012 по итогам проведения КОМ на 2012 Тверская ТЭЦ-1 отнесена к генерирующим объектам, не востребованным Системным оператором ЕЭС по критерии надежности функционирования единой энергетической системы. Решением Правительственной комиссии (пункт 4 протокола от 02.02.2012) эти объекты не были включены в перечень направляемых комиссией предложений по отнесению объектов генерации к объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме. Следовательно, единственной возможностью получения статуса «вынужденного генератора» для оборудования Тверской ТЭЦ-1 являлось прохождение процедуры его вывода из эксплуатации, процедура инициирована компанией 30.12.2011 направлением соответствующего уведомления главе г.Твери, уведомление Минэнерго России о необходимости приостановить вывод Тверской ТЭЦ-1 из эксплуатации, являющееся документом, дающим право на получение для оборудования этой электростанции статуса «вынужденного генератора» получено 28.08.2012. Турбогенератор № 4 ТЭЦ-4 не соответствовал минимальным техническим требованиям, необходимым для его допуска к участию в конкурентном отборе мощности, вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 28.08.2013 № 743 требования к техническим характеристикам оборудования были исключены и право участия в КОМ получило любое генерирующее оборудование, в связи с этим компания направила ответчику письмо с предложением либо направить документы для получения статуса генерирующего объекта, мощность которого поставляется в вынужденном режиме, либо направить заявку на участие в конкурентном отборе мощности. Общество уведомило компанию о том, что считает нецелесообразным подать заявку на участие ТЭЦ-4 в конкурентном отборе мощности и обеспечить его работу на 2014 и последующие годы. Общество не направляло компании никаких документов, в которых бы содержалось требование инициировать процедуру вывода из эксплуатации оборудования

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 по делу n А28-358/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также