Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n А29-4483/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 19 марта 2015 года Дело № А29-4483/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2015 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ившиной Г.Г., судей Хоровой Т.В., Кононова П.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В., при участии в судебном заседании: представителей заявителя Даньшина К.Ю., действующего на основании доверенности от 08.04.2014, Маркова И.Ю., действующего на основании доверенности от 10.10.2014 № 02/29/234-14, представителя ответчика Королева Н.М., действующего на основании доверенности от 10.11.2014 № 02-03/10285, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.11.2014 по делу № А29-4483/2014, принятое судом в составе судьи Полицинского В.Н., по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (ИНН: 7707049388, ОГРН: 1027700198767) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (ИНН: 1101481197, ОГРН: 1021100514951), третье лицо: Кочетов Никита Николаевич (место жительства: 169600, Республика Коми, г. Печора), о признании недействительными решения и предписания от 07.03.2014 № 02-01/1882 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № А17-05/13, установил: открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее – заявитель, ОАО «Ростелеком», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – ответчик, Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 07.03.2014 № 02-01/1882 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № А17-05/13, в соответствии с которым Общество было признано нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), а также вынесенного на основании данного решения обязательного для исполнения предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Кочетов Никита Николаевич (далее – третье лицо, Кочетов Н.Н.), жалоба которого послужила основанием для возбуждения в отношении ОАО «Ростелеком» дела о нарушении антимонопольного законодательства. Решением суда от 16.11.2014 требования заявителя были удовлетворены, пункты 1, 2 решения и предписание УФАС признаны недействительными; производство по делу в части признания недействительным пункта 3 решения Управления было прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Не согласившись с принятым судебным актом, антимонопольный орган обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Ответчик не согласен с выводом суда о неверном определении географических границ товарного рынка, указывая, что при их определении Управление действовало в соответствии с положениями пункта 4.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок № 220), использовало всю необходимую информацию, при этом отмечая, что антимонопольный орган не ограничен в праве выбора методов определения географических границ товарного рынка. Делая вывод о неверном определении продуктовых границ анализируемого рынка, суд первой инстанции, по мнению ответчика, не учел, что в ходе проведенного анализа УФАС руководствовалось договорами, на основании которых хозяйствующими субъектами осуществляется предоставление услуг связи, в том числе доступа к сети Интернет, предоставленными самими хозяйствующими субъектами, а также размещенными на их официальных сайтах типовыми договорами оказания названных услуг и тарифами на предоставляемые услуги. Управление настаивает на том, что им выявлен полный перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на товарном рынке, что позволило достоверно определить объем товарного рынка и долю хозяйствующих субъектов на нем. Кроме того, ответчик обращает внимание на отсутствие в деле материалов, подтверждающих экономическое и технологическое обоснование установления различной абонентской платы за услугу «Домашний Интернет» в зависимости от принадлежности абонента ОАО «Ростелеком» к группе населенных пунктов Республики Коми. При этом Управление полагает, что Общество, устанавливая различную абонентскую плату, нарушало требования Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575, а также положения статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации. Находя несостоятельными выводы суда о недоказанности в рассматриваемом случае совершения Обществом действий, влекущих недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также о том, что Закон о защите конкуренции не имеет целью регулирования защиту прав потребителей, антимонопольный орган ссылается на то, что суд тем самым незаконно ограничил граждан в праве на защиту, а антимонопольный орган – в возможности принятия мер антимонопольного реагирования, что противоречит сложившейся судебной практике и нормам Закона о защите конкуренции, в частности статье 10 данного Закона, которая позволяет физическим лицам защищать свои права от злоупотребления хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением. ОАО «Ростелеком» представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает доводы Управления, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены. В судебном заседании апелляционного суда представитель УФАС поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить; представители Общества возражали против удовлетворения апелляционной жалобы. Кочетов Н.Н. о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, явку в судебное заседание не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие третьего лица. Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.01.2013 в УФАС поступило заявление Кочетова Н.Н. по факту установления Обществом различной абонентской платы за услугу «Домашний Интернет» в зависимости от принадлежности абонента к группе населенных пунктов Республики Коми (том 2 л.д. 71). При рассмотрении возбужденного на основании данного заявления дела о нарушении антимонопольного законодательства № А17-05/13 комиссией Управления было установлено, что ОАО «Ростелеком» на основании лицензий № 86473 и № 86475 оказывает услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, и телематические услуги связи на всей территории Российской Федерации, в том числе услуги широкополосного проводного доступа к сети Интернет. В ходе рассмотрения названного дела ответчиком было проведено исследование товарного рынка услуг широкополосного проводного доступа к сети Интернет на территории Республики Коми за период с 01.01.2012 по 30.09.2013, по результатам которого составлен аналитический отчет (том 3 л.д. 42-45). Согласно отчету доля Общества в географических границах товарного рынка услуг широкополосного проводного доступа к сети Интернет, являющихся административными границами Республики Коми, составляет 50 %. Сведения, содержащиеся в аналитическом отчете, послужили основанием для вывода о том, что ОАО «Ростелеком» занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке. Также комиссия Управления установила, что тариф на услугу «Домашний Интерет» на скорости 5 Мбит/с для жителей городов Сыктывкар, Ухта, Усинск составляет 550 рублей в месяц, на скорости 10 Мбит/с – 650 рублей в месяц; в остальных городах и населенных пунктах Республики Коми, в том числе в городе Печоре тариф на эту же услугу на скорости 5 Мбит/с составляет 700 рублей в месяц, на скорости 10 Мбит/с – 1200 рублей в месяц. Проанализировав представленные Обществом сведения и материалы, ответчик выявил, что затраты ОАО «Ростелеком» на оказание услуги «Домашний Интернет» в расчете на одного абонента на скорости 5, 10, 300 Мбит/с в городе Печоре на 10,8 % выше, чем затраты на оказание аналогичной услуги в расчете на одного абонента на скорости 5, 10, 300 Мбит/с в городе Сыктывкаре. Вместе с тем размер тарифа на услугу «Домашний Интернет» на скорости 5 Мбит/с в городе Печоре на 27,3 % выше, чем размер тарифа на данную услугу в городе Сыктывкаре, а размер тарифа на услугу «Домашний Интернет» на скорости 10 Мбит/с в городе Печоре выше на 84,6 %, чем размер тарифа на данную услугу в городе Сыктывкаре. Размер тарифа на услугу «Домашний Интернет» на скорости 300 Мбит/с в городе Печоре и в городе Сыктывкаре одинаков. По результатам рассмотрения материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия УФАС пришла к выводу о том, что Общество установило экономически и технологически необоснованную различную абонентскую плату за пользование услугой доступа к сети Интернет в рамках тарифного плана «Домашний Интернет» на скорости 5 и 10 Мбит/с в зависимости от принадлежности абонента к группе населенных пунктов Республики Коми, что повлекло (могло повлечь) ущемление интересов потребителей. 25.02.2014 ответчиком было принято решение № 02-01/1882 (в полном объеме изготовлено 07.03.2014), в соответствии с пунктом 1 которого ОАО «Ростелеком», занимающее доминирующее положение на товарном рынке услуг широкополосного проводного доступа к сети Интернет в Республике Коми, было признано нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В пункте 2 названного решения было указано на необходимость выдачи Обществу предписания об устранении нарушения названного антимонопольного запрета путем установления абонентской платы в рамках тарифного плана «Домашний Интернет» на услуги широкополосного проводного доступа к сети Интернет в целом на территории Республики Коми, дифференцируя стоимость данной услуги в зависимости от скорости доступа к сети Интернет. Согласно пункту 3 решения материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № А17-05/13 подлежали передаче уполномоченному должностному лицу УФАС для возбуждения в отношении ОАО «Ростелеком» и его должностного лица дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (том 1 л.д. 15-26). 07.03.2014 в соответствии с названным решением в адрес Общества было выдано обязательное для исполнения предписание, которым ему было предложено в срок до 01.06.2014 прекратить нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (том 1 л.д. 27-28). Не согласившись с решением и предписанием Управления, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Коми с требованием о признании их недействительными. Суд первой инстанции посчитал, что приведенное в пункте 3 оспариваемого решения антимонопольного органа указание на необходимость передачи материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административных правонарушениях носит внутренний организационный характер, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не затрагивает, не возлагает на него каких-либо обязанностей, не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку сама по себе передача материалов дела уполномоченному должностному лицу Управления каких-либо правовых последствий для Общества не влечет. В этой связи производство по делу в этой части требований было прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. В то же время, придя к выводу о том, что определение географических и продуктовых границ товарного рынка Управлением проводилось произвольно, с нарушением требований Порядка № 220, суд признал выводы УФАС о доминирующем положении ОАО «Ростелеком» на рассмотренном товарном рынке недостоверными и не подтвержденными надлежащими доказательствами. Также суд указал, что рассматриваемые правоотношения, связанные с защитой прав потребителей, регулируются законодательством о защите прав потребителей; признал отсутствующими в оспариваемом решении Управления ссылки на то, какие именно действия, повлекшие недопущение, ограничение, устранение конкуренции, совершил заявитель; признал недоказанным то обстоятельство, какие конкретно тарифы и для абонентов какого населенного пункта установлены Обществом произвольно, без учета экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг связи, и обоснованной нормы прибыли (рентабельности) от капитала, используемого при оказании услуг связи. В этой связи нарушение заявителем пункта 6 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ было признано судом недоказанным, а решение в части пунктов 1, 2 и предписание антимонопольного органа – недействительными. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей Управления и ОАО «Ростелеком», суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего. Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n А82-9496/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|