Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 по делу n А82-206/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

    ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

09 октября 2014 года

Дело № А82-206/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ившиной Г.Г.,

судей Буториной Г.Г., Кононова П.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Измоденовой Ю.А.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала «Ярэнерго» и открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания»

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.07.2014 по делу №А82-206/2014, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.,

по заявлениям открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала «Ярэнерго» (ИНН: 6901067107, ОГРН: 1046900099498)

и открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания» (ИНН: 7606052264, ОГРН: 1057601050011)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН: 7604009440, ОГРН: 1027600695154)

о признании недействительными решения и предписаний от 19.12.2013 по делу №03-03/10-13 о нарушении антимонопольного законодательства,

установил:

 

открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала «Ярэнерго» (далее – ОАО «МРСК Центра», сетевая организация) и открытое акционерное общество «Ярославская сбытовая компания» (далее – ОАО «ЯСК», гарантирующий поставщик) обратились в Арбитражный суд Ярославской области с самостоятельными заявлениями о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – ответчик, Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 19.12.2013 по делу № 03-03/10-13 о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с которым каждый из заявителей был признан нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ), а также вынесенных на основании данного решения в отношении каждого из заявителей предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранении его последствий.

Указанные заявления приняты к производству арбитражного суда, по ним возбуждены производства по делам № А82-206/2014 и № А82-3500/2014.

Определением суда от 20.03.2014 указанные дела в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объединены в одно производство для их совместного рассмотрения по делу № А82-206/2014.

Решением суда от 08.07.2014 было признано недействительным выданное ОАО «МРСК Центра» предписание в части возложения на сетевую организацию обязанности по оформлению результатов проверки актом о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354); в удовлетворении остальной части требований заявителей было отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «МРСК Центра» и ОАО «ЯСК» обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить (ОАО «МРСК Центра» – в той части, в которой в удовлетворении его требований было отказано) и принять по делу новый судебный акт.

Гарантирующий поставщик обращает внимание на то, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства ответчиком не были исследованы фактические обстоятельства, связанные с технологическим присоединением граждан-потребителей, вместе с тем характеристики находящегося на балансе ОАО «МРСК Центра» сетевого оборудования не могли обеспечить определенный в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, составленном между сетевой организацией и ООО «Орленок», уровень нагрузки, необходимый для качественного энергоснабжения жителей деревни Ишманово, в связи с большими потерями электроэнергии на линии 0,4 кВ. Гарантирующий поставщик считает, что при существующем технологическом присоединении он, не являясь участником договора оказания услуг по передаче электрической энергии и лицом, в силу такого договора ответственным за качество и надежность электроснабжения, не имел возможности обеспечить качественное энергоснабжение граждан-потребителей. По мнению заявителя, отсутствие дополнительных замеров со стороны ОАО «ЯСК» не влечет за собой ущемление интересов граждан-потребителей; их непроведение не могло повлиять на изменение параметров качества электроэнергии, следовательно, рассмотренные антимонопольным органом действия (бездействие) гарантирующего поставщика не могли быть признаны злоупотреблением доминирующим положением. Также ОАО «ЯСК» находит неправильным вывод суда о том, что нарушением части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ является неисполнение требований Правил № 354, поскольку несоблюдение положений данного нормативного акта комиссией УФАС гарантирующему поставщику не вменялось.

Сетевая организация в своей апелляционной жалобе считает неправомерным то обстоятельство, что арбитражный суд в своем решении дает свое толкование решению Управления и конкретизирует, в каких конкретно действиях ОАО «МРСК Центра» усматривается ненадлежащее реагирование на обращение ОАО «ЯСК». Обращает внимание на то, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не было достоверно подтверждено, что качество энергоснабжения в деревне Ишманово не соответствовало обязательным требованиям государственных стандартов, не исследовался вопрос о том, могло ли качество энергоснабжения потребителей быть связано с техническим состоянием ТП «Орленок». Также ОАО «МРСК Центра» указывает, что договор купли-продажи электрической энергии (потерь электрической энергии) и оказания услуг по передаче электрической энергии от 09.12.2011, заключенный с гарантирующим поставщиком, не содержит условий о том, что сетевая организация обязана провести мероприятия по измерению качества электрической энергии или совершить иные мероприятия, непроведение которых было квалифицировано антимонопольным органом как ненадлежащее реагирование на обращение ОАО «ЯСК»; гарантирующий поставщик также не требовал от сетевой организации осуществления каких-либо действий по определению качества энергоснабжения, а просил произвести ряд мероприятий, направленных на улучшение энергоснабжения деревни Ишманово. Ссылки на нормативные акты, в соответствии с которыми по запросам сбытовой компании ОАО «МРСК Центра» должно было направить в адрес ОАО «ЯСК» открытую информацию о ненадлежащем качестве поставляемой электроэнергии потребителям, в обжалуемом решении суда отсутствуют.

Поскольку исходя из текста выданного ОАО «МРСК Центра» предписания в адрес гарантирующего поставщика следовало направить акт, утвержденный Правилами № 354, сетевая организация полагает, что абзац 2 данного предписания следовало признать недействительным. Кроме того, ссылаясь на пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», в обоснование правомерности своих действий отмечает, что ответчиком в оспариваемом решении не указано, каким образом действиями ОАО «МРСК Центра» на контрагентов были наложены неразумные ограничения или ставились необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Названные апелляционные жалобы ОАО «МРСК Центра» и ОАО «ЯСК» с учетом пункта 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» назначены к рассмотрению в одном судебном заседании.

Антимонопольный орган письменный отзыв на апелляционные жалобы заявителей не представил.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04.12.2012 в УФАС поступило обращение ОАО «ЯСК» о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «МРСК Центра», выразившемся в ненадлежащем реагировании на обращения о выяснении причин некачественного энергоснабжения жилых домов в деревне Ишманово и принятии мер для восстановления надлежащего энергоснабжения (том 3 л.д. 20-21).

В ходе комиссионного рассмотрения возбужденного на основании данного заявления дела о нарушении антимонопольного законодательства № 03-03/10-13 ответчиком было установлено, что ОАО «ЯСК» является гарантирующим поставщиком электрической энергии, целью деятельности которого является поставка электроэнергии потребителям на территории Ярославской области.

Для обеспечения передачи электрической энергии потребителям гарантирующим поставщиком с сетевой организацией ОАО «МРСК Центра» был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 25.12.2008 № ЯЭ-00/650-08, в соответствии с пунктом 3.3.1 которого сетевая организация обязуется обеспечить передачу электроэнергии, принятой в свою сеть и (или) в сеть ТСО, от точек приема до точек поставки в пределах заявленной мощности, указанной в приложениях к договору (с учетом пропускной способности электрической сети), в соответствии с согласованными параметрами надежности, с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств с соблюдением величин аварийной и технологической брони. Качество передаваемой электроэнергии должно соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям (ГОСТ 13109-97).

Согласно пункту 3.3.10 названного договора от 25.12.2008 № ЯЭ-00/650-08 сетевая организация должна осуществлять в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, контроль качества электроэнергии, показатели которой определяются ГОСТ 13109-97, иными обязательными требованиями.

Пунктом 8.2.2 договора от 25.12.2008 № ЯЭ-00/650-08 предусмотрена ответственность сетевой организации за отклонение качества показателей электроэнергии сверх величин, установленных требованиями, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.2.4 договора ОАО «ЯСК» обязано направлять в сетевую организацию жалобы и заявления потребителей либо запросы (письма и т. д.) государственных и иных уполномоченных органов по вопросам надежности и качества снабжения электрической энергией потребителей в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения гарантирующим поставщиком таких писем, а ОАО «МРСК Центра» согласно пункту 3.3.8 данного договора обязано самостоятельно или через ТСО в 15-дневный срок направлять ОАО «ЯСК» ответы на поступившие от заказчика жалобы и заявления потребителей по вопросам передачи электрической энергии (том 4 л.д. 55-87).

Аналогичные положения содержатся в заключенном между теми же сторонами договоре купли-продажи электрической энергии (потерь электрической энергии) и оказания услуг по передаче электрической энергии от 09.12.2011 № 7-40 (том 4 л.д. 1-40).

27.09.2012 в ОАО «ЯСК» поступила коллективная жалоба жителей деревни Ишманово, подписанная в том числе Чиликовым С.Г., по поводу низкого напряжения в сети у всех жителей деревни с просьбой устранить неполадки (том 3 л.д. 25).

Между ОАО «ЯСК» и жителями деревни Ишманово фактически существуют договорные отношения, открыты лицевые счета, в том числе имеется лицевой счет № 115010273 у Чиликова С.Г.

В связи с претензией жителей деревни Ишманово от 27.09.2012 ОАО «ЯСК» обратилось в ОАО «МРСК Центра» письмом от 01.10.2012 № 03-1/3271 с просьбой в установленные пунктом 3.3.8 договора оказания услуг по передаче электрической энергии сроки сообщить о причинах отклонения качества электрической энергии, а также принять меры для восстановления надлежащего энергоснабжения и предотвращения подобных ситуаций в дальнейшей (том 3 л.д. 22).

Письмом от 01.10.2012 № 03-1/3271 гарантирующий поставщик также проинформировал Чиликова С.Г. о направлении соответствующего запроса о причинах отклонения показателей качества электрической энергии в ОАО «МРСК Центра».

На обращение ОАО «ЯСК» сетевая организация в письме от 09.10.2012 №МРСК-ЯР/9-1/5459 (том 3 л.д. 26-27) сообщила, что электроснабжение деревни осуществляется от ВЛ-0,4 кВ №1 ЗТП «П/л Орленок» ВЛ-10 кВ №8 ПС 35/10 «Возрождение»; в 2011 году были проведены измерения ПКЭ в распределительных сетях; по результатам контрольных измерений для улучшения качества электрической энергии и бесперебойного электроснабжения жителей деревни Ишманово были разработаны технические мероприятия (перераспределение нагрузки по фазам, замена существующего провода на провод марки СИП ВЛ-0,38 кВ, замена опор); все мероприятия выполнены. Для более полного выяснения обстоятельств по вопросу отклонения качества электрической энергии проводилось повторное расследование, установлено, что неудовлетворительное качество электроэнергии в деревне Ишманово связано с заменой трансформатора 400 кВА на 25 кВА на ЗТП «П/л Орленок», находящейся на балансе ООО «Орленок». В адрес генерального директора ООО «Орленок» 01.10.2012 было направлено письмо (№ МРСК-ЯР/РБ-1/634) с требованием о приведении в соответствие номинальной мощности трансформатора и выделенного объема мощности для потребления электроэнергии данным населенным пунктом согласно соглашения от 14.05.2010 № 41/637 о взаимодействии по определению технических характеристик энергопринимающих устройств (энергетических установок) ранее присоединенного юридического лица и сетевой организации (выделенная мощность для потребления электроэнергии населенным пунктом (деревня Ишманово) составляет 58 кВт).

03.10.2012 сотрудником сетевой организации в присутствии потребителя Насолодина (дом № 17 деревни Ишманово) составлен

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 по делу n А82-17017/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также