Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 по делу n А82-11716/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

21 августа 2014 года

Дело № А82-11716/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года.  

Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хоровой Т.В.,

судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,

при участии в судебном заседании:

представителей заявителя: Давыдовой А.В., действующей на основании доверенности от 11.02.2014, Ступак Е.Н., действующей на основании доверенности от 11.02.2014,

представителей ответчика: Ганузиной Н.И., действующей на основании доверенности от 23.03.2012, Глотовой Е.В., действующей на основании доверенности от 11.08.2014,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Управляющая компания» городского округа Рыбинск

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.05.2014 по делу №А82-11716/2013, принятое судом в составе судьи  Кокуриной Н.О.,

по заявлению открытого акционерного общества «Управляющая компания» городского округа Рыбинск (ИНН: 7610080401, ОГРН: 1087610002897)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области (ИНН: 7610052570, ОГРН: 1047601617942),

о признании недействительными решения от 28.05.2013 № 12-20/86 и требования от   20.08.2013  № 2063,

установил:

 

открытое акционерное общество «Управляющая компания» городского округа Рыбинск (далее – Общество, налогоплательщик) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Ярославской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 28.05.2013 № 12-20/86 (с учетом изменений, внесенных в него решением УФНС России по Ярославской области от 12.08.2013 № 202) и требования № 2063 по состоянию на 20.08.2013 в части доначисления НДС в размере 9 556 426 руб., уменьшения НДС, заявленного к возмещению из бюджета, на 10 207 755 руб., начисления соответствующих пеней, а также в части штрафа в размере 686 995 руб. за неуплату НДС.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 31.05.2014 в удовлетворении требований (с учетом снижения судом размера штрафных санкций)  Обществу  отказано.

Налогоплательщик с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу  новый судебный акт.

В обоснование своей позиции по жалобе Общество обращает внимание  апелляционного суда на следующие обстоятельства:

1) Общество является управляющей компанией, в обязанности которой  входит реализация населению коммунальных услуг, услуг по текущему содержанию и ремонту, капитальному ремонту и услуги по управлению.  Данные услуги в 2009 подлежали обложению налогом на добавленную стоимость в общем порядке. При этом факт реализации услуги по капитальному ремонту на стороне управляющей компании налоговым органом не оспаривался.

2) В обязанности собственников жилых помещений как собственников имущества, обязанных нести бремя его содержания (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ), входит оплата потребленных услуг, в том числе, услуги по капитальному ремонту. Поскольку услуга оказывается в отношении объекта (многоквартирного дома), принадлежащего этим лицам на праве общей долевой собственности, следовательно, только эти лица являются получателями данной услуги.

3) В налоговую базу по НДС включается только фактическая плата собственника жилого помещения, которая равна 5% от сметной стоимости ремонта ввиду предоставления льготы на основании статьи 20 Закона № 185-ФЗ, освобождающая собственников помещений, чьи дома попали в адресную программу, от платы оставшейся части сметной стоимости.

4) Выручка (налоговая база) по реализации при этом должна определяться без учета субсидий на капитальный ремонт в силу пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку местный бюджет не является покупателем (получателем) услуги по капитальному ремонту; заявитель не осуществляет встречного исполнения в адрес бюджета для получения субсидии; предоставление субсидии происходит не в рамках операций по реализации (статья 146 НК РФ), а в рамках исполнения бюджета на основании норм бюджетного законодательства (статьи 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, далее -  БК РФ), с целью покрытия расходов в связи с реализацией капитального ремонта собственникам помещений по льготной цене.

Таким образом, Общество считает, что решение от 31.05.2014 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.

Инспекция представила отзыв на жалобу, в котором против доводов Общества возражает, просит решение суда оставить без изменения.

Подробно позиции сторон изложены в жалобе и в отзыве на жалобу.

В судебном заседании апелляционного суда, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи через Арбитражный су Ярославской области, представители сторон изложили свои позиции по рассматриваемому спору.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 31.05.2014 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  Инспекцией в отношении Общества проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 16.04.2013 № 9 и принято решение от 28.05.2013 № 12-20/86 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому  налогоплательщику:

- начислены штрафы в общей сумме 686 995 руб. по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату НДС,

- предложено уплатить   НДС в сумме 11 260 658 руб.,

- начислены пени по НДС в сумме 4 667 741 руб.

Налогоплательщик с решением Инспекции не согласился и обжаловал его в УФНС России по Ярославской области.

Решением вышестоящего налогового органа от 12.08.2013 № 202 решение Инспекции от 28.05.2013 № 12-20/86 отменено в части начисления пеней по НДС в сумме, превышающей 1 323 462 руб., в остальной части - оставлено без изменения.

Общество с решением Инспекции не согласилось и обратилось с заявлением в суд.

Арбитражный суд Ярославской  области, руководствуясь статьями 153, 154, 162 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2012 № 389-О-О, Постановлением Правительства Ярославской области от 28.05.2008 № 254-п, позицию Общества об отсутствии оснований для начисления ему налога на добавленную стоимость в отношении капитального ремонта жилых домов признал необоснованной.

Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

В силу статьи 143 НК РФ Общество признается плательщиком НДС.

На основании статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В порядке статьи 162 НК РФ, налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги), в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) установлен в статье 154 НК РФ, согласно которой налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон № 1541-1), приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в статье 210 ГК РФ.

Соответственно, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов переходит на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения.

В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно статье 154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом.

Таким образом, из норм указанных статей ЖК РФ следует, что капитальный ремонт входит в состав услуги по содержанию и ремонту, оказываемой управляющей организацией в рамках договора управления.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами: в виде средств бюджетов, выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных нормативными актами соответствующего уровня. При этом нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 по делу n А29-3510/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также