Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.12.2008 по делу n А17-1871/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610017, г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 49, http://2aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 18 декабря 2008 года Дело № А17-1871/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2008 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Перминовой Г.Г., судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гизатулиным С.Р., при участии в судебном заседании: представителя заявителя Ворониной О.Н. действующей на основании доверенности от 30.06.2008 (т. 1 л.д. 111), Пигаревой О.В., действующей на основании доверенности от 26.06.2008 представителя ответчика Курышева В.А., действующего на основании доверенности от 07.07.2008 №08-01/1397, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.10.2008 по делу № А17-1871/2008, принятое судом в составе судьи Чеботаревой И.А., по заявлению муниципального унитарного предприятия города Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области, третье лицо: Жилищно-строительный кооператив "Швейник", о признании недействительным решения и предписания, установил:
муниципальное унитарное предприятие города Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети" (далее – заявитель, Предприятие, МУП «ОКТС») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ивановской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (далее – ответчик, Управление, УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 15.04.2008 №02-30/59, изготовленного в полном объеме 28.04.2008 (далее – решение) и предписания от 28.04.2008 № 02-30/59 (далее - предписание). Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Жилищно-строительный кооператив "Швейник" (далее – третье лицо, ЖСК, ЖСК «Швейник»). Решением Арбитражного суда Ивановской области от 13.10.2008 требования МУП «ОКТС» удовлетворены, решение и предписание УФАС признаны недействительными. УФАС (заявитель жалобы) с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части признания незаконным решения и предписания УФАС о нарушении МУП «ОКТС» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования и принять новое решение: решение и предписание УФАС в части нарушения МУП «ОКТС» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования, оставить в силе; пункт 1.3 части 1 предписания УФАС оставить в силе. По мнению УФАС выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права (не применен закон, подлежащий применению). В обоснование доводов жалобы УФАС указало, что Предприятием нарушен установленный порядок ценообразования, что выразилось в установлении (применении) иной оплаты услуг отопления ЖСК «Швейник». Управление считает, что МУП «ОКТС» рассчитывало плату за отопление и горячее водоснабжение при отсутствии приборов учета у ЖСК «Швейник» с применением Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной 12.08.2003 Госстроем Российской Федерации (далее - Методика Госстроя), которая не могла применяться к указанным отношениям, поскольку не является нормативным актом. Более того, по мнению заявителя жалобы, невозможность применения Методики Госстроя установлена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №8278/08. Факт применения Предприятием Методики Госстроя при расчете оплаты тепловой энергии ЖСК «Швейник» Управление считает доказанным, исходя из вступивших в законную силу судебных актов по делу №А17-1482/6-2007. Кроме того, УФАС считает подлежащими применению к существующим правоотношениям Жилищный Кодекс Российской Федерации и Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Постановление Правительства № 307). Управление считает, что судом первой инстанции не опровергнуты выводы УФАС об ущемлении интересов ЖСК «Швейник», сделанные в мотивировочной части решения антимонопольного органа. ЖСК «Швейник» были выставлены счета по оплате за отопление и горячее водоснабжение без перерасчета, при этом, вопрос о выпадающих доходах стал основанием для обращения в суд с соответствующим иском. УФАС указывает, что обжалуемое предписание соответствует требованиям, предъявляемым законом. Просит решение и предписание в части признания МУП «ОКТС» нарушившим установленный порядок ценообразования оставить в силе. МУП «ОКТС» в отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. ЖСК "Швейник" в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает доводы апелляционной жалобы УФАС, просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица. Представители заявителя жалобы и МУП «ОКТС» в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали занятые по делу позиции согласно апелляционной жалобе и отзыву на нее, соответственно. Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, 01.01.2005 года между МУП «ОКТС» и ЖСК «Швейник» заключен договор теплоснабжения № 64 (т.1 л.д. 65-74), предметом которого является теплоснабжение ЖСК (абонента). В соответствии с условиями договора МУП «ОКТС» взял на себя обязательство поставлять Абоненту тепловую энергию и теплоноситель через присоединенную сеть в количестве и с нагрузками, предусмотренными Приложением №1 (пункт 3.1.1). В свою очередь ЖСК «Швейник» обязался рационально использовать тепловую энергию, оплачивать ее по тарифам и на условиях, установленных договором (пункты 3.2.1; 3.2.3). Тарифы на тепловую энергию и горячую воду рассчитываются Энергоснабжающей организацией в соответствии с действующим законодательством и утверждаются региональной энергетической комиссией (пункт 5.1. договора). В соответствии с пунктом 4.1. договора, определение количества отпущенной тепловой энергии абоненту, подлежащей оплате за расчетный период, производится по коммерческим приборам учета. В случае отсутствия приборов учета количество тепловой энергии и воды, подлежащей оплате абонентом, определяется расчетным методом (пункт 4.6. договора) в соответствии с объемами поставок тепловой энергии по нагрузкам Абонента, зафиксированным в приложении №1 к договору и показаний приборов учета источников теплоты. Тепловая энергия, потребленная Абонентом, определяется пропорционально величине его тепловой нагрузки согласно договору теплоснабжения, а также потерям тепловой энергии через изоляцию трубопроводов, находящихся на балансе Абонента (пункт 4.6.1 договора). ЖСК «Швейник» в 2007 году дважды обращалось к МУП «ОКТС» с предложением заключить договор теплоснабжения на 2007 год, направляя проекты договора 27.03.2007 и 01.09.2007. Указанные проекты ЖСК оставлены Предприятием без подписания. Учитывая желание ЖСК заключить новый договор, МУП «ОКТС» направило в адрес ЖСК «Швейник» проект договора №64 от 01.08.2007 (т. 1 л.д. 104-108). ЖСК, не согласившись с условиями договора, изложенными в проекте, обратилось с жалобой на действия Предприятия в антимонопольный орган. Решением от 15.04.2008 по делу №02-30/59 УФАС признало действия МУП «ОКТС», выразившиеся в применении условий договора № 64 от 01.01.2005, признанных Федеральным Арбитражным судом Волго-Вятского округа не соответствующими действующему законодательству и навязывании ЖСК «Швейник» в оферте от 01.01.2007 № 64 условий, невыгодных ЖСК и прямо не предусмотренных действующим законодательством, а также в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при расчетах с ЖСК «Швейник», злоупотреблением доминирующим положением на рынках поставки тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения на территории разграничения эксплуатационной ответственности МУП «ОКТС» и ЖСК «Швейник», приводящим к ущемлению интересов ЖСК «Швейник», что запрещено пунктами 3 и 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. На основании указанного решения 28.04.2008 Управлением выдано предписание, которым Предприятию предписано прекратить злоупотребление доминирующим положением и нарушение пунктов 3 и 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, для чего, в срок до 30.05.2008: 1.1. привести пункты 4.6 и 5.1 договора от 01.01.2005 №64 в части взимания платы за тепловую энергию и горячую воду с ЖСК «Швейник» в соответствие с действующим законодательством 1.2. привести пункты 3.4, 3.6, и 5.6 проекта договора №64 от 01.08.2007 в соответствие с действующим законодательством 1.3. установить в соответствии с действующим законодательством оплату для ЖСК «Швейник» за услуги, в которых расчет за отопление (с 20.12.2006 по 11.01.2007) и горячее водоснабжение (с 01.01.2007 по 01.05.2007) произведен в нарушение установленного порядка ценообразования. Не согласившись с указанными решением и предписанием УФАС, Предприятие оспорило их в судебном порядке. Суд первой инстанции, удовлетворяя требования МУП «ОКТС» не усмотрел в действиях Предприятия нарушения пунктов 3 и 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. УФАС оспаривает в апелляционном порядке решение суда первой инстанции в части признания незаконным решения и предписания УФАС о нарушении МУП «ОКТС» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования и просит принять новое решение: решение и предписание УФАС в части нарушения МУП «ОКТС» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования, оставить в силе; пункт 1.3 части 1 предписания УФАС оставить в силе. В силу пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Применительно к положениям пункта 5 статьи 268 АПК РФ, при отсутствии возражений сторон, законность и обоснованность судебного акта проверяется апелляционным судом в обжалуемой части. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В то же время, квалифицировав действия ответчика как нарушение конкретного антимонопольного запрета (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции), антимонопольный орган, в нарушение процессуальной обязанности доказывания, установленной статьей 65 и частью 5 статьи 200 АПК РФ, не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении Предприятием установленного порядка ценообразования. Доводы, изложенные Управлением в решении УФАС в качестве обоснования нарушения Предприятием порядка ценообразования (установление (применение) иной оплаты услуг отопления ЖСК «Швейник» и применение МУП «ОКТС» при отсутствии приборов учета Методики, не соответствующей пункту 4 Постановления Правительства № 307 – абзацы 4, 5 страницы 4 решения УФАС) не свидетельствуют о нарушении Предприятием порядка ценообразования, выразившегося в несоответствии порядка применения цены (тарифа) действующему законодательству. Более того, указанные выводы решения не основаны на имеющихся в деле доказательствах. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 по делу n А29-4983/2008. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|