Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 по делу n А82-7808/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

  ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

19 января 2011 года

Дело № А82-7808/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2011 года.   

Полный текст постановления изготовлен 19 января 2011 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Перминовой Г.Г.,

судей Буториной Г.Г., Лысовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,

при отсутствии в судебном заседании представителей сторон и третьего лица

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы муниципального унитарного предприятия "Ярославский городской энергосбыт" города Ярославля и открытого акционерного общества "Тепловая Энергетическая Социальная Система"

на решение Арбитражного суда Ярославской области от  13.11.2010 по делу №А82-7808/2010, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.,

по заявлениям открытого акционерного общества "Тепловая Энергетическая Социальная Система" и муниципального унитарного предприятия "Ярославский городской энергосбыт" города Ярославля

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области,

третье лицо: открытое акционерное общество "Управляющая компания многоквартирными домами Заволжского района",

о признании незаконным решения,

установил:

 

открытое акционерное общество "Тепловая Энергетическая Социальная Система" (далее – ОАО "Тепловая Энергетическая Социальная Система", Общество) и муниципальное унитарное предприятие "Ярославский городской энергосбыт" города Ярославля (далее – МУП "Ярославский городской энергосбыт", Предприятие) обратились в Арбитражный суд Ярославской области с заявлениями о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – УФАС, Управление, антимонопольный орган, ответчик) по делу №03-03/80-09 от 01.07.2010, которым заявители признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Управляющая компания многоквартирными домами Заволжского района".

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 13.11.2010 в удовлетворении требований ОАО "Тепловая Энергетическая Социальная Система" и МУП "Ярославский городской энергосбыт" отказано.

Заявители с принятым решением суда не согласны, обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых, с учетом дополнения  Обществом и уточнения Предприятием требований по жалобам, просят решение суда первой инстанции отменить (в части отказа в удовлетворении требований Общества и Предприятия соответственно), принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе с учетом дополнений к ней от 17.01.2011 ОАО "Тепловая Энергетическая Социальная Система" указывает не несоответствие действующему законодательству вывода суда первой инстанции о том, что Общество являлось ресурсоснабжающей организацией применительно к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307, и при введении ограничений подачи тепловой энергии обязано было руководствоваться положениями жилищного законодательства. В обоснование данного довода Общество поясняет, что взаимоотношений по поставке тепловой энергии с конечными потребителями, в том числе управляющими организациями и гражданами, ОАО "Тепловая Энергетическая Социальная Система" не имеет, на момент введения ограничений  не обладало и не должно было обладать информацией о наличии либо отсутствии задолженности конкретных потребителей. При введении ограничений в подаче тепловой энергии в отношении МУП "Ярославский городской энергосбыт" Общество руководствовалось положениями заключенного между указанными организациями договора и постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1.

По мнению Общества, действия по введению ограничений в подаче тепловой энергии для горячего водоснабжения были совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав в связи с неоднократным нарушением контрагентом обязательств по оплате, с неоднократным предварительным письменным уведомлением и не имели своей целью устранение конкуренции, ущемление интересов других лиц, получение преимуществ перед другими участниками рынка.  Предусмотренных статьей 10 Закона о защите конкуренции последствий антимонопольным органом не установлено.

МУП "Ярославский городской энергосбыт" также не согласно с принятым судом первой инстанции решением, в апелляционной жалобе обращает внимание, что нарушение антимонопольного законодательства выявлено на рынке тепловой энергии пос. Резинотехника, на котором теплоснабжение осуществляется от источника тепловой энергии РК-1, принадлежащего ОАО "Тепловая Энергетическая Социальная Система". Поскольку Предприятие не производит тепловую энергию, в своей деятельности зависит от Общества, то не может выступать его конкурентом на рынке снабжения тепловой энергией потребителей, и не является субъектом вмененного нарушения. МУП "Ярославский городской энергосбыт"  указывает, что занимает доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии, а не на рынке производства и отпуска тепловой энергии. При этом Предприятие передачу тепловой энергии по принадлежащим ему сетям не ограничивало, препятствий для передачи не создавало.

В обоснование требований апелляционной жалобы Предприятие поясняет, что не имело возможности единовременно погасить задолженность перед ОАО "Тепловая Энергетическая Социальная Система" по причине неисполнения потребителями обязанности по оплате тепловой энергии, в связи с чем, по мнению МУП "Ярославский городской энергосбыт", ущемление интересов потребителей в рассматриваемом случае отсутствует, что подтверждается также отсутствием соответствующих обращений в антимонопольный орган.

Ссылаясь на положения заключенного с ОАО "Тепловая Энергетическая Социальная Система" договора, Предприятие указывает, что фактически осуществляло исключительно передачу тепловой энергии потребителям Общества, в связи с чем не имело возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.

МУП "Ярославский городской энергосбыт" считает, что суд первой инстанции необоснованно применил при разрешении спора пункт 6 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 "О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов" (далее – постановление Правительства Российской Федерации №1), поскольку Предприятие не имеет устройств, предназначенных для потребления тепловой энергии и не является ее потребителем, а осуществляет передачу тепловой энергии, произведенной ОАО "Тепловая Энергетическая Социальная Система", через тепловые сети в связи с чем не имеет обязанности, установленной для организации-потребителя пунктом 6 указанного подзаконного нормативного правового акта.

Антимонопольный орган отзыв на апелляционные жалобы не представил.

ОАО "Тепловая Энергетическая Социальная Система" в отзыве на апелляционную жалобу МУП "Ярославский городской энергосбыт" опровергло доводы жалобы, указало, что Предприятие в сложившейся ситуации было обязано предоставить Обществу информацию о потребителях, своевременно оплачивающих потребляемые ресурсы.

Открытое акционерное общество "Управляющая компания многоквартирными домами Заволжского района" в отзыве на апелляционные жалобы заявителей считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения. В отзыве изложено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.

Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии со схемой энергоснабжения поселка Резинотехника от теплоисточника РК-1  энергоснабжение поселка Резинотехника осуществляется от источника тепловой энергии РК-1, принадлежащего ОАО "Тепловая Энергетическая Социальная Система", через сети, принадлежащие МУП "Ярославский городской энергосбыт". ОАО "Тепловая Энергетическая Социальная Система" является единственным производителем тепловой энергии в границах существующих сетей поселка Резинотехника.

Постановлением Мэра города Ярославля №704 от 07.03.2006  учреждено муниципальное унитарное предприятие «Ярославский городской энергосбыт» города Ярославля с целью организации деятельности по купле-продаже (сбыту) энергии. Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля №1381 от 02.11.2006 тепловые сети, находящиеся на балансе ОАО "Тепловая Энергетическая Социальная Система", переданы в хозяйственное ведение вновь созданного муниципального унитарного предприятия.

МУП «Ярославский городской энергосбыт»  осуществляет деятельность по купле-продаже и передаче тепловой энергии. Для данного субъекта постановлением правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 24.11.2008 N ППр-302-ТЭ/П "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям муниципального унитарного предприятия "Ярославский городской энергосбыт" г. Ярославля", а также Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.01.2009 №1  установлен тариф на передачу тепловой энергии в размере 101,97 руб./Гкал.

Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.01.2009 №1  установлен единый тариф на  тепловую энергию, вырабатываемую котельными открытого акционерного общества "Тепловая Энергетическая Социальная Система", расположенными в г.Ярославле в размере 675,49 руб./Гкал (в горячей воде).

Между ОАО "Тепловая Энергетическая Социальная Система" (теплоснабжающая организация) и МУП "Ярославский городской энергосбыт" (потребитель) заключен договор №04-30/460 от 17.12.2007, в соответствии с которым теплоснабжающая организация принимает на себя обязательство отпустить тепловую энергию и теплоноситель потребителю, включая субабонентов на границу раздела эксплуатационной ответственности. Приложением №1 к данному договору является список теплофицированных объектов МУП "Ярославский городской энергосбыт", в числе которых Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района, ряд ТСЖ, частный сектор, учреждения, предприятия и организации (том 1 л.д. 48-58).

Между МУП "Ярославский городской энергосбыт", выступающим в качестве энергоснабжающей организации,  и ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района» (Абонент) заключен договор №6 от 01.01.2008, предметом которого является обязательство энергоснабжающей организации подавать тепловую энергию и теплоноситель через присоединенную сеть на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение для объектов Абонента и обязательство Абонента принимать и оплачивать поставленный ресурс (том 1 л.д. 70-73).

16.06.2009 ОАО "Тепловая Энергетическая Социальная Система" направило в адрес МУП "Ярославский городской энергосбыт" письмо №01-10/585 с требованием погасить образовавшуюся задолженность (том 1 л.д. 85).

01.07.2009 Общество  уведомило Предприятие о наличии задолженности в сумме 39,6 млн. руб., об ограничении подачи тепловой энергии с 07.07.2009 и о подаче тепловой энергии по пятницам с 8-00 до 17-00 (л.д. 86-87).

10.07.2009 письмом №01-10/677 Общество сообщило о том, что с 12.07.2009 подача тепловой энергии будет полностью прекращена (том 1 л.д. 91).

15.07.2009 ОАО "Тепловая Энергетическая Социальная Система" направило в адрес Предприятия письмо №01-10/693, в котором  уведомило о том, что в случае невыполнения гарантий, а также условий графика погашения задолженности будет введено ограничение подачи тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения с 17.00 час. 17.07.2009, подача тепловой энергии будет осуществлена 21.07.2009 с 8.00 до 17.00 (л.д. 93).

В материалы дела представлен отчет о потреблении тепловой энергии и теплоносителя поселка Резинотехника, в соответствии с которым тепловая энергия полностью отсутствовала 8, 9, 19, 20 июля 2009 (том 1 л.д. 79).

01.07.2010 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области принято решение по делу №03-03/80-09, которым Общество и Предприятие признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. При принятии указанного решения антимонопольный орган исходил из того, что указанные субъекты совместными действиями должны обеспечивать надежное и бесперебойное теплоснабжение граждан, проживающих в поселке Резинотехника. Нарушение, вмененное Обществу, выразилось в бездействии по надлежащему заблаговременному уведомлению за 1 месяц до введения ограничения Управляющей организации многоквартирными домами Заволжского района, ТСЖ «Каучук», ТСЖ «Каучук-2», ТСЖ «Каучук-3», ТСЖ «Каучук-4», граждан, получающих ресурс, вырабатываемый котельной РК-1. Предприятие признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку не урегулировало в установленном порядке отношения по продолжению снабжения тепловой энергией потребителей, надлежащим образом оплачивающих поставленный коммунальный ресурс, а также потребителей, чья задолженность не превышает 6 ежемесячных размеров оплаты. В связи с тем, что на момент рассмотрения дела нарушение антимонопольного законодательства прекращено, обязательное для исполнения предписание не выдавалось.

Не согласившись с решением УФАС, ОАО "Тепловая Энергетическая Социальная Система" и МУП "Ярославский городской энергосбыт" обратились в Арбитражный суд Ярославской области с требованием о признании его незаконным.

Отказывая в удовлетворении требований Общества и Предприятия, суд первой инстанции исходил из того, что отключение (ограничение поставки) тепловой энергии (в горячей воде)

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 по делу n А82-9872/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также