Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.04.2010 по делу n А29-161/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

    ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

23 апреля 2010 года

Дело № А29-161/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2010 года.   

Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Перминовой Г.Г.,

судей Ольковой Т.М., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,

при отсутствии в судебном заседании представителей сторон

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.02.2010 по делу          №А29-161/2010, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью  «Коммунальщик»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми,

третье лицо: Чарнецкий Юрий Федорович,

о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Коммунальщик»  (далее – ООО «Коммунальщик», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее – Управление Роспотребнадзора, административный орган, ответчик) от 11.12.2009 № 1400, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечен Чарнецкий Юрий Федорович (далее – Чарнецкий Ю.Ф., третье лицо).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.02.2010 требования заявителя удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Роспотребнадзора обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просит отменить оспариваемое решение  в связи с неправильным применением норм процессуального права, неполным выяснением обстоятельств дела и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В обоснование доводов жалобы административный орган указывает, что состав вменяемого правонарушения доказан. Общество совершило обман потребителя, то есть ввело потребителя в заблуждение относительно действительной стоимости коммунальной услуги – «электроэнергия на общедомовые нужды».

До установки общедомового прибора учета стоимость данной услуги рассчитывалась ООО «Коммунальщик» с применением показателей, не основанных на нормах закона: с применением самостоятельно установленного тарифа, с применением в качестве единицы измерения «квадратного метра», с применением количественного показателя коммунального ресурса в виде площади квартиры потребителя.

После установки общедомового прибора учета (17.09.2009) расчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды необходимо было производить в соответствии с требованиями пунктов 7, 15, 23, 38 Правил предоставления коммунальных услуг населению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307) с учетом показателей общедомового прибора учета при распределении между собственниками пропорционально показаниям их индивидуальных приборов учета. В то же время, как следует из счета-квитанции за октябрь 2009, после установки общедомового прибора учета показатели расчета платы по строке «электроэнергия на общедомовые нужды» не изменились, что свидетельствует о введении потребителя в заблуждение относительно действительной стоимости коммунальной услуги в сентябре 2009 по электроэнергии на общедомовые нужды.

По мнению ответчика, отсутствие расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды не свидетельствует об отсутствии в действиях заявителя события вменяемого правонарушения.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу опровергло доводы жалобы, считает решение суда первой инстанции  законным и обоснованным.

Чарнецкий Ю.Ф. в отзыве на апелляционную жалобу указал, что согласен с выводами административного органа, указал, что электроэнергия является коммунальной услугой, в силу чего плата за данную услугу не может рассчитываться исходя из квадратных метров, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции 07.04.2010 стороны поддержали занятые по делу позиции.

Судебное заседание судом апелляционной инстанции откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В судебное заседание суда апелляционной инстанции 21.04.2010 после отложения стороны и третье лицо явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Стороны представили письменные пояснения по своим позициям. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 02.10.2009 в адрес Управления Роспотребнадзора поступила жалоба потребителя коммунальных услуг Чарнецкого Ю.Ф., проживающего по адресу: г. Сосногорск, ул. 40 лет Коми, д. 2, кв. 45, на действия заявителя в связи с нарушением его прав и законных интересов при начислении платы за электроэнергию мест общего пользования в доме.

30.10.2009 административным органом в отношении ООО «Коммунальщик» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.

В ходе административного расследования установлено, что Общество,  являясь управляющей организацией по управлению многоквартирным домом № 2 по ул. 40 лет Коми, г. Сосногорска на основании договора управления многоквартирным домом от 01.02.2008, ввело в заблуждение потребителя относительно действительной стоимости коммунальной услуги «электроэнергия на общедомовые нужды», что выразилось в обсчете потребителя при начислении размера платы за потребленную электроэнергию мест общего пользования в указанном доме.

Управление Роспотребнадзора установило, что в нарушение статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пунктов 3, 4, 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила установления нормативов, Правила № 306), пункта 25 приложения к указанным Правилам, пунктов 15, 21, 38 Правил № 307 расчет платы по строке «электроэнергия на общедомовые нужды» с февраля 2009 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета в указанном доме и при наличии индивидуального прибора учета у потребителя производился исходя из площади квартиры гражданина Чарнецкого Ю.Ф. с применением тарифа, установленного самостоятельно ООО «Коммунальщик» согласно расчету годовых затрат на содержание и ремонт жилищного фонда ООО «Коммунальщик» на 2009 год в размере 1,83 руб. В качестве единицы измерения электроэнергии на общедомовые нужды в счетах используется квадратный метр;

в нарушение статьи 157 ЖК РФ, статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), пунктов 7, 15, 23 Правил № 307, подпункта 1 пункта 3 Приложения № 2 к Правилам № 307 расчет платы по строке «электроэнергия на общедомовые нужды» с октября 2009 при наличии коллективного (общедомового) прибора учета и при наличии индивидуального прибора учета у потребителя производился исходя из площади квартиры гражданина Чарнецкого Ю.Ф. с применением тарифа, установленного ООО «Коммунальщик» согласно расчету годовых затрат на содержание и ремонт жилищного фонда ООО «Коммунальщик» на 2009 год в размере 1,83 руб. В качестве единицы измерения электроэнергии на общедомовые нужды в счетах используется квадратный метр

Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, 20.11.2009 должностное лицо Управления Роспотребнадзора составило в отношении Общества протокол № 177 об административном правонарушении (л.д.12).

Постановлением от 11.12.2009 № 1400 ООО «Коммунальщик» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В качестве противоправного деяния, предусмотренного данной нормой закона, Обществу вменено необоснованное и незаконное начисление платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды в период с февраля 2009 по октябрь 2009, что повлекло обман потребителя.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Коми.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности того, что действия ответчика повлекли обсчет потребителя. 

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Материалами дела подтверждается, что ООО «Коммунальщик» является управляющей организацией многоквартирного жилого дома № 2 по улице 40 лет Коми города Сосногорска на основании договора управления от 01.02.2008. По условиям пункта 2.1 указанного договора ООО «Коммунальщик» приняло на себя обязательство совершать от имени и за счет собственников все необходимые действия, направленные на выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом. В соответствии с пунктом 3.3.8 договора управления от 01.02.2008 ООО «Коммунальщик» обязано производить начисление, сбор, перерасчет платежей за жилищные услуги в порядке и сроки, установленные законодательством, представляя к оплате собственнику счет в срок до 1 числа месяца, следующего за расчетным.

В соответствии с частями 2, 4 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила содержания, Правила № 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя, в том числе, и освещение помещений общего пользования (подпункт "б" пункта 11 Правил содержания).

Согласно разъяснениям, данным в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, используемое в подпункте "б" пункта 11 Правил N 491 понятие "освещение помещений общего пользования" неравнозначно понятию "потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования".

Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам N 307 и Правилам установления нормативов, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение". Понятие "освещение помещений общего пользования", указанное подпунктом "б" пункта 11 Правил N 491, трактуется в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил N 491 (то есть как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования), а также с пунктом 13 Правил N 307 ("обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.04.2010 по делу n А31-7682/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения,Об отказе в назначении экспертизы  »
Читайте также