Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2009 по делу n А62-1919/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

09 октября 2009 года

                                                                 Дело №  А62-1919/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                            Тиминской О.А.

судей                                                             Тучковой О.Г., Еремичевой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Тиминской О.А.

рассмотрев апелляционную жалобу ИФНС России по Ленинскому р-ну г. Смоленска

на решение Арбитражного суда Смоленской области  

от 29.07.2009 года  по делу №  А62-1919/2009 (судья Борисова Л.В.), принятое

по заявлению  ООО «ГРИОТ»

к  ИФНС России району по Ленинскому р-ну г. Смоленкса

о признании недействительным решения от 27.01.2009 №11/5

при участии в заседании:

от заявителя: Фомичева С.В. – представитель (доверенность б/н от 21.09.2009), Климина М.Л. – представитель (доверенность б/н от 21.09.2009).

от ответчика: Близнюк М.В. – ведущий специалист (доверенность №04-03/006319 от 12.05.2009), Рубан В.В. – ведущий специалист (доверенность №04-03/001956 от 13.02.2009).

 установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ГРИОТ» (далее – ООО «ГРИОТ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Смоленска (далее –ИФНС, Инспекция, налоговый орган) от 27.01.2009 № 11/5 по результатам выездной налоговой проверки.

Кроме того, Общество просило взыскать с ИФНС расходы на оплату услуг представителя в сумме 275000 руб.

Решением суда от 29.07.2009 требования заявителя были удовлетворены частично: решение ИФНС от 27.01.2009 № 11/5 было признано недействительным, а также с ответчика  в пользу Общества были взысканы судебные издержки в сумме 50000 руб.

Не согласившись с указанным решением,  ИФНС подала апелляционную жалобу.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва не нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены реше­ния суда первой инстанции в связи со следующим.

Судом установлено, что налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка ООО «ГРИОТ» по вопросам правильности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налогов, в ходе которой были выявлены нарушения налогового законодательства, нашедшие отражение в акте проверки   от 27.08.2008 № 11/84.

Обществом представлены в адрес ИФНС возражения на акт выездной налоговой проверки, которые частично удовлетворены налоговым органом.

Решением от 27.01.2009 № 11/5 ООО «ГРИОТ» привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль в сумме 4393705 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 3295279 руб.

Кроме того, Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль за 2005г., 2006г. в сумме 21968525 руб. и пени в сумме 5217663 руб., по НДС в сумме 16476393 руб. и пени в сумме 4713396 руб.

На указанное выше решение Обществом была подана апелляционная жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области.

Решением УФНС от 13.04.2009 № 77  апелляционная жалоба ООО «ГРИОТ» оставлена без удовлетворения, решение Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Смоленска от 27.01.2009 № 11/5 утверждено.

Основанием для доначисления как налога на прибыль, так и налога на добавленную стоимость в вышеуказанных размерах, а также пени и применения налоговой ответственности послужили выводы налогового органа о том, что в проверяемом периоде Общество занималось оказанием услуг по обналичиванию денежных средств, оформляя эти сделки как реализацию  на  территории    Российской    Федерации    в    адрес несуществующих организаций либо имеющих признаки «фирм-однодневок», что, по мнению налогового органа, образует объект налогообложения по налогу на прибыль и по НДС.

По утверждению ответчика, Общество, скрывая фактических покупателей нефтепродуктов, осуществляло их вывоз на территорию Республики Беларусь, не отражая доходов от этой реализации в бухгалтерском учете.

ООО «ГРИОТ» считает, что им были соблюдены все положения налогового законодательства при определении размера доходов и выручки, учитываемых при исчислении налоговой базы по указанным налогам, в его действиях отсутствуют признаки «схемности» и недобросовестности, вменяемых  Обществу налоговым органом, в связи с чем  обратилось в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, основываясь на материалах дела, пришел к правильному выводу о том, что налоговым органом не доказана недобросовестность налогоплательщика, направленность его деятельности на получение необоснованной  налоговой выгоды и  на незаконное «обналичивание» денежных средств. При этом судом установлено, что ИФНС не представлено доказательств, свидетельствующих о неправильном определении Обществом доходов при формировании налоговой базы при исчислении налога на прибыль и  выручки при формировании налоговой базы по  НДС.

При этом суд правомерно руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 313 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы   доходов   и   расходов,   порядок   определения   доли   расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1)    первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2)    аналитические регистры налогового учета;

3)    расчет налоговой базы.

Согласно статье 314 НК РФ аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

В силу статьи 274 НК РФ налоговой базой для целей главы 25 Кодекса признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению.

Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью признается для российских организаций – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Статьей 249 НК РФ предусмотрено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Что касается расходов, участвующих в формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, то для того, чтобы учесть расходы, возникшие у налогоплательщика при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода, указанные расходы должны отвечать принципам, предусмотренным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

В частности, расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными, и при этом произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет, при этом они должны содержать достоверную информацию.

В силу пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Соглашением от 15.09.2004г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (раздел II) предусмотрен порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров.

Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов предусмотрен статьей 165 НК РФ.

Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) определен статьей 154 НК РФ.

В частности, налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Как установлено п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение по НДС  производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.

В силу п. 6 ст. 166 НК РФ сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 168 НК РФ (п.1) при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Пунктом 7 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2.12.2000г. № 914, определено, что покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

Согласно пункту 16 данных Правил продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) населению).

Таким образом, из приведенных положений нормативных актов в их системной взаимосвязи со статьей 80 НК РФ следует, что суммы налога на добавленную стоимость, указанные налогоплательщиком в налоговой декларации, должны соответствовать суммам книг покупок и продаж.

Как установлено п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Из материалов дела следует,  что расходы налогоплательщика, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль и затраты, заявленные в качестве налоговых вычетов по НДС, подтверждены, Обществом представлены первичные документы, подтверждающие произведенные расходы.

В оспариваемом решении ИФНС отражено, что ООО «ГРИОТ» не имеет в собственности основных средств, складских помещений, не имеет оборудования и транспортных средств. Штат организации в проверяемом периоде (2005-2006гг.) состоял из двух человек: директора и заместителя директора. В 2007г. работниками ООО «ГРИОТ» являлись 5 человек.

Согласно представленным налоговым декларациям доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога, составляет 99%. Рентабельность проданных товаров за 2006г. составляет 1,73%.

По мнению Ответчика, показатель наценки Общества ниже среднестатистического по данному виду деятельности на 9,77%. Налоговая нагрузка у Общества в 2006г. составила 0,52%, что ниже среднестатистического значения на 3,28%.

Согласно опросам директора общества (протоколы допросов свидетеля от 24.03.2008 № 1, от 25.06.2008 № 2, от 27.06.2008 № 3): доставка нефтепродуктов осуществляется поставщиками и входит в цену товара, а доставка потребителю осуществляется самовывозом (в редких случаях ООО «ГРИОТ» нанимает транспорт по доставке товара потребителю, в этом случае услуги по доставке учитываются в цене товара). Поставка нефтепродуктов происходит непосредственно на нефтебазы. Отгрузка товара происходит автомобильным вывозом с нефтебаз на основании доверенности по товарно-транспортным накладным перевозчику. Параллельно по телефону с диспетчером базы дублируется заявка на отгрузку и сообщается калибровка, Ф.И.О. водителя, государственный номер автомобиля. Информацию от покупателей о калибровке, Ф.И.О. водителя, государственном номере автомобиля представитель покупателя

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2009 по делу n А23-1897/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также