Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по делу n А54-3439/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

   ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 300041,  г. Тула,  ул. Староникитская,  д.1

     E-mail:20aas.arbitr.ru

 

     ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

город Тула                                                                                 Дело №А54-3439/2008-С8

07  апреля 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено   07 апреля 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего     Стахановой В.Н.,

судей                                     Тиминской О.А., Игнашиной Г.Д.,

при ведении протокола  судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-238/09) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Рязанской области

на решение Арбитражного суда Рязанской области

от 24.11.2008  по делу № А54-3439/2008-С8 (судья Стрельникова И.А.), принятое

по заявлению муниципального предприятия «Водоканал города Рязани»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Рязанской области

о признании недействительным решения от 01.08.2008 №292, 

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: муниципального предприятия «Водоканал города Рязани» - Зайцева Н.В., начальник планово-экономического отдела, доверенность от 02.03.2009 №219; 

Кравчук Е.А., юрисконсульт, доверенность от 21.05.2007 №101;    

от ответчика: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Рязанской области – Курганская Н.А., главный государственный налоговый инспектор, доверенность от 27.01.2009 №03-21/19;  Монетова Е.И., главный специалист-эксперт, доверенность от 11.01.2009 №03-21/4,  

УСТАНОВИЛ:

 

в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании 05.03.2009 объявлен перерыв до 06.03.2009.

Муниципальное предприятие «Водоканал города Рязани»  (далее – МП «Водоканал города Рязани», Предприятие) обратилось с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Рязанской области (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 01.08.2008 №292 в части доначисления  налога на имущество организаций в сумме 8 481 602 руб.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 24.11.2008 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителей сторон, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 23.03.2005 Предприятие представило в налоговый орган первичную налоговую декларацию по налогу на имущество за 12 месяцев 2005 года, согласно которой налоговая база за 2005 год составила 429 608 035 руб., сумма налога, исчисленная за налоговый период, составила 9 451 377 руб.

07.02.2007 МП «Водоканал города Рязани» представило уточненную налоговую декларацию за указанный период.

В период с 07.02.2008 по 07.05.2008 Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации.

При проверке декларации Инспекция установила, что Предприятие допустило ошибки при заполнении последней налоговой декларации, в связи с чем в ходе написания акта  последнее представило  уточненную декларацию от 20.05.2008 №2.

При        подаче   последней декларации Предприятие заявило льготу в сумме 9 432 718 руб., при этом налоговая база составила 429 608 035 руб., среднегодовая стоимость необлагаемого имущества – 428 759 921 руб., сумма налога, исчисленная за 2005 год, составила 18 659 руб.

В ходе проверки установлено, что Предприятие в нарушение п.6 ст.381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Предприятие необоснованно заявило льготу в сумме 8 481 602 руб.

По результатам проверки составлен акт от 22.05.2008 №1345 (т.1,л.14-17).

01.08.2008 Инспекцией вынесено решение №292, которым МП «Водоканал города Рязани» предложено уплатить налог на имущество организаций в сумме  8 481 602 руб. (т.1,л.18-25).

Основанием для доначисления налога  в указанной сумме послужил вывод Инспекции о том, что у налогоплательщика отсутствует право на применение ставки 0% в отношении находящегося у него на балансе имущества, составляющего инженерную инфраструктуру жилищно-коммунального комплекса, поскольку не выполнено одно из условий для предоставления заявленной льготы -  отсутствие финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Не согласившись с вынесенным решением, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоя­тельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотре­но законодательством о налогах и сборах.

В силу п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст.56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Статьей 373 НК РФ установлено, что плательщиками налога на имущество признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 374 НК РФ определено, что объектом обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В силу статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Кодекса, а также порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии с п.6 ст. 381 НК РФ (в редакции, действовавший в спорный период) налогоплательщик вправе исключить из среднегодовой стоимости имущества организации объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание  которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство о налогах и сборах связывает использование льготы по налогу на имущество, предусмотренной п. 6 ст. 381 НК РФ, с единовременным выполнением следующих условий:

- нахождение имущества на балансе в качестве основных средств, включенных в состав объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, используемых в целях оказания жилищно-коммунальных услуг;

- наличие полного или частичного финансирования содержания имущества за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Действующее налоговое законодательство не определяет понятие «инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса».

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона РФ от 30.12.2004 №210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций ‚ коммунального комплекса” систему коммунальной инфраструктуры составляет совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации в понятие “инженерная инфраструктура” включается комплекс сооружений и коммуникаций для оказания жилищно-коммунальных услуг.

Сведения об объектах инженерной инфраструктуры и благоустройстве территорий включаются в Градостроительный кадастр (п. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При этом пунктом 13 раздела 3.1.5 “Генеральные планы” Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утверждена Приказом Госстроя России от 29.10.2002 №150) определено, что на схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие и проектируемые головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий.

В состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса включаются объекты коммунально-бытового назначения, к которым согласно Положению о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность Российской Федерации и муниципальную собственность (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №235) относятся сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры. К ним относятся также эксплуатационноремонтные организации, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства (водопроводных, канализационных, теплофикационных, электрических сетей и устройств внутридомового оборудования).

В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 №163, к жилищно-коммунальным услугам относятся, в том числе, услуги водоснабжения и канализации (код 042200), услуги тепло- снабжения (код 042400), услуги по электроснабжению (код 042100) и т. д. Из содержания пункта 3.1 Государственного стандарта “ГОСТ Р 51617 - 2000. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия” следует, что к жилищно-коммунальным услугам относятся: действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды.

Согласно пункту 6 Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 60/1, утвержденного Приказом Министерства финансов России от 30.03.2001 №26н (зарегистрирован в Министерстве юстиции России 28.04.2001, регистрационный №2689), единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, которому присваивается соответствующий инвентарный номер.

Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Исходя из толкования вышеуказанных правовых норм, к расходам на содержание указанных объектов следует относить расходы, связанные непосредственно с обеспечением сохранности этих объектов и поддержанием их в эксплуатационном состоянии.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 устава муниципального Предприятия, утвержденного решением Рязанского городского Совета от 12.02.2004 №966, целью создания предприятия является водоснабжение через систему коммунального водоснабжения населения и организаций всех видов города Рязани и отведения от них сточных вод через систему коммунальной канализации.

Для достижения поставленной цели предприятие осуществляет эксплуатацию систем коммунального водоснабжения и канализации, лабораторную деятельность по контролю за качеством воды на всех этапах производства, а также по контролю за состоянием отводимых сточных вод.

Предприятие осуществляет ремонт, реконструкцию, техническое перевооружение и капитальное строительство объектов и сооружений систем водоснабжения и водоотведения.

Источниками формирования имущества предприятия является имущество, полученное от органов местного самоуправления в качестве вклада в уставный фонд, а также доходы от осуществления хозяйственной деятельности. Все имущество предприятия находится в муниципальной собственности города Рязани и закреплено за Предприятием в соответствии с договором о передаче имущественного комплекса в хозяйственное ведение предприятия (пункты 3.3 и 3.4 устава Предприятия).

МП “Водоканал города Рязани” передано на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество, включающее в себя объекты жилищно-коммунального комплекса - водопроводные, канализационные и насосные станции с оборудованием и механизмами, артезианские скважины, трубопроводы, связанные непрерывным производственным циклом и представляющие собой единый технологический комплекс.

Развернутый перечень данного

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по делу n А54-2563/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также