Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2015 по делу n А62-1787/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)18 сентября 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула Дело № А62-1787/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2015 Постановление изготовлено в полном объеме 18.09.2015 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя –– акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» (г. Смоленск, ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075) – Сергеева М.А. (доверенность от 01.07.2015 № 260), от ответчика – Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701444615, ИНН 6730031796) – Романова А.А. (доверенность от 10.04.2015 № 67/04-7д), в отсутствие представителей третьего лица – Глебовой Галины Владимировны (Смоленская область, г. Сафоново), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.05.2015 по делу № А62-1787/2015 (судья Яковенкова В.В.), установил следующее. Акционерное общество «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» (далее по тексту – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконными вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее по тексту – управление, Смоленское УФАС России, ответчик) предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, от 23.12.2014 № 5094/04 и от 11.02.2015 № 344/04. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Глебова Галина Владимировна. Решением Арбитражного суда Смоленской области от 18.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован правомерностью выдачи обществу оспариваемых предупреждений. В апелляционной жалобе акционерное общество «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» просит данное решение суда, как необоснованное и незаконное, отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией договорные отношения в силу закона возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающая организация в данном случае до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пунктах 14 и 15 Правил, вправе производить начисления платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 Правил. Полагает, что поскольку судом первой инстанции в мотивировочной части установлено, что гарантирующий поставщик выступает исполнителем коммунальной услуги, то основания для вынесения УФАС России по Смоленской области предупреждений по факту включения в проекты договоров условий об оплате общедомового потребления электрической энергии отсутствовали. Полагает, что пункт 6.2 раздела 6 договора от 01.06.2014 определен в соответствии с пунктом 18 Правил № 354 и «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442. В отзывах на апелляционную жалобу Смоленское УФАС России, Глебова Г.В., опровергая доводы жалобы, считают, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего. Как усматривается из материалов дела, в Смоленское УФАС России поступило заявление Глебовой Г.В. (потребитель), касающееся навязывания АО «АтомЭнергоСбыт» потребителю невыгодных условий договора энергоснабжения. Из заявления и представленных по запросам управления документов следовало, что потребитель является собственником нежилого помещения – магазин «Дуэт», расположенного в многоквартирном жилом доме (далее по тексту – МКД) № 6, по ул. Советской в г. Сафоново, электроснабжение которого осуществляется через внутридомовые электрические сети и общедомовой (коллективный) прибор учета МКД-6. Собственниками помещений в МКД № 6 выбран способ управления данным многоквартирным домом посредством управляющей организацией ООО УК «Сервис плюс». Между Глебовой Г.В. и ООО УК «Сервис Плюс» заключен договор управления МКД-6. АО «АтомЭнергоСбыт» направило Глебовой Г.В. подписанный со своей стороны проект договора энергоснабжения, который потребитель подписал с протоколом разногласий от 02.09.2014. Протокол разногласий от 02.09.2014 был направлен потребителем в адрес общества для согласования пунктов договора энергоснабжения в редакции потребителя. Общество на протокол разногласий потребителя составило протокол урегулирования разногласий, предложив потребителю свою редакцию пунктов договора энергоснабжения, указанных в протоколе разногласий от 02.09.2014. Исследовав представленные потребителем и обществом документы, в частности проект договора энергоснабжения и протоколы разногласий сторон по данному договору, Смоленское УФАС России пришло к мнению, что пункты 4.11, 6.2 договора энергоснабжения не соответствует действующему жилищному законодательству, а именно, законодательством не предусмотрено установление условиями договора с потребителем предварительного порядка оплаты электрической энергии, а также право общества производить расчёт и требовать напрямую от потребителя, при способе управления многоквартирным домом посредством управляющей организации, плату за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную при использовании общего имущества (пункт 18 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту – Правила № 354)). Обнаружение в рассматриваемых действиях общества наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства послужило основанием для выдачи Смоленским УФАС России обществу предупреждения от 23.12.2014 № 5094/04, согласно которому обществу надлежало в течение десяти рабочих дней со дня получения предупреждения направить в адрес Глебовой Г.В. проект договора энергоснабжения от 01.06.2014 № 67207746 в новой редакции, исключив из него пункт 4.11, а пункт 6.2 привести в соответствие с пунктом 66 Правил № 354 и пунктом 81 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442. Данное предупреждение было исполнено обществом, представлены подтверждающие документы. Потребителем был получен проект договора энергоснабжения в новой редакции, из которого заявитель исключил пункт 4.11, а пункт 6.2 привел в соответствие с пунктом 66 Правил № 354. Однако, как указал потребитель в новом заявлении, поступившем в управление, взамен пункта 4.11 обществом в договор энергоснабжения дополнительно был внесен пункт 6.12, согласно которому общество оставило за собой право производить расчёт и требовать напрямую от потребителя плату за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную им при использовании общего имущества. Смоленским УФАС России обществу выдано предупреждение от 11.02.2015 № 344/04, согласно которому обществу надлежало в течение десяти рабочих дней со дня получения предупреждения направить в адрес потребителя проект договора энергоснабжения в новой редакции, исключив из него пункт 6.12, и не содержащего положений, позволяющих АО «АтомЭнергоСбыт» взыскивать с контрагента плату за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды МКД № 6. Полагая, что указанные предупреждения Смоленского УФАС России не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы общества, АО «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим. Одной из основных задач судопроизводства в арбитражных судах в силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, определены в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции). В силу статьи 22 Закона о защите конкуренции Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и предупреждению монополистической деятельности. В целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (часть 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции). Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 статьи 10 Закона о защите конкуренции и должно содержать выводы о наличии оснований для его выдачи, нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение и перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения (части 2 и 4 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции). Судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью. Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции), то судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения. По данной категории дел не подлежат установлению обстоятельства, подтверждающие факт совершения правонарушения, которые должны быть установлены антимонопольным органом при производстве по делу в случае его возбуждения, и не предрешает выводы антимонопольного органа в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции. Оспариваемое предупреждение должно быть проверено лишь на соответствие требованиям статьи 39.1 Закона о защите конкуренции и утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 14.12.2011 № 874 Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, с учетом того, что предписанные действия должны отвечать целям предупреждения и не могут выходить за пределы мер, необходимых для прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, а также его последствий. Законность и обоснованность предупреждения также связана с оценкой его исполнимости, в том числе определенности предписываемых действий и возможности их исполнения в указанные сроки. Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.04.2014 № 18403/13. Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2015 по делу n А62-5551/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|