Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 по делу n А62-6710/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)16 июля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел. (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула Дело № А62-6710/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2015 Постановление изготовлено в полном объеме 16.07.2015 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Капустиной Л.А. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Понкратовой А.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Атар» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.03.2015 по делу № А62-6710/2013 (судья Селивончик А.Г.), установил следующее. Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (далее – истец, компания) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Атар» (далее – ответчик, общество) о взыскании неосновательного обогащения в размере 897 150 рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 117 089 рублей 60 копеек, а также судебных расходов (с учетом уточнения исковых требований от 10.10.2014, т. 3, л. д. 63-64). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда от 14.01.2014 (т. 1, л. д. 1-4) привлечены Федеральное дорожное агентство (далее – агентство, Росавтодор) и закрытое акционерное общество «МОСТОТРЕСТ-СЕРВИС» (далее – ЗАО «МОСТОТРЕСТ-СЕРВИС»). Решением Арбитражного суда Смоленской области от 10.03.2015 исковые требования удовлетворены. Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов ответчик ссылался на то, что во исполнение требований закона в соответствии с согласованными с ГУ «Управление автомобильной магистрали «Москва-Минск» техническими условиями, оплатив сбор за присоединение объекта дорожного сервиса к федеральной автомобильной дороге, за свой счет произвел строительство съезда, выезда и переходно-скоростной полосы. Это обстоятельство, по мнению общества, свидетельствует о том, что присоединение объекта дорожного сервиса к автомобильной дороги было произведено с соблюдением действующего законодательства. При этом обществом было произведено строительство технической части автомобильной дороги, а именно переходно-скоростной полосы, входящей в состав федерального имущества, а, следовательно, являющейся частью линейного объекта недвижимости со статусом федеральной собственности. Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил. Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили. В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей участников арбитражного процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего. Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2133-р на основании статьи 54 Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 145-ФЗ) компании передана в доверительное управление находящаяся в федеральной собственности автомобильная дорога общего пользования М-1 «Беларусь» от Москвы до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест) (передаточный акт от 30.04.2010). Распоряжениями Росавтодора от 30.03.2010 № 249-р и № 251-р прекращено право оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования подведомственного агентству федерального государственного учреждения в отношении этой дороги и земельных участков в границах ее полосы отвода. В соответствии со статьей 36 Закона № 145-ФЗ, земельные участки федерального уровня собственности, находящиеся в границах полос отвода автомобильной дороги федерального назначения М-1 «Беларусь», переданы в аренду компании на срок сорок девять лет по договору аренды от 23.08.2010 (т. 1, л. д. 44-50). Согласно акту обследования съездов (примыканий) переходно-скоростных полос и иных элементов обустройства от 03.04.2013, составленного компанией и закрытым акционерным обществом «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНДУСТРИАЛЬНО-ТОРГОВАЯ ПАЛАТА» (в последующем переименованном в ЗАО «МОСТОТРЕСТ-СЕРВИС») в пределах полосы отвода дороги М-1 «Беларусь» на км. 283+000 (слева) в границах земельного участка с кадастровым номером 67:17:0000000:32 установлен факт использования обществом в отсутствии договора субаренды с компанией территории площадью 4 060 кв. м для обеспечения доступа к АЗС (т. 1, л. д. 24-25). Ссылаясь на то, что общество использовало земельный участок в период с 06.12.2010 по 06.03.2014, однако не вносило плату за такое пользование, компания, представив отчет независимого оценщика, согласно которому площадь земельного участка, используемая для АЗС составляет 2 145 кв. м, а годовой размер арендной платы – 114 831 рубль, обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с настоящим иском. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из факта использования обществом земельного участка в отсутствие правовых оснований и без внесения арендной платы, в связи с чем пришел к выводу о возникновении на стороне последнего неосновательного обогащения и обоснованности заявленных истцом исковых требований. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области на основании следующего. В соответствии с пунктами 4, 11 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1998 № 1420, действовавших на момент размещения объекта дорожного сервиса ответчика, размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При выборе места размещения объектов дорожного сервиса следует стремиться к сокращению до минимума числа примыканий, подъездов к федеральной автомобильной дороге и съездов с нее, располагая, как правило, эти объекты комплексно в границах земель, отведенных для этих целей. Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. Строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их владельцев. Контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований Правил осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство и уполномоченные им органы, на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах) объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками, подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно пункту 5.22 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», которые распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации и подъездных дорог к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, переходно-скоростные полосы следует предусматривать на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах I – III категорий, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне. При этом переходно-скоростная полоса представляет собой ограниченную полосу движения транспортных средств, которая переходит в основную дорогу и служит местом разгона и торможения автотранспортных средств. Сама по себе переходно-скоростная полоса без примыкания к основной дороге теряет свое функциональное назначение, и не может существовать отдельно от дороги. При этом переходно-скоростная полоса является и частью примыкания к объекту дорожного сервиса, следовательно, теряет свое функциональное назначение при отсутствии объекта дорожного сервиса и не может существовать отдельно от объекта дорожного сервиса. Переходно-скоростные полосы к объектам дорожного сервиса не относятся, актом о приемке-передаче по форме ОС-1а от предыдущего управляющего автомобильной дорогой учреждения в доверительное управление компании не передавались. К недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ). Таким образом, подъезды, съезды, примыкания, переходно-скоростные полосы являются объектом недвижимого имущества, прочно связаны с земельным участком, их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, так как без примыкания к дороге в определенном месте между автомобильной дорогой и объектом дорожного сервиса, т.е. на земельном участке полосы отвода, они теряют свое функциональное предназначение. С учетом изложенного, переходно-скоростная полоса одновременно является оборудованием объекта дорожного сервиса и неотъемлемой технологической частью автомобильной дороги. В пункте 12 Порядка установления и использования придорожных полос, автомобильных дорог федерального значения, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 13.01.2010 № 4, указано, что в соответствии с частью 10 статьи 22 Закона об автомобильных дорогах, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание объектов дорожного сервиса, подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом об автомобильных дорогах. В соответствии с требованиями градостроительного законодательства для объектов недвижимого имущества разрабатывается проектная документация, выдается в установленном порядке разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются документы, в число которых входят: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка. При этом владельцы объектов дорожного сервиса независимо от их организационно-правовой формы при осуществлении необходимых работ должны соблюдать Классификацию работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (утверждена приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402). Классификация устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ. Статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог. Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса (пункт 3.1 статьи 90 ЗК РФ). Статьей 25 Закон об автомобильных дорогах установлено, что земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 по делу n А23-5261/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|