Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 по делу n А68-5918/14. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

01 июля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

 Дело № А68-5918/14

Резолютивная часть постановления объявлена   25.06.2015

Постановление изготовлено в полном объеме   01.07.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от истца – Калиничевой К.Б. (доверенность от 10.06.2014),  от ответчика –  Чекменева П.А. (доверенность от 12.11.2014 № 16-Д), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и экологии Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 28.04.2015 по делу № А68-5918/14 (судья Воронцов И.Ю.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «ГеоДизайн»  (далее – истец, общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области (далее – ответчик, Министерство)  о взыскании 852 726 руб. 22 коп. долга за выполненные работы и суммы обеспечения обязательств в размере 437 820 руб., всего 1 290 546 руб. 22 коп.

Министерство обратилось в суд со встречным исковым заявлением к ООО «ГеоДизайн» о взыскании  1 850 415 руб. 42 коп. неустойки и 85 272 руб. 62 коп. штрафа, всего 1 935 688 руб. 04 коп. штрафных санкций и признании государственного контракта от 30.12.2013 № 2013.263615 на выполнение кадастровых работ по изготовлению планов гидротехнических сооружений, расположенных на территории Тульской области, исполненным ненадлежащим образом (с учетом уточнения).

Решением арбитражного суда первоначальные исковые требования удовлетворены в сумме 852 726 руб. 22 коп. В остальной части иска отказано. Встречные исковые требования удовлетворены в сумме 35 000 руб. В остальной части встречного иска отказано.

В апелляционной жалобе министерство природных ресурсов и экологии Тульской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования министерства в полном объеме. Ссылается на то, что 35 гидротехнических сооружения были поставлены на кадастровый учет сторонними лицами в период с 2008 года по 2013 год вне рамок государственного контракта и не по субподряду с ООО «ГеоДизайн», что исключало необходимость составление ряда технических планов на гидротехнические сооружения. Указывает, что ООО «ГеоДизайн» выполнены работы только лишь в отношении 92 гидротехнических сооружения. А в соответствии с пунктом 6 Технического задания (Приложение №1 к государственному контракту) содержанием работ являлось подготовка технических планов с постановкой на кадастровый учет 141 гидротехнического сооружения, расположенного на территории Тульской области. Отмечает, что в связи с тем, что ряд объектов уже поставлен на кадастровый учет и не нуждается в оформлении технических планов, соответственно уменьшился объем работ, заявленных государственным заказчиком для выполнения. Указывает на то, что акты выполненных работ, подписанные ООО «ГеоДизайн», в нарушение п. 5.2. государственного контракта, были представлены в министерство только 24.04.2014 письмом ООО «ГеоДизай» от 22.04.2014 № 31, ссылается на то, что доказательств получения министерством 09.04.2014 актов выполненных работ, в соответствии со статьей 64 АПК РФ, представлено не было.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.

Как следует из материалов дела, между ООО «ГеоДизайн» (исполнитель) и Министерством (государственный заказчик) на основании результатов размещения государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме (протокол от 18.12.2013 № 0166200000113005965, реестровый номер торгов ЭА-5683-13) с соблюдением требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заключен государственный контракт от 30.12.2013 № 2013.263615 на выполнение кадастровых работ по изготовлению  планов гидротехнических сооружений, расположенных на территории Тульской области (далее – контракт) в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к государственному контракту), являющемся его неотъемлемой частью.

В силу п. 2.1 контракта начало выполнения работ установлено с момента заключения настоящего контракта. Окончание – в течение 20 дней с момента заключения указанного контракта.

Цена контракта согласно его п. 3.1. составляет: 852 726 руб. 22 коп.

В соответствии с п. 9.1. контракта платежным  поручением от 24.12.2013 № 210 ООО «ГеоДизайн» перечислило Министерству 437 820 руб. в качестве обеспечения  контракта.

После проведения указанных в контракте работ исполнителем были сформированы технические планы на 131 объект, еще 10 поставлены на государственный кадастровый учет и внесены в реестр как бесхозяйные.

В соответствии с положениями п. 8 Технического задания, письмом от 29 января 2014 года № 13 исполнитель передал нарочно в адрес государственного заказчика                        131 технический план в бумажном носителе в 1 экземпляре, с вшитыми декларациями об объекте недвижимости, по 16 районам Тульской области, о чем имеется на указанном письме отметка о получении материалов Министерством 30.01.2014. Также к сопроводительному письму от 29.01.2014 № 12 были приложены документы, полученные в администрациях муниципальных образований на 10 объектов гидротехнических сооружений, и к сопроводительному письму от 29.01.2014 № 13  были приложены технические планы в бумажном варианте, на каждый объект недвижимости.

В адрес исполнителя Министерством была направлена претензия от 29.01.2014                   № 24-01-15/255, в которой обществу предлагалось уплатить штраф, предусмотренный пунктом 7.3.1 государственного контракта, и пени за восемь дней просрочки в соответствии с пунктом 7.2 государственного контракта.

Министерство 05.02.2014 направило в адрес исполнителя   письмо № 24-01-15/326, в котором указало на то, что рассмотрение переданных материалов будет произведено при предоставлении акта приема-передачи с приложением полного комплекта документов согласно п. 8 Технического задания (Приложение № 1 к контракту).

Министерство 03.04.2014 направило обществу письмо № 24-01-15/979, в котором повторно предложило предоставить в адрес Министерства акт приема-передачи с приложением полного комплекта документов согласно п. 8 Технического задания (Приложение № 1 к контракту).

В ответ на данное письмо исполнитель нарочным письмом от 04 апреля 2014 года                  № 25 передал Министерству материалы в полном объеме: 141 технический план по 19 районам Тульской области с вшитыми удостоверенными декларациями, подписанные главами муниципальных образований, с вложением cd-дисков, содержащих xml-файлы, на каждый объект недвижимости, постановления о бесхозяйных вещах, о чем имеется на указанном письме отметка о получении материалов Министерством 09.04.2014, и акты выполненных работ. На данное письмо от государственного заказчика ответа не последовало.

В целях проверки результатов работ по государственному контракту была создана экспертная комиссия из числа работников Министерства. Экспертной комиссией проведена экспертиза соответствия требований, предусмотренных государственным контрактом, по кадастровым работам по изготовлению планов гидротехнических сооружений, выполненным ООО «ГеоДизайн». Экспертная комиссия в заключении от 15.04.2014 признала работы не соответствующими, техническому заданию, и рекомендовала возвратить их на доработку исполнителю.

Досудебной претензией от 22 апреля 2014 года № 31 общество повторно направило в адрес Министерства акты выполненных работ и просило произвести оплату по контракту. Направление подтверждается почтовой квитанцией от 23 апреля 2014 № 07401.

Исполнителем 02 июня 2014 года был получен акт отказа в приемке результатов выполненных работ по государственному контракту от 15 апреля 2014 № 24-01-15/1165. Согласно почтовому штампу письмо было отправлено исполнителю 26 мая 2014 г.

Экспертной комиссией из числа работников Министерства 15.10.2014 составлено дополнительное заключение, согласно которому кадастровые работы по изготовлению планов гидротехнических сооружений, расположенных на территории Тульской области, признаны выполненными не в соответствии с техническим заданием и государственным контрактом  и не принятыми. Комиссией установлено, что недостатки являются существенными и не устранимыми в связи с внесением в приказ Минэкономразвития Российской Федерации  от 23.11.2011 № 693 изменений.

Ссылаясь на то, что работы по контракту выполнены в полном объеме, но не оплачены Министерством, ООО «ГеоДизайн» обратилось в суд с иском.

Возражая по заявленным исковым требованиям, ссылаясь на то,  что работы ООО «ГеоДизайн» выполнило ненадлежащего качества и с нарушением срока выполнения работ,  Министерство обратилось в суд со встречным иском.

Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Государственный контракт или муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а последний обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В силу ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно п. 2 ст. 702 ГК РФ к подрядным работам для государственных нужд применяются общие положения о подряде.

В соответствии с п. 1 ст. 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

Согласно п. 1 ст. 762 ГК РФ  по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором, уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.

Таким образом, согласно статьям 711, 746 ГК РФ основанием для возникновения у заказчика обязательства по оплате выполненных работ в порядке, установленном договором подряда, является сдача подрядчиком и принятие заказчиком результатов работы в установленном законом и договором порядке.

В соответствии со ст. 753 ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.

Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной.

Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Названная норма защищает интересы подрядчика, если заказчик необоснованно отказывается от надлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку.

Таким образом, основанием для возникновения у заказчика обязанности по оплате выполненных подрядчиком работ является факт их сдачи подрядчиком и приемки заказчиком, оформленный актом о приемке выполненных работ.

Согласно ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требований об их устранении.

Пунктом 5.3 контракта предусмотрено, что государственный заказчик в течение 5 календарных дней со дня получения  выходных материалов и акта сдачи-приемки работ обязан  направить исполнителю подписанный акт сдачи-приемки работ или мотивированный отказ от приемки работ.

Как следует из материалов дела и установлено судом,  04.04.2014 ООО «ГеоДизайн» направило Министерству материалы в полном объеме и акт сдачи-приемки работ, которые были получены государственным заказчиком 09.04.2014. Факт получения указанных документов 09.04.2014 Министерство не отрицает. Министерство 26.05.2015 направило в адрес ООО «ГеоДизайн» акт отказа в приемке  от 15.04.2014 № 24-01-15/1165.

В нарушение положений п. 5.3 контракта государственный заказчик не подписал акт сдачи-приемки работ, не произвел оплату по контракту, и не дал мотивированного отказа от приемки работ.

Наличие отдельных недостатков выполненных работ дает заказчику право

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 по делу n А54-6418/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также