Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 по делу n А09-10904/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

16 июня 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело № А09-10904/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   15.06.2015

Постановление изготовлено в полном объеме    16.06.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Капустиной Л.А., судей  Рыжовой Е.В. и  Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации пгт. Климово Брянской области (пгт. Климово Брянской области, ОГРН 1023201323881, ИНН 3216001958) на решение Арбитражного суда Брянской области от 17.02.2015 по делу № А09-10904/2014 (судья Терешин А.В.), установил следующее.

Администрация  пгт.  Климово  Брянской  области (далее – администрация) обратилась  в Арбитражный  суд Брянской  области  к Министерству  обороны Российской Федерации  (далее   –  министерство),  Федеральному  государственному казенному  учреждению  «Центральное  территориальное  управление  имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – учреждение) о прекращении права собственности Российской Федерации,  прекращении  права  постоянного  (бессрочного)  пользования ФГКЭУ «Брянская  КЭЧ  район»  Минобороны  России   (правопредшественника  ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России) на  земельный участок площадью  49 000 кв. метров, кадастровый номер 32:12:0010324:8, расположенный по адресу: пгт. Климово Брянской области,  с  разрешенным  использованием:  для  обеспечения  деятельности  Вооруженных сил  Российской Федерации;  исключении    из  Единого  государственного  реестра прав  на  недвижимое  имущество  и  сделок  с  ним  сведений о  государственной  регистрации  права собственности    Российской Федерации,  права  постоянного  (бессрочного)  пользования ФГКЭУ  «Брянская  КЭЧ  район»  Минобороны  России (правопредшественника  ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России) на указанный   земельный участок;  снятии  участка с государственного кадастрового учета.

До рассмотрения спора по существу истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и просил признать  отсутствующим право  собственности  Российской  Федерации  на земельный  участок  площадью  49 000  кв.  метров,  кадастровый  номер  32:12:0010324:8, по  адресу:  пгт.  Климово  Брянской  области,  с  разрешенным использованием: для обеспечения деятельности Вооруженных сил Российской Федерации;  прекратить  право  постоянного  (бессрочного)  пользования  ФГКЭУ «Брянская  КЭЧ»  Минобороны  России (правопредшественника   ФГКУ «Центральное ТУПО» Минобороны России) на указанный  земельный участок; исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое  имущество  и  сделок  с  ним сведения о  государственной  регистрации  права собственности    Российской Федерации,  права  постоянного  (бессрочного)  пользования ФГКЭУ «Брянская  КЭЧ»  Минобороны  России (правопредшественника  ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России) на  земельный участок;  признать  за  муниципальным  образованием  городское поселение  пгт.  Климово  право  муниципальной  собственности  на спорный  земельный  участок. Судом уточнение принято.

В деле в  деле  в  качестве  третьих  лиц,  не  заявляющих  самостоятельных требований  относительно  предмета  спора,   участвуют  Территориальное  управление Федерального  агентства  по  управлению  государственным  имуществом  в  Брянской области  (далее  –   управление),  Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области,  Федеральное государственное  бюджетное  учреждение  «Федеральная  кадастровая  палата Федеральной службы  государственной  регистрации,  кадастра  и  картографии»  в  лице  филиала  по Брянской  области  (далее  – кадастровая палата).

Решением суда от 17.02.2015 (т. 3, л. д. 133) в удовлетворении исковых требований отказано. Суд указал, что поскольку  земельные участки под переданными в муниципальную собственность жилыми домами не формировались, оснований для признания права муниципальной собственности на единый земельный участок, на котором они расположены, не имеется.

В апелляционной жалобе администрация  просит решение отменить, исковые требования удовлетворить. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на то, что спорный земельный участок с находящимися на нем многоквартирными жилыми домами, предоставлялся в постоянное бессрочное пользование учреждению для строительства, в настоящее время строительство на земельном участке не ведется, а все многоквартирные жилые дома, расположенные на земельном участке, переданы в муниципальную собственность и не находятся в распоряжении министерства. Отмечает, что  иных объектов, помимо многоквартирных домов,  на спорном земельном участке не имеется. Указывает на то, что Российская Федерация, распорядившись жилыми домами путем их  передачи  в муниципальную собственность, исходя из принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, распорядилась и земельным участком, расположенным под этими домами. Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорный земельный участок не находится в фактическом владении учреждения, поскольку расположенные на нем дома  переданы в муниципальную собственность. Отмечает, что поскольку земельные участки под переданными в муниципальную собственность жилыми домами не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, они в силу закона относятся к собственности муниципального образования. Обращает внимание  на то, что фактическое использование  спорного земельного участка не  соответствует его  разрешенному   использованию, отраженному в сведениях  государственного  кадастра недвижимости (для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации).

В  возражениях министерство просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Ссылается на непредставление истцом  кадастровой выписки  спорного  земельного участка и необходимости  использования для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости площади в 4,9 га. Указывает на  отсутствие сведений о наличии  обременений спорного участка.  Отмечает, что в нарушение статьи 49 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, в апелляционной жалобе изменены исковые требования.

Лица, участвующие в деле,   извещенные надлежащим образом о времени и месте  рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на сайте суда, в суд апелляционной инстанции  представителей не направили, в связи с чем судебное разбирательство проводилось в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявленное  управлением ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя  удовлетворено судебной коллегией на основании статей 41, 159, 266 Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба  подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела,  на основании постановления  администрации Климовского района от 01.06.1992 № 72 войсковой части 47144  в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью  322 га для цели обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, в подтверждение чего выдан государственный акт (сведения из кадастрового дела, представленного в суд апелляционной инстанции).

В состав указанного земельного участка  входил  спорный земельный участок площадью 4,9 га.

Постановлением  администрации  муниципального образования  пгт. Климово  от  19.04.2004  №  158  «О  прекращении права  постоянного  (бессрочного)  пользования  за   войсковой частью 47144  на  земельные  участки  и передачи  их  «Брянской  КЭЧ» за  ФГКЭУ  «Брянская  квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации    на  праве  постоянного  (бессрочного)  пользования закреплен  земельный  участок  площадью  49  000  кв.  м  (4, 89 га),  расположенный  в  границах жилых домов: по ул. Лесной в пгт. Климово Брянской области № №  2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26 и 28.

На  земельный  участок  с  кадастровым  номером  32:12:0010324:8  общей  площадью  49  000  кв. метров  зарегистрировано  право  собственности  Российской Федерации  с  указанием разрешенного  использования –  для  обеспечения  деятельности  Вооруженных  сил Российской  Федерации (свидетельство  от 25.06.2004 номер 32  АБ                  № 101776, т. 1, л. д. 34).

Согласно  ситуационному  плану спорного  земельного  участка  (т. 1, л. д. 41, 43) в его границах расположены жилые дома № № 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26 и 28 по ул. Лесная.

Распоряжением  Правительства  Российской Федерации  от  07.03.2002  №  279-р  указанные жилые дома переданы в муниципальную собственность Климовского района Брянской области  как находящиеся  в  федеральной  собственности  объекты  коммунально-бытового назначения войсковой части 47144 Вооруженных Сил Российской Федерации (т. 2, л. д. 74).

Постановлением  администрации  Климовского  района  Брянской  области  от 15.04.2003  №  250  указанные объекты  (жилые дома №№ 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14. 16. 18. 20, 22, 24, 26 и 28, расположенные на ул. Лесная в п. Климово Брянской области) приняты в муниципальную собственность Климовского района.

По актам  приемки-передачи основных  средств  от  14.02.2003 ФГКЭУ  «Брянская  КЭЧ  район»  Минобороны  России  передало  администрации Климовского района многоквартирные жилые дома (т. 1, л. д. 18–31).

Впоследствии указанные объекты переданы   администрацией  Климовского  района    в  собственность  муниципального образования  «пгт.  Климово» по акту  приемки-передачи  от  22.07.2003 (т. 1, л. д. 32).

Ссылаясь  на  то,  что   жилые дома расположены в границах спорного земельного участка, ранее предоставленного в  постоянное (бессрочное) пользование Брянской КЭЧ и находящегося в собственности Российской Федерации, наличие указанных прав препятствует оформлению и постановке на кадастровый учет  земельных участков для целей эксплуатации  жилых домов, вопрос о прекращении прав ответчиков в установленном законом порядке не решен,  администрация обратилась  в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 постановления № 10/22, если на стадии принятия иска суд придет к выводу о том, что избранный способ защиты права собственности или другого вещного права не может обеспечить его восстановление, данное обстоятельство не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения либо оставления без движения.

В соответствии со статьей 148 ГПК РФ или статьей 133 АПК РФ на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.

Принимая решение, суд в силу с части 1 статьи 196 ГПК РФ или части 1 статьи 168 АПК РФ определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Согласно пункту 3 части 4 статьи 170 АПК РФ арбитражный суд указывает также в мотивировочной части решения мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В этой связи ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению, по мнению суда, в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Аналогичный подход изложен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 № 8467/10.

Цель, которую преследовала администрация, обращаясь в суд, заключается в констатации   прав муниципального образования  на земельный участок, поскольку на нем расположены принадлежащие истцу объекты недвижимости. Констатация этих прав необходима  для последующей реализации  возложенных на  истца функций по формированию  самостоятельных земельных участков под  объектами жилого фонда,  наличие  содержащихся в ЕГРП записей о регистрации прав ответчиков препятствует в реализации этих функций.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В пункте 52 постановления от 29.04.2010 Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – постановление № 10/22) разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 по делу n А54-1244/2015. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также