Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 по делу n А62-3865/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

29 мая 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело № А62-3865/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   28.05.2015

Постановление изготовлено в полном объеме    29.05.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Капустиной Л.А., судей Тимашковой Е.Н. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., при участии от истца – индивидуального предпринимателя Голубцова Игоря Юрьевича                                           (ОГРНИП 311673236100170) – Зайцева М.М. (доверенность от 20.01.2015) и                    Голубцова И.Ю. (паспорт), от ответчика – департамента имущественных  и  земельных  отношений  Смоленской  области (г. Смоленск, ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526) – Карпович Ю.В. (доверенность от 02.03.2015 № 23) (до перерыва), в отсутствие третьих лиц –   администрации Смоленской области и администрации г. Смоленска, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Голубцова Игоря Юрьевича и департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.02.2015 по делу № А62-3865/2014 (судья Воронова В.В.), установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Голубцов Игорь Юрьевич                                            (далее – предприниматель) обратился в  Арбитражный  суд  Смоленской области с  исковыми  требованиями  к департаменту имущественных  и  земельных  отношений  Смоленской  области  (далее – департамент) об урегулировании  разногласий,  возникших  при  заключении  договора  купли-продажи   земельного  участка с  кадастровым  номером 67:27:0020231:26,  площадью  13 505  кв. метров,  расположенного  по  адресу:                                      г. Смоленск, пер. 1-й Краснофлотский, д. 15 (т. 1, л. д. 4).

Определением суда от 18.06.2014 (т. 1, л. д. 1), принятым на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в  деле  в  качестве  третьего  лица,  не  заявляющего  самостоятельных  требований относительно  предмета  спора,  привлечена  администрация Смоленской области.

Определением суда от 09.09.2014 (т. 1, л. д. 95) производство по делу прекращено.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2014                (т. 1, л. д. 142) определение суда отменено, исковое заявление направлено на рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении определением суда от 26.12.2014 (т. 2, л. д. 9), принятым на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в  деле  в  качестве  третьего  лица,  не  заявляющего  самостоятельных  требований относительно  предмета  спора,  привлечена администрация г. Смоленска.

Решением суда от 16.02.2015 (т. 2, л. д. 44), с учетом определения об опечатке (т. 2, л. д. 34), урегулированы разногласия по  выкупной стоимости земельного участка, которая установлена в  размере 13 057 323 рублей 42 копеек. Суд исходил из того, что на момент подачи   истцом заявки на выкуп земельного участка предприниматель не являлся его единоличным собственником, а потому льготная выкупная цена не может распространяться на весь земельный участок. В связи с этим суд посчитал, что стоимость  принадлежащей предпринимателю на момент подачи заявки доли земельного участка должна определяться по льготной цене, а стоимость   другой доли земельного участка – без применения льготы. 

Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель и департамент  обратились в суд с апелляционными жалобами.

В апелляционной жалобе  предприниматель просит решение отменить. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на то, что выкупная стоимость должна определяться в отношении всего земельного участка исходя из положений Закона Смоленской области от 21.02.2012 № 610-з «Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области», действующего на момент подачи заявки на выкуп. В этом случае  выкупная цена  составит  258 560 рублей 86 копеек (кадастровая стоимость земельного участка (172 373 903 рублей 55 копеек) * поправочный коэффициент 0,15 %)). Обращает внимание на то, что  постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2014, принятым в рамках настоящего дела, установлено, что предприниматель обращался за выкупом земельного участка с целью его дальнейшего использования в предпринимательской деятельности, следовательно, на него должны распространяться условия по выкупу земельного участка, предусмотренные для индивидуальных предпринимателей.

В апелляционной жалобе  департамент просит решение отменить. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на то, что   истец не может приобрести участок по льготной цене, поскольку,  в нарушение  приказа Министерства  экономического  развития  Российской Федерации от  13.09.2011 № 475  собственники  участка  к заявлению на выкуп не приложили  копии свидетельств о государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Утверждает, что земельный участок не отчуждался  в процессе приватизации, в связи с чем предприниматель не имеет права на льготную цену и по данному основанию.

В дополнениях к апелляционной жалобе предприниматель ссылается на то, что при определении для него выкупной цены указанного земельного участка должен быть применен льготный порядок расчета. Выкупная стоимость спорного земельного участка должна быть определена из расчета 0,15 % кадастровой стоимости по состоянию на 25.05.2012  – дату подачи заявления о выкупе, а именно 258 560 рублей 86 копеек. Применение льготного порядка обуславливает тем, что поданное  заявление фактически является заявкой о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования, ранее имевшегося у продавца и перешедшего к  истцу. Льготная цена выкупа в таком случае  определяется  в соответствии с  пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ (далее- Закон № 137-ФЗ). 

В дополнениях к апелляционной жалобе департамент ссылается на то, что предприниматель не может  признаваться субъектом права постоянного (бессрочного) пользования, поскольку  данное право отсутствовало у продавца –  ОГБУЗ «Смоленский кожно-венерологический диспансер». В подтверждение данного обстоятельства  представляет  выписку из ЕГРП.  Во исполнение определения апелляционного суда об отложении судебного   разбирательства представляет  расчет  выкупной стоимости на дату подачи заявки на выкуп в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона № 137-ФЗ (без учета льготы), который составляет  7 756 825 рублей 66 копеек.

В судебном заседании  до перерыва представители сторон поддержали свои позиции,  изложенные в апелляционных жалобах.

Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте  рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на сайте суда, в суд апелляционной инстанции  представителей не направили. Администрация г. Смоленска заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.  С учетом мнений представителей сторон указанное ходатайство  удовлетворено судебной коллегией на основании статей 41, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебное разбирательство проводилось в отсутствие неявившихся лиц  в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации в судебном заседании 27.05.2015 был объявлен перерыв до 16 час 30 мин 28.05.2015.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон (до перерыва), Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.

Как видно из материалов дела,  по договору купли-продажи от 02.04.2012 (т. 1, л. д. 16), заключенному между ОГБУЗ «Смоленский кожно-венерологический диспансер» (продавец) и предпринимателем (покупатель) покупатель приобрел здание туберкулезного корпуса в стадии разрушения, лит. А, площадью застройки 605,5 кв. метров, по адресу:                   г. Смоленск, пер. 1-й Краснофлотский, д. 15.

По договору от 26.04.2014 предприниматель продал ? долю в праве собственности на  указанное здание Смирнову Н.Г., о чем в ЕГРП 02.05.2012 внесена запись о государственной регистрации права общей долевой собственности (т. 1, л. д. 19).

По договору от 29.08.2012 (т. 1, л. д. 28) Смирнов Н.Г. продал принадлежавшую ему  ? долю в праве собственности на здание  обратно предпринимателю. Государственная регистрация пава собственности  произведена 13.09.2012 (т. 1, л. д. 28 на обороте).

Таким образом, в результате сделки обратной купли-продажи доли в праве предприниматель вновь стал единоличным собственником здания.

26.05.2012  (в период, когда здание находилось в долевой собственности предпринимателя и Смирнова Н.Г.) в департамент подана заявка  с просьбой предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером  67:27:0020231:26,  площадью  13 505  кв. метров, по  адресу:  г. Смоленск, пер. 1-й Краснофлотский,  д. 15, на котором расположено здание (т. 1, л. д. 20).

Письмом  от 27.07.2012  департамент отказал в выкупе земельного участка, сославшись на  то, что в результате раздела принадлежащий истцу объект расположен на вновь образованном земельном участке с кадастровым номером 67:27:0020231:35 площадью 800 кв. метров (т. 1, л. д. 26).

Не согласившись с разделом земельного участка и отказом в выкупе исходного земельного участка большей площадью (13 505 кв. метров),  предприниматель обратился в суд общей юрисдикции.

Решением  Ленинского  районного  суда  г.  Смоленска  от  29.10.2012   (т. 1,                           л. д. 36) признан  незаконным   раздел земельного участка с кадастровым номером  67:27:0020231:26  и отказ в его выкупе, на ответчика  возложена обязанность  предоставить  предпринимателю спорный  земельный  участок  в собственность за плату.

Во исполнение  решения  департаментом  направлен  проект договора купли-продажи, в котором  выкупная стоимость  определена в размере 25 856 086  рублей  (на  основании  Закона Смоленской области  от  28.02.2013 №  24-з:  из  расчета  15 %  от  кадастровой  стоимости  земельного участка без применения льгот) (т. 1, л. д. 32).

Не согласившись с указанной ценой,  предприниматель направил в адрес департамента протокол разногласий, в котором определил выкупную стоимость  в размере 258 560 рублей (с учетом льготы на дату полдачи заявки на выкуп).

Наличие разногласий сторон по цене выкупа явилось основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Обязанность  уполномоченного  органа  заключить  договор  купли-продажи земельного  участка  с  собственником  недвижимого  имущества,  расположенного  на  этом участке, закреплена в земельном законодательстве.

В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей на момент подачи заявки на выкуп, граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, – уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, – органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, – органами местного самоуправления.

Земельным законодательством Российской Федерации предусмотрен заявительный порядок приобретения прав на земельные участки.

Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом № 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Пунктом 1 статьи 2 указанного Закона определен субъектный состав лиц, имеющих право на выкуп земельного участка по  льготной цене.

К числу таких лиц в соответствии с Законом № 137-ФЗ (в редакции от 24.07.2007) отнесены, в частности, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности; а также юридические лица, являющиеся собственниками  расположенных на таких  земельных участках зданий,  строений, сооружений,  при переоформлении ими права  постоянного (бессрочного) пользования  земельными участками.

При приобретении этими лицами земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек;

2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

Департамент в

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 по делу n А09-8924/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также