Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 по делу n А68-10310/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)15 мая 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Тула Дело № А68-10310/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 12.05.2015 Постановление изготовлено в полном объеме 15.05.2015 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Заикиной Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко О.А., при участии от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Белевстройиндустрия» (г. Тула, ОГРН 1077152000584, ИНН 7122025816) – Старостина Н.Г. (доверенность от 10.11.2014), от заинтересованного лица – министерства природных ресурсов и экологии Тульской области (г. Тула, ОГРН 1067107022795, ИНН 7107096442) – Гришиной Д.А. (доверенность от 30.07.2014 № 7д), Тарасовой Е.К. (доверенность от 02.10.2014 № 13-д), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и экологии Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.02.2015 по делу № А68-10310/2014 (судья Петрухина Н.В.), установил следующее. Общество с ограниченной ответственностью «Белевстройиндустрия» (далее – общество, ООО «Белевстройиндустрия», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления министерства природных ресурсов и экологии Тульской области (далее – министерство, административный орган) от 02.10.2014 № 26/14н. Решением Арбитражного суда Тульской области от 26.02.2015 заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован грубыми нарушениями административным органом при проведении проверки требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает, что при проведении плановой выездной проверки в отношении общества не было допущено ни одного нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), поэтому просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что протокол об административном правонарушении от 22.09.2014 № 25/14н основан на нормах административного права и составлен в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства. Административный орган также указывает на то, что общество не представило возражения на акт проверки ни в министерство, ни в суд первой инстанции, хотя имело такую возможность, и было ознакомлено с указанным актом и всеми его приложениями. Кроме того, министерство ссылается на надлежащее уведомление заявителя о проведении плановой проверки путем направления в адрес общества в установленный законом срок копии распоряжения о проведении проверки. ООО «Белевстройиндустрия» в отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. В обоснование своей позиции указывает, что нарушения выявлены административным органом не в ходе проверки, как того требует административный регламент. Кроме того, ни протокол об административном правонарушении, ни оспариваемое постановление не содержат ссылки на распоряжение о проведении проверки. По мнению общества, не разъяснение права на обжалование акта проверки нарушает один из основных принципов, установленных в статье 3 Закона № 294-ФЗ. Заявитель ссылается на то, что генеральный директор общества выражал несогласие с актом проверки, в том числе с тем, что он не был надлежащим образом уведомлен о начала проведения проверки. Также общество считает, что оно ненадлежащем образом уведомлено о рассмотрении дела об административном правонарушении. В соответствие с распоряжением и.о. председателя первого судебного состава от 24.04.2015 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отпуском судьи Еремичевой Н.В. произведена ее замена на судью Федина К.А. Судебное разбирательство начато с самого начала. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в силу следующего. Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения от 17.07.2014 № 24-01-09/225, министерством проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Белевстройиндустрия» по вопросу соблюдения обязательных требований законодательства о недрах и условий лицензии на право пользования недрами. В ходе проверки административным органом выявлены нарушения обществом пунктов 4.6, 4.7, 4.8, 6.1, 8.1 условий пользования недрами к лицензии ТУЛ 80039 ТЭ с целевым назначением и видами работ – открытая добыча строительного песка на Сестринском участке с геологическим изучением недр в контурах горных отводов, которые выражаются в следующем: разработка участка производится в контурах горного и земельного отводов, неоформленных в соответствии с действующим законодательством, ООО «Белевстройиндустрия» не исполнена обязанность по добыче установленного объема строительного песка в соответствии с условиями пользования недрами, недропользователь не инициировал внесение изменений в условия пользования недрами, что является нарушением пункта 2 статьи 7 и пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 12.10.1992 № 2395-1 «О недрах», пункта 2 и пункта 10 части 2 статьи 12 Закона Тульской области от 02.02.1998 № 78-ЗТО «О недропользовании». Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, министерством 22.09.2014 в отношении ООО «Белевстройиндустрия» составлен протокол об административном правонарушении № 25/14н. В тот же день составлен акт проверки № 24-01-09/115. Рассмотрев материалы административного дела, министерство вынесло постановление от 02.10.2014 № 26/14н, которым ООО «Белевстройиндустрия» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Белевстройиндустрия» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что протокол об административном правонарушении составлен без наличия предусмотренных законом сведений о правонарушении – до составления акта проверки, в связи с чем данный протокол не может являться доказательством факта административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и основанием для вынесения постановления по делу об административном правонарушений. Кроме того, из анализа протокола и акта проверки суд установил, что административное правонарушение установлено вне временных рамок проведения проверочных действий. При этом суд первой инстанции указал, что в акте проверки в нарушение требований части 12 статьи 16 Закона № 294-ФЗ не разъяснено право юридического лица на подачу возражений вышестоящему должностному лицу, в случае несогласия с актом проверки, чем в свою очередь нарушено право, предусмотренное пунктом 4 статьи 21 Закона № 294-ФЗ. Также суд первой инстанции сослался на грубое нарушение установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, выраженное в не уведомлении общества о начале проведения проверки. С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности состава вменяемого обществу административного правонарушения ввиду того, что доказательства по делу об административном правонарушении нельзя признать допустимыми, поскольку они получены министерством с нарушением требований Закона № 294-ФЗ. Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами в силу следующего. Часть 1 статьи 1 Закона № 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Указанным законом устанавливаются порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 2 статьи 1 указанного Закона). Статьей 20 Закона № 294-ФЗ предусмотрен перечень грубых нарушений, при совершении которых результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее, чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Из представленного административным органом распоряжения от 17.07.2014 № 24-01-09/115, усматривается период проведения проверки с 26.08.2014 по 22.09.2014. Копия названного распоряжения направлена ООО «Белевстройиндустрия» письмом № 30000076524227 по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а именно г. Тула, ул. Южный поселок, ул. Автомобилистов, д. 6. На уведомлении о вручении стоит подпись генерального директора общества и отметка о получении 24.07.2014. Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что копия распоряжения от 17.07.2014 № 24-01-09/115 о проведении выездной проверки получена обществом в течение трех рабочих дней до начала проведения проверки. Ранее не приводившийся заявителем довод заявителя о неполучении распоряжения о проведении министерством проверки как существенном нарушении процессуальных прав общества отклоняется апелляционным судом. Заявитель надлежащим образом извещен о проведении проверки, о чем свидетельствует уведомление (т. 2, л.81), а также распоряжение вручено лично заместителю генерального директора общества 26.08.2014, директор общества присутствовал при проведении проверки, получил акт проверки (т. 1, л.15-19). Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки 22.09.2014 в 10 часов 00 минут административным органом выявлены факты невыполнения условий пользования недрами, а именно разработка участка производится в контурах горного и земельного отводов, неоформленных в соответствии с действующим законодательством, несоблюдения ООО «Белевстройиндустрия» обязанности по добыче установленного объема строительного песка в соответствие с условиями пользования недрами, не инициируя при этом внесение изменений в условия пользования недрами, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 22.09.2014 № 25/14н. При этом ссылка ООО «Белевстройиндустрия» на то, что нарушение выявлено 22.09.2014 в 10 часов 00 минут, в то время как согласно акту проверки в этот день проверочные мероприятия проводились с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут, не имеет в данном случае существенного значения, поскольку проверочные мероприятия проведены, а допущенное обществом нарушение выявлено в пределах временных рамок, установленных распоряжением о проведении проверки от 17.07.2014 № 24-01-09/115 (с 26.08.2014 по 22.09.2014). В тот же день 22.09.2014 в 15 часов 00 минут составлен акт проверки № 24-01-09/115. Согласно пункту 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении. В силу части 1 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Указанное, в том числе, согласуется с пунктами 67, 68 административного регламента исполнения государственной функции «Осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным исполнение и охраной недр», утвержденный приказом министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 15.08.2012 № 68-о, в соответствие с которым при выявлении в ходе проверки нарушений обязательных требований, за которые предусмотрена административная ответственность, должностным лицом возбуждается дело об административном правонарушений в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол об административном правонарушении составляется незамедлительно после выявления административного правонарушения. Таким образом, порядок привлечения лиц к административной ответственности регламентируется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен только после составления акта проверки, не основан на нормах права. Кроме того, по смыслу статьи 16 Закона № 294-ФЗ акт проверки по своей правовой природе является процессуальным документом, фиксирующим результаты проверки, в связи с чем составляется непосредственно после завершения ее проведения. При Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 по делу n А62-6576/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|