Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по делу n А54-4751/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

08 апреля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула

Дело № А54-4751/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2015

Постановление изготовлено в полном объеме  08.04.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко О.А., при участии от истца – открытого акционерного общества «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» (Республика Башкортостан, г. Уфа, ОГРН 1100280014020, ИНН 0278168302) –    Станкевича А.В. (доверенность от 02.10.2014 № 50), от ответчика – Рязанской области в лице министерства финансов Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201265090,                         ИНН 6231004349) – Вешкиной А.В. (доверенность от 31.12.2014 № 09-24/98), от третьего лица – министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1096234001698, ИНН 6234066600) – Ляха Л.Г. (доверенность от 12.01.2015                        № ЕМ/6-28), открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (Республика Мордовия,                      г. Рузаевка) – Дорожкина Н.И. (доверенность от 30.06.2014), в отсутствие третьих лиц – Управления Федерального казначейства по Рязанской области (г. Рязань,                              ОГРН 1026201262394, ИНН 6231013079), правительства Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201259480, ИНН 6231014428), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействие Арбитражного суда Рязанской области, апелляционную жалобу Рязанской области в лице министерства финансов Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.01.2015 по делу № А54-4751/2014 (судья Сельдемирова В.А.), установил следующее.

Открытое акционерное общество «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» (далее – истец, ОАО «Башкортостанская ППК») обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Рязанской области в лице министерства финансов Рязанской области (далее – ответчик) о взыскании убытков в размере                  15 997 858 рублей от выполнения регулярных пассажирских железнодорожных перевозок по установленным договором направлениям движения и количеством пригородных поездов, при применении тарифов, установленных органами государственной власти, за период с 15 мая 2011 года по 31 декабря 2011 года.

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 09.09.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области и Управление Федерального казначейства по Рязанской области.

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 10.10.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» и правительство Рязанской области.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 28.01.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Министерство финансов Рязанской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное решение и принять по делу новый судебный акт, указывая на то, что в данном случае обязательные условия возмещения убытков отсутствуют.

Заявитель жалобы считает, что суд первой инстанции, сделав ссылку на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23, не исследовал вопросы, касающиеся категории граждан, которым предоставлялись льготы по проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, нормативно-правового акта, которым предоставлена названная льгота, публично-правового образования, к полномочия которого относится финансирование данных расходов, о количестве граждан-льготников, проведенных истцом, расчета размера убытков, образовавшихся у истца.

Ответчик поясняет, что расчет убытков по осуществлению пригородных пассажирских перевозок на территории Рязанской области определялся истцом как разница между доходами и расходами, определенными  расчетным путем на основании Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 28.09.2010 № 235-т/1, то есть без учета Порядка, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 22.06.2011 № 157.

Кроме того, министерство финансов Рязанской области полагает, что оно не является надлежащим ответчиком.

По мнению заявителя жалобы, истец не обосновал документально объем выполненных работ, поскольку расчет убытков не подтвержден первичными документами, а в материалы дела не представлены билеты, списки льготников, документы, подтверждающие наличие льгот у перевезенных граждан, сведения о количестве перевезенных льготников, стоимости их поездок. Также не представлен акт сверки и согласования с ответчиком количества льготников.

Ответчик утверждает, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования разногласий, а в материалы дела не представлено экономическое обоснование тарифа на железнодорожные перевозки граждан в пригородном сообщении, применяемого в спорный период.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в отзыве на апелляционную жалобу считают доводы ответчика несостоятельными, не соответствующими обстоятельствам дела, поэтому считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.

Представители Управления Федерального казначейства по Рязанской области, правительства Рязанской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, ответчика и третьих лиц, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.

Как усматривается из материалов дела,  15.05.2011 между министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (Заказчик) и                                         ОАО «Башкортостанская ППК» (Исполнитель) заключен договор № 189/02 на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Рязанской области в 2011 году.

Пунктом 1.1 договора предусмотрено, что исполнитель осуществляет организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Рязанской области, согласно размеру движения пригородных поездов, определенному заказчиком, в соответствии с Приложением №1 к настоящему договору.

Согласно пункту 1.2 договора транспортное обслуживание пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Рязанской области осуществляется исполнителем по тарифам, согласованным Правительством Рязанской области.

Согласно пунктам 1.3, 2.3 договора (в редакции протокола разногласий)  Заказчик обеспечивает представление субсидий на компенсацию убытков, возникающих от действия согласованного тарифа на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении на территории Рязанской области. Заказчик обязуется обеспечить своевременное и в полном объеме предоставление субсидий на компенсацию убытков, возникающих от действия согласованных Правительством Рязанской области тарифов на перевозку пассажиров, с учетом средств, предусмотренных Законом Рязанской области от 21.12.2010 № 156-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» и средств, выделяемых из федерального бюджета на цели, указанные в подпункте 11 пункта 1 настоящего договора.

Порядок и условия предоставления субсидий и осуществления расчетов установлен в пункте 6 договора, в соответствии с которым оплата настоящего договора производится заказчиком за оказанные услуги путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя. Исполнитель ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем транспортного обслуживания населения, представляет заказчику отчет об убытках за отчетный месяц (Приложение № 3 к настоящему договору) и счет на перечисление субсидий. Перечисление субсидий исполнителю осуществляется заказчиком в течение 10 банковских дней с даты получения документов, указанных в пункте 6.2. настоящего договора.

В соответствии с пунктом 10 договора   настоящий  договор вступает в силу с момента его подписания, распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 15.05.2011, действуют до 31.12.2011 включительно, но в любом случае до полного исполнения сторонами своих обязательств.

Таким образом, в соответствии с заключенным договором министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, являясь заказчиком, обязалось возместить в 2011 году потери в доходах, возникающих в результате применения регулируемых тарифов на перевозку пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении.

Письмом от 23.08.2010 № 8-25/2398 Правительство Рязанской области согласовало тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Рязанской области в размере 12 рублей за одну десятикилометровую зону с 01.09.2010.

В рамках договора  в период с 15.05.2011 по 31.12.2011 истец осуществлял перевозку пассажиров в пригородном сообщении на территории Рязанской области в соответствии с объемами перевозок и направлениям движения, определенных договором. Плата за проезд взималась в размере тарифа, согласованного Правительством Рязанской области в письме от 23.08.2010 № 8-25/2398.

Общая сумма расходов от перевозки пассажиров на территории Рязанской области за указанный период по расчету истца составила 20 683 376 рублей, общая сумма доходов – 79 009 рублей.

Во исполнение условий договора министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области возместил истцу потери в доходах в сумме 4 606 508 рублей 99 копеек, что подтверждается платежными поручениями от 12.12.2011 № 618, № 621, № 625, № 626, № 638, от 23.12.2011 № 35, № 982, № 990.

Таким образом,  по расчету истца  сумма убытков за указанный период составила               15 997 858 рублей 01 копейка.

Ссылаясь на то, что в период с 15.05.2011 по 31.12.2011 истцом выполнены перевозки пассажиров железнодорожным транспортом по установленным Правительством Рязанской области тарифам, что привело к возникновению у истца убытков в виде потерь в доходах, ОАО «Башкортостанская ППК» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования (цен, тарифов)» определено право субъектов Российской Федерации вводить регулирование тарифа при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов за счет соответствующих субъектов Российской Федерации.

Правительство Рязанской области своим правом воспользовалось и истец осуществлял перевозки пассажиров в поездах пригородного железнодорожного сообщения по территории Рязанской области по согласованному тарифу – 12 рублей за одну десятикилометровую зону.

В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникающие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение возложенной на субъект Российской Федерации обязанности по возмещению потерь в доходах владельца

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по делу n А23-6439/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также