Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2014 по делу n А23-1569/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

01 декабря 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула                                                                                                                    Дело № А23-1569/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2014

Постановление в полном объеме изготовлено 01.12.2014

                                              

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей  Стахановой В.Н. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии в судебном заседании представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области - Кондрашенко А.И. (доверенность от 10.11.2014 № 01-12/766), Черникова М.А. (доверенность от 04.02.2014  № 01-12/41), представителя общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика в Белоусово» - Степанова А.Е. (доверенность от 24.11.2014 № 14/72), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика в Белоусово» на решение Арбитражного суда Калужской области от 05.09.2014 по делу № А23-1569/2014 (судья Акимова М.М.), принятое по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области (г. Калуга,                           ОГРН 1044004412836, ИНН 4027065926) к обществу с ограниченной ответственностью «Птицефабрика в Белоусово» (Калужская область, д. Воробьи, ОГРН 1024000627947,        ИНН 4007011231) о взыскании 6 054 000 рублей, установил следующее.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области (далее по тексту – Управление) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Птицефабрика в Белоусово» (далее – общество, ООО «Птицефабрика в Белоусово») о возмещении ущерба, причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды в размере 6 054 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 05.09.2014 заявленные требования Управления были удовлетворены в полном объеме. С общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика в Белоусово» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 53 270 рублей.

Не согласившись с принятым решением, ООО «Птицефабрика в Белоусово» обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции, приняв по делу новый судебный акт.

В обоснование своей позиции заявитель указал, что применение судом первой инстанции для определения загрязнения почвы методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды от 08.07.2010 № 238, считает неправомерным, поскольку используя пункт 6 Методики для установления факта химического загрязнения почвы, загрязненным можно признать участок с нормальным содержанием природных веществ, сравнив который с сопредельной территорией, почва которой имеет менее богатый состав химических веществ или их недостаточное количество (концентрацию).

Также заявитель жалобы полагает, что при исчислении в стоимостной форме размера вреда суд неправомерно применил показатель категории земель и целевого назначения, предусмотренный пунктом 8 Методики. Земельный участок с кадастровым номером 40:07:000000:0070, принадлежащий ООО «Птицефабрика в Белоусово», относится к категории сельскохозяйственных земель с видом разрешенного использования для строительства и эксплуатации зданий, строений, сооружений птицеводческих предприятий. Показатель 1,5, примененный судом, относится к землям лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса, однако, в данном случае применению подлежит показатель, равный 1,0.

Заявитель апелляционной жалобы выразил несогласие с выводами суда о площади загрязненных участков и примененных Управлением Росприроднадзора по Калужской области методов технических средств измерения площади. Как указало                                  ООО «Птицефабрика в Белоусово», в протоколе отбора проб почвы от 07.05.2013 отсутствовали указания на какие-либо средства измерений; в протоколе отбора проб почвы не указаны способы и методы исследования расстояний, сведения о проведении замеров средней длины шага. Вывод суда об указании о допустимости измерений шагами в главе 6 таблицы в п.5 Свода правил СП 126.13330.2012 «Геодезические работы в строительстве» Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84 является необоснованным.

Общество с ограниченной ответственностью «Птицефабрика в Белоусово» полагало, что истец должен был произвести зачет денежных средств, перечисленных в качестве платежей за негативное воздействие на окружающую среду в счет погашения ущерба, нанесенного почвам. Заявитель обратил внимание на то, что не согласен и с выводом суда о том, что на загрязнение не оказало влияние пользование очистными сооружениями предыдущими собственниками.

Управление возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев доводы жалобы и возражения на нее, исследовав документы, представленные в материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области и отмене решения Арбитражного суда Калужской области от 05.09.2014 ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, в период с 24.04.2013 по 31.05.2013 при проведении плановой выездной проверки и соблюдения природоохранного законодательства обществом с ограниченной ответственностью «Птицефабрика в Белоусово», расположенного по адресу: 249161, Калужская область, Жуковский район, Воробьевский сельсовет, было установлено, что им допущена порча земель, в результате длительного сброса недостаточно очищенных сточных вод на рельеф местности (водосбор бассейна р. Протвы).

В ходе проведения проверки было установлено, что сточные воды ответчика поступают для дальнейшей очистки на очистные сооружения биологической очистки, состоящие из входной приемной камеры, первичных двухъярусных отстойников (4 шт.), вторичных вертикальных отстойников второй ступени (2 шт.), контактной камеры, иловых площадок.

В последующем с очистных сооружений ответчика сточные воды по канализационному коллектору отводятся на рельеф местности.

Согласно предоставленному проекту реконструкции комплекса очистных сооружений общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика в Белоусово», сточные воды на поверхности капельного биофильтра должны распределяться спринклерной системой, состоящей из дозировочных баков, сифонных устройств, разводящих трубопроводов и спринклерных головок. При этом, 07.05.2013 в ходе проведения выездной проверки было установлено, что сточные воды, поступающие с первичных отстойников в биофильтр, не распределяются спринклерной системой, а изливаются из трубопровода в дозировочные баки, и далее по поверхности загрузки биофильтра посредством дырочных (дырчатых) труб, при этом не достигается равномерного распределения очищаемой жидкости по поверхности и в толще загрузки.

Кроме того, в день проведения проверки не была задействована система очистки второй ступени (биофильтр и вторичный отстойник второй ступени). Проверкой установлено, что капельный биофильтр второй ступени находится в ремонтном состоянии и сточная вода из вторичных вертикальных отстойников первой ступени поступает на канализационно - насосную станцию (КНС), откуда перекачивается в контактную камеру и далее по канализационному коллектору сточная вода отводится на рельеф местности. В результате длительного сброса сточных вод на рельеф образовалась территория площадью 2 530 м.кв. покрытая сточными водами серого цвета с гнилостным запахом.

Указанное подтверждается актом проверки от 31.05.2013, протоколом результатов химического анализа проб почвы от 15.05.2013 № П-80/13, протоколом отбора проб почвы от 07.05.2013, схемой отбора проб почвы у очистных сооружений общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика в Белоусово», фотоматериалами.

Проверкой было установлено, что сточные воды не распределяются равномерно по поверхности биофильтра, в связи с чем, на неорошаемых участках биопленка высыхает, а на излишне переувлажненных участках отмирает и вымывается во вторичный отстойник, где разлагается и вызывает вторичное загрязнение сточных вод, которые при проверке сбрасывались непосредственно в контактную камеру, минуя систему второй ступени очистки и, далее, по сбросному коллектору на рельеф (водосбор бассейна р. Протвы).

Исходя из вышеизложенного, было установлено, что очистные сооружения ответчика работают без соблюдения установленного проектом режима. Результаты химических анализов подтверждаются лабораторными исследованиями, проведенными Федеральным бюджетным учреждением «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» Калужский филиал (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.511066 действителен до 19.03.2018).

Согласно материалам проведенного химического исследования сбрасываемых «на рельеф» с очистных сооружений сточных вод в точке № 1 (выпуск очистных сооружений) установлено превышение химических веществ, в том числе: по азоту аммонийному в 16,4 раза, нитритам в 2,1 раза, по фосфатам в 13,5 раза, по взвешенным веществам в 7,9 раза, по БПК в 284 раза.

В точке 2 (ручей выше сброса очистных сооружений) превышение по взвешенным веществам в 1,6 раза, по ВПК полному превышено в 3,8 раза, по азоту аммонийному превышение в 1,9 раза. В точке 3 (ручей ниже сброса очистных сооружений) превышение по взвешенным веществам в 2,6 раза, по БПК полному превышено в 8,7 раза, по азоту аммонийному превышение в 6,4 раза, по фосфатам превышение в 4,7 раза.

В ходе проведения проверки 07.05.2013 Калужским филиалом Федеральным бюджетным учреждением «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» в присутствии представителя ответчика были произведены отборы проб почвы в двух точках: в точках площадка № 1 (3 x 10 м.), площадка № 2 (50 х 50 м), данные точки обозначены на схеме.

По результатам проведенной проверки для устранения выявленных нарушений ответчику было выдано предписание от 31.05.2013 № 04-101/2013/10, согласно которому ответчику предписывалось обеспечить соблюдение режима эксплуатации очистных сооружений в соответствии с проектом реконструкции очистных сооружений, а именно обеспечить работу спринклерной системы биофильтров, в том числе системы очистки второй ступени в срок до 15.11.2013.

Указанное предписание ответчиком в установленном законом порядке не оспорено. При этом, предписание ответчиком также не исполнено, нарушения не устранены и не прекращены. В результате продолжительного сброса сточных вод с принадлежащих ответчику очистных сооружений на рельеф местности допущено загрязнение земельных участков, тем самым, земельным участкам площадью 30 м.кв. и 2 500 м.кв. нанесен ущерб, который исчислен истцом в соответствии с методикой исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238. Письмом от 09.12.2013 № 01-13/1354 истец обратился к ответчику с требованием о возмещении суммы причиненного ущерба в добровольном порядке. Ввиду того, что ответчиком не было исполнено требование истца в добровольном порядке, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.

Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - ФЗ «Об охране окружающей среды»)  хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Части 1, 2 статьи 39 названного закона содержат положения о том, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу части 1 статьи 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2014 по делу n А54-2709/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также