Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 по делу n А09-9806/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)06 ноября 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело А09-9806/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 28.10.2014 Постановление изготовлено в полном объеме 06.11.2014 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Бушуева Сергея Викторовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г. Москва, в лице филиала по Брянской области, г. Брянск, третьи лица: Правительство Брянской области, Администрация Жуковского района Брянской области о признании кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, установил следующее. Бушуев Сергей Викторович (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области о признании кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, а именно: земельного участка с кадастровым номером 32:08:0340244:5069, площадью 5 931 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Жуковский район, г. Жуковка, ул. Карла Маркса, уч. 101, равной его рыночной стоимости в размере 617 000 руб. 00 коп.; земельного участка с кадастровым номером 32:08:0340244:5070, площадью 1 296 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Жуковский район, г. Жуковка, ул. Карла Маркса, 105-А, равной его рыночной стоимости в размере 135 000 руб. 00 коп. Решением арбитражного суда в удовлетворении иска отказано. Не согласившись с принятым судебным актом, Бушуев Сергей Викторович обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просил отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Бушуев Сергей Викторович оспаривает кадастровую стоимость земельных участков, которая утверждена постановлением администрации Брянской области (правопреемником которой в настоящее время является Правительство Брянской области) от 30.11.2012 № 1112. Вместе с тем данное лицо не было привлечено к участию в деле. Следовательно, судом первой инстанции принят оспариваемый судебный акт о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле. Определением от 02.07.2014 Двадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Брянской области. Изучив материалы дела, оценив доводы искового заявления, отзыва на него, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. Как следует из материалов дела, Бушуеву С.В. на праве собственности принадлежат: 1) пилорама, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 484,5 кв. м, инв. № 13469. лит. А, адрес объекта: Брянская область, Жуковский район, г. Жуковка, ул. Карла Маркса, д. 101 (свидетельство о государственной регистрации права серии 32-АЖ № 001372 от 23.12.2011; 2) растворо-бетонный узел (РБУ), назначение: нежилое, 1-этажный, площадь застройки 25,8 кв. м. лит. Б4, адрес объекта: Брянская область, Жуковский район, п. Жуковка, ул. Карла Маркса, б/н (свидетельство о государственной регистрации права серии 32-АГ № 833124 от 24.03.2011). Указанные объекты расположены на земельных участках: с кадастровым номером 32:08:0340244:5070, категория земель - «земли населенных пунктов», по адресу: Брянская область, Жуковский район, г. Жуковка, ул. Карла Маркса, 105-А, общей площадью 1 296 кв. м, с разрешенным видом использования - для производственной базы; с кадастровым номером 32:08:0340244:5069, категория земель - «земли населенных пунктов», по адресу: Брянская область, Жуковский район, г. Жуковка, ул. Карла Маркса, уч. 101, общей площадью 5931 кв. метр, с разрешенным видом использования – для производственной базы. Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 32:08:0340244:5069 составляет 4 777 894 руб. 98 коп., с кадастровым номером 32:08:0340244:5070 – 1 044 031 руб. 68 коп. Администрация Жуковского района Брянской области направила истцу для согласования и подписания договоры аренды от 14.02.2013 № 16/13 и от 14.02.2013 № 17/13 указанных земельных участков. Размер арендной платы был установлен исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Однако договоры аренды земельных участков подписаны не были. Согласно отчету от 29.05.2013 № 058-05/13Н, выполненному ООО «Бизнес Фаворит», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:08:0340244:5070 составляет 135 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 32:08:0340244:5069 – 617 000 руб. 00 коп. Полагая, что кадастровая стоимость спорных земельных участков завышена по сравнению с их рыночной стоимостью, истец обратился в арбитражный суд с иском. В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 изложена правовая позиция, согласно которой законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются. Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ) предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Поскольку различие между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заключается в различных методах оценки (при определении кадастровой стоимости используется метод массовой оценки, при определении рыночной стоимости – метод индивидуальной оценки), принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости») (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11). В подтверждение своей позиции истцом в материалы дела представлен отчет от 29.05.2013 № 058-05/13Н, выполненный ООО «Бизнес Фаворит», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:08:0340244:5070 составляет 135 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 32:08:0340244:5069 – 617 000 руб. 00 коп. по состоянию на 01.01.2010, т.е. на туже дату, на которую определена кадастровая стоимость земельных участков.. Поскольку статьей 17.1 Закона № 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика, истцом представлено экспертное заключение от 28.06.2013 № 1199/2013-2, выполненное экспертным советом общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», на отчет № 058-05/13Н. Согласно данному заключению отчет от 29.05.2013 № 058-05/13Н, выполненный ООО «Бизнес Фаворит», соответствует федеральным стандартам оценки, ССО-РОО 2010, выводы оценщика при определении рыночной стоимости земельных участков признаны обоснованными. Таким образом, отчет от 29.05.2013 № 058-05/13Н и экспертное заключение от 28.06.2013 № 1199/2013-2 свидетельствуют о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков действительно существенно отличается от определенной оценщиком рыночной стоимости этих земельных участков. В силу статьи 12 Закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Доказательств оспаривания указанных отчета и экспертного заключения, а также иного отчета в обоснование своих возражений ответчиками не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Суд апелляционной инстанции в определениях от 02.07.2014, от 30.07.2014, от 22.09.2014 разъяснял лицам, участвующим в деле, о праве заявлять ходатайства о назначении судебной экспертизы по делу. Вместе с тем ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы лица, участвующие в деле, не заявляли. Отчет от 29.05.2013 № 058-05/13Н и экспертное заключение от 28.06.2013 № 1199/2013-2 соответствуют действующему гражданскому законодательству, иным нормативно-правовым актам. Оценив представленные отчет и экспертное заключение наряду с другими доказательствами по делу по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании отчета от 29.05.2013 № 058-05/13Н. В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости. Из пункта 3 статьи 16 Федерального Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 по делу n А68-2165/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|