Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014 по делу n А09-1227/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

26 сентября 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула

Дело № А09-1227/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  23.09.2014

Постановление изготовлено в полном объеме 26.09.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Тучковой О.Г, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Илюхиной Е.Е., при участии от истца – Ерохина Сергея Васильевича (д. Савчино Дятьковского района Брянской области, ИНН 320201306286) – Ерохиной Г. (доверенность от 07.02.2014), от третьих лиц: правительства Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525) – Ивановой Н.Г. (доверенность от 10.09.2013), администрации Дятьковского района                      (г. Дятьково Брянской области, ОГРН 1023200525358, ИНН 3202000859) –                     Коротковой Е.Д. (доверенность от 11.06.2014), в отсутствие представителей ответчика –  Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата «Росреестра» по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), третьего лица – управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск,                                       ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365), уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи, апелляционные жалобы администрации Дятьковского района и правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 02.06.2014 по делу № А09-1227/2014 (судья Дюбо Ю.И.), установил следующее.

Ерохин Сергей Васильевич (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к правительству Брянской области (далее – правительство), управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее – управление), межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 5 по Брянской области, г. Брянск, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области» о признании недействительной кадастровой стоимости земельных участков:

– с кадастровым номером 32:06:0040101:169, площадью 590 000 кв. м, расположенного по адресу: примерно в 700 метрах по направлению на юг от ориентира населенного пункта Старая Рубча, адрес ориентира: Брянская область, Дятьковский район,                                       СПК «Будочковский»;

– с кадастровым номером 32:06:0040101:174, площадью 335 737 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, примерно в 800 метрах по направлению на северо-запад от населенного пункта Савчино;

– с кадастровым номером 32:06:0040101:173, площадью 400 000 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, примерно в 200 метрах по направлению на юго-запад от населенного пункта Савчино;

– с кадастровым номером 32:06:0040101:167, площадью 100 000 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, деревня Савчино;

– с кадастровым номером 32:06:0040101:177 площадью 664 263 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, примерно в 80 метрах по направлению на северо-запад от населенного пункта Савчино,

и установлении кадастровой стоимости равной рыночной земельных участков

 К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Дятьковского района Брянской области.

В ходе судебного разбирательства истец заявил ходатайство о замене ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области на ФГБУ «ФКП Росреестра в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области; исключении из числа ответчиков МИФНС России № 5 по Брянской области; исключении из числа ответчиков и привлечении в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, правительства Брянской области и управления Росреестра по Брянской области, которое удовлетворено судом в порядке статей 47, 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований в соответствии с результатами заключения эксперта ООО «Ко-Инвест-Брянск» от 15.04.2014 № 14-04Э, а именно: о признании недействительной кадастровой стоимости земельных участков и установлении кадастровой стоимости:

– земельного участка с кадастровым номером 32:06:0040101:169, площадью 590 000 кв. м, расположенного по адресу: примерно в 700 метрах по направлению на юг от ориентира населенного пункта Старая Рубча, адрес ориентира: Брянская область, Дятьковский район, СПК «Будочковский», по состоянию на 01.01.2010 равной рыночной стоимости                        7 080 тыс. рублей;

– земельного участка с кадастровым номером 32:06:0040101:174, площадью 335 737 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, примерно в 800 метрах по направлению на северо-запад от населенного пункта Савчино, по состоянию на 01.01.2010 равной рыночной стоимости 4 028 800 рублей;

– земельного участка с кадастровым номером 32:06:0040101:173, площадью 400 000 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, примерно в 200 метрах по направлению на юго-запад от населенного пункта Савчино, по состоянию на 01.01.2010  равной рыночной стоимости 4 800 тыс. рублей;

– земельного участка с кадастровым номером 32:06:0040101:167, площадью 100 000 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, деревня Савчино, по состоянию на 01.01.2010 равной рыночной стоимости 1 200 тыс. рублей;

– земельного участка с кадастровым номером 32:06:0040101:177 площадью 664 263 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, примерно в 80 метрах по направлению на северо-запад от населенного пункта Савчино, по состоянию на 01.01.2010 равной рыночной стоимости 7 971 200 рублей.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 02.06.2014 уточненные исковые требования удовлетворены.

В отношении требований к правительству Брянской области и управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области производство по делу прекращено.

Не согласившись с решением суда, правительство Брянской области и администрация подали апелляционные жалобы, в которых просят обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежат:

– земельный участок из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием – для жилищного строительства, общей площадью 590000 кв. м, расположенный по адресу: в 700 м по направлению на юг от ориентира н. п. Старая Рубча (Брянская область, Дятьковский район, СПК «Будочковский»), кадастровый номер 32:06:0040101:169 (свидетельство о государственной регистрации 32-АЖ № 142847 от 22.08.2012);

– земельный участок из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием – для жилищного строительства, общей площадью 335737 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Дятьковский район, примерно в 800 м по направлению на северо-восток от н. п. Савчино, кадастровый номер 32:06:0040101:174 (свидетельство о государственной регистрации 32-АЖ № 142846 от 22.08.2012);

– земельный участок из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием – для жилищного строительства, общей площадью 400000 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Дятьковский район, примерно в 200 м по направлению на юго-запад от н. п. Савчино, кадастровый номер 32:06:0040101:173 (свидетельство о государственной регистрации 32-АЖ № 142848 от 22.08.2012);

– земельный участок из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием – для жилищного строительства, общей площадью 100000 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Дятьковский район, д. Савчино, кадастровый номер 32:06:0040101:167 (свидетельство о государственной регистрации                 32-АЖ № 142845 от 22.08.2012);

– земельный участок из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием – для жилищного строительства, общей площадью 664263 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Дятьковский район, примерно в 80 м по направлению на северо-запад от н. п. Савчино, кадастровый номер 32:06:0040101:177 (свидетельство о государственной регистрации 32-АЖ № 142849 от 22.08.2012).

Постановлением Администрации Брянской области от 30.11.2012 № 1112 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2010, по результатам которой:

–  кадастровая стоимость земельного участка  с кадастровым номером 32:06:0040101:169 по состоянию на 01.01.2010 составляет 50 380 100 рублей;

– кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:06:0040101:174 по состоянию на 01.01.2010 составляет 28 668 582 рубля 43 копейки;

– кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:06:0040101:173 по состоянию на 01.01.2010 составляет 34 156 000 рублей;

– кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:06:0040101:167 по состоянию на 01.01.2010  составляет 8 539 000 рублей;

– кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:06:0040101:177 по состоянию на 01.01.2010 составляет 56 721 417 рублей 57 копеек.

Полагая, что кадастровая стоимость спорных земельных участков завышена, истец обратился в арбитражный суд.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 изложена правовая позиция, согласно которой законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются.

Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ                                  «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ) предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Поскольку различие между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заключается в различных методах оценки (при определении кадастровой стоимости используется метод массовой оценки, при определении рыночной стоимости –  метод индивидуальной оценки), принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014 по делу n А23-661/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также